Скачать:TXTPDF
Духовные основы общества. Введение в социальную философию

или — что то же —единство общественного единства и общественной множественности, общественная жизнь имеет начало, возвышающееся над этой двойственностью и вносящее в нее момент органической целостности. Все попытки толковать и осуществлять право либо только как совокупность ничем не стесненных, определенных лишь произволом государственной власти норм, своевольно формирующих общественную структуру, как скульптор — глину, т. е. утверждать абсолютный примат государства над обществом, либо только как выражение свободного взаимодействия воль отдельных участников общества, т. е. утверждать обратный примат гражданского общества над государством, — последовательно ведут либо к деспотизму, либо к анархии, т. е. к разрушению общества как органически целостного и расчлененно–упорядоченного единства. В силу этой верховной, примиряющей и согласующей функции права само различие в нем между «публичным» и «частным » правом не может быть абсолютным и резко отчетливым; как указано, всякое право есть начало «публично–частное «; как все гражданские права и отношения должны иметь государственный смысл и государственное оправдание, вкладываться в высшие общие цели планомерного общественного строительства, так, с другой стороны, и планомерная государственная организация общества должна не деспотически властвовать над ним, подавляя и угнетая свободную активность его членов, а строиться на основе обеспеченной правом системы частных сфер влияний.

Право есть по своему существу, как мы знаем (гл. II–III), осуществление должного, абсолютной правды в эмпирии общественной жизни. В нем обнаруживается, что общественная жизнь имеет свою основу в духовной жизни, в богочеловеческой природе общества. Именно в силу этого лишь в нем дано примирение, внутреннее согласование или, точнее, актуальное осуществление единства тех двух начал общественной жизни, которые, в форме онтологической двойственности между индивидом и обществом, были исходным пунктом наших размышлений и рассмотрение которых, в форме двойственности между спонтанностью и планомерностью, гражданским обществом и государством, завершает наше исследование.

Примечания

1

Помни о смерти (лат.).

2

Ср. нашу статью «Религиозно-исторический смысл русской революции» в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания». Берлин, 1924.

3

Чем больше перемен, тем больше все остается по-старому (фр.).

4

Carlyle. Latter day’s Pamphlets.

5

Мы заимствуем эти термины у П. Б. Струве, который первый ввел их для обозначения этих двух социально-философских воззрений в своей книге «Хозяйство и цена».

6

«это — я сам» (санскр.) — формула, означающая единство субъекта и объекта.

7

Эти соотношения были хорошо выяснены еще в старой школе «V?lkerpsychologie» немецких мыслителейLazarus’aиSteintal’яв 60-х годах XIX в.

8

Ср. классическое в этом смысле построение немецкого социолога F. Tunnies в его известной книге «Gemeinschaft und Gesellschaft».

9

Lazarus M. Vom Ursprung der Sitten. Zeitschrift f?r V?lkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Bd. 1. S. 472.d. 1. S. 472.

10

долгое время (фр.).

11

Природа мистического опыта и раскрывающейся в нем духовной жизни хорошо описанаН. А. Бердяевымв гл. 1 его «Философии свободного духа». То же соотношение я пытался в общей форме выразить в учении о «живом знании» и в онтологической теории знания в моей книге «Предмет знания» (1915).

12

Ср., напр., классическое в этом смысле исследованиеW. Kuzhler’а «Intelligenzprufungen bei menschlichen Affen».Ко всей этой теме см. блестящую синтетическую сводкуMax Scheler’a «Die Stellung des Menschen im Kosmos» (1928),теоретическая ценность которой совершенно независима от ее ложных религиозно–философских выводов.

13

Только для человека возможно невозможное; он различает, выбирает и судит (нем.).

14

Friedrich Wieser. Das Gesetz der Macht. 1926.

15

Обстоятельный анализ онтологического дуализма и онтологической связи между конкретным всеединством и сферой отвлеченных определенностей я пытался дать в моей книге «Предмет знания». Здесь эта тема в приложении к духовно–общественной жизни человека могла быть намечена лишь в самой общей форме.

16

кастовость; сословный, корпоративный дух (фр.).

17

Об этом см.:Новгородцев 77.Об общественном идеале.

18

Позволять действовать, позволять идти (своим путем) (фр.).

19

Ср.:Соловьев Вл.Критика отвлеченных начал.

20

«мы все это изменили» (фр.).

21

Немецкий социолог Фридрих Визер называет это соотношение «законом малого числа».Wieser F. Das Gesetz der Mach, 1926.

22

добрая воля (фр.).

23

«так я хочу, так я велю, пусть доводом будет моя воля» (лат.).

24

«положение обязывает» (фр.).

25

Термины заимствованы из статьи П. Б. Струве «Материнское лоно и героическая воля» в «Русской мысли», 1922. Сама идея различия между «женским» («материнским») и «мужским» началом духовной и общественной жизни намечена и подтверждена на материале античной культуры в классических работах И. Бахофена.

26

противоречие в определении (лат.).

27

Ср. классическое исследование:SchurtzН. Altersklassen und Mannerbunde. 1902.

28

противоречие в определении (лат.).

29

право пользования и использования.

Скачать:TXTPDF

Духовные основы общества. Введение в социальную философию Франк читать, Духовные основы общества. Введение в социальную философию Франк читать бесплатно, Духовные основы общества. Введение в социальную философию Франк читать онлайн