употребляется теперь в русском языке обычно только как глагол и лишь в редких случаях (в таких оборотах, как «не в мочь», «мочи моей нет» и т. п.) – как существительное. Чтобы выразить понятие, для которого на немецком языке употребляется слово «das Können», мы должны – вполне в духе русского языка – возродить старинное русское слово «мочь» как существительное.
47
См.: например: Аристотель. Метафизика, кн. 3, глава 6 (1003a5); кн. 5, глава 12 (1019a15).
48
См.: Метафизика, кн. 7, глава 8 (1033b; кн. 9, глава 1).
49
Речь идет о книге А.Риля «Введение в современную философию» (СПб., 1904).
50
Гегель Г.В.Ф. Философии права. / Сочинения. Т. VII. М. – Л., 1934. С. 18.
51
«В вечном покое пребывает прошлое» (нем.)
52
Яков Беме (1575–1624) – немецкий философ-мистик. См.: Бердяев Н. Из этюдов о Якове Беме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе. //Путь. 1930, № 20. С. 47–79.
53
Имеется в виду повесть Ф.М.Достоевского «Записки из подполья».
54
Выражение из произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Часть 1, глава «О новом кумире».
55
Неточная цитата. У Тютчева:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами.
56
См.: Кант. Критика чистого разума. III, 404–407.
57
У Кузанского: «А случается возможность оттого, что бытие-от, зависимое от первого бытия, не может быть полной, простой и абсолютной действительностью. По этой причине и актуальность здесь определяется возможностью, так что абсолютно существует только в потенции, и потенция не абсолютна, а всегда определена актуальностью».
(См.: Николай Кузанский. Об ученом незнании. I, 121).
58
В последние годы жизни учение об идеях «подвергалось» у Платона, по словам А.Ф.Лосева, – «пифагорейской обработке. Платон хотел найти источник для самих идей, который он и увидел теперь в „идеальных числах“.
(См.: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 265).
59
У Платона: «Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным…» Тимей, 28а.
60
См., например: Плотин. Эннеады, II, 4, 4–5. (Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1, Ч. 1. М., 1969. С. 540–541)
61
См.: Декарт Р. Начала философии. / Избр. произведения. С. 437–438.
62
63
В книге: «раскрылось».
64
См.: Ис. 6: 9 – 10.
65
Майевтика (греч.) – буквально: повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ сравнивал свой метод философствования.
66
Ср. с «максимой» Гете: «Человек должен верить, что непостижимое постижимо: иначе он не стал бы исследовать».
Гете И.В. Избранные философские произведения. С. 326.
67
См.: Николай Кузанский. О неином. II, 188–191.
68
Мейстер Эккарт (ок. 1260–1327/28) – немецкий мыслитель, представитель философской мистики позднего средневековья. См.: Мейстер Экхарт. Проповеди и рассуждения. М., 1912. Глава «О разуме и молчании его».
69
Терминология С.Л. Франка. Кузанский в книге «Об ученом незнании» употребляет термин «абсолютный максимум». Бог, то есть сама абсолютная максимальность, есть свет». (Николай Кузанский, I, 55). См. также «Диалог о становлении» (Николай Кузанский, I, 335–357).
70
Имеется в виду основное понятие философии М.Хайдеггера, введенное им в работе «Sein und Zeit» (1927).
71
Так Аристотель назвал «метафизику».
72
5, 1046d – 1048b. Ср. перевод С.С.Аверинцева: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 609. Дионисий (или Псевдо-Дионисий) Ареопагит – христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики.
73
Böhme J. Mysterium magnum… Cap. 7. См. также: Беме Я. AURORA, или Утренняя заря в восхождении. М., 1914. Глава III. О преблагословенной, торжествующей, Святой, Святой, Святой Троице, Боге Отце, Сыне, Духе Святом, Боге едином.
Ср. противоположное, явно негативное (по сравнению с Франком) отношение к Я.Беме о. Сергия Булгакова. Булгаков видел в Беме прежде всего представителя «линии оккультизма», находившегося, по его словам, в плену у «духа системы». См.: Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. [М], 1917. С. 163.
74
Прежде всего человеку нужно вернуться к самому себе, с тем чтобы, словно сделавши шаг, подняться и вознестись к Богу (лат.).
75
У Франка «оно».
76
Рудольф Герман Лотце (1817–1881) – немецкий философ, врач. Цитата из книги: Лотце Р.Г. Основания психологии. СПб., 1884. С. 120.
77
Имеется в виду состояние «нирваны» (санскр. букв. – угасание, затухание). Одно из центральных понятий индийской религии и философии. См.: Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны. Избр. труды по буддизму. М., 1988. С. 199–262.
78
В дальнейшем, как отчасти уже в предыдущем, мы должны вкратце повторить мысли, уже высказанные нами в нашей книге «Душа человека. Введение в философскую психологию» (Москва, 1917).
79
Аристотель. О душе, кн. 3, глава 8 (431b20).
80
См.: Бергсон А. Непосредственные данные сознания. (Время и свобода воли). Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1913.
81
См., например: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 105; Феноменология духа. Сочинения. Т. IV. М., 1959. С. 314.
82
Из стихотворения Ф.И.Тютчева «О чем ты воешь, ветер ночной?»
83
Над силой той, что естество связует,
Себя преодолевший торжествует.
84
Ах, две души живут в груди моей (нем.). Гете И.В. Фауст, ч. 1, сцена 2. У городских ворот.
85
См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1900. С. 113.
86
Шекспир У. Буря, IV, 1.
87
См.: Мф. 10: 39.
88
См.: Фихте И.Г. Наукоучение. Избр. соч. Т. 1. М., 1916. С. 54–56.
89
Обо всем этом ср. наш этюд «Я и мы» в сборнике в честь П.Б.Струве, Прага, 1926 и более подробно – в немецкой статье «Ich und Wir» в журнале «Der russische Gedanke», Bonn, 1928.
90
Известно, что палачи и профессиональные убийцы никогда не смотрят прямо в глаза не только своей жертве, но и вообще другому человеческому существу. Вполне естественно. Так как повторяющееся убийство предполагает такую установку к человеческому существу, при которой оно есть просто внешний «предмет», чистое, безразличное «оно», то для его возможности нужно тренироваться именно в этой установке. Но любая, даже беглая встреча с живым человеческим взором, – будучи таинственным откровением «ты» – мне подобного существа, «второго я» – сразу же и в корне уничтожает эту чисто предметную установку, переносит нас в совершенно иную плоскость бытия, в которой эта установка уже совершенно невозможна. Вполне естественно, что при таком ремесле такая встреча с «ты» должна избегаться и инстинктивно избегается.
91
«Два источника морали и религии» (1932).
92
Это отношение «я-ты» в его первичном смысле, как непосредственный опыт о реальности, очень выразительно изображает Тургенев на примере отношения между человеком и животным в «Стихотворении в прозе» «Собака». «Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновение и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек… Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, – в животном и в человеке, – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».
93
Рудольф Отто (1869–1937) – немецкий теолог и философ. Имеется в виду его главная работа «Das Heilige» (1917).
94
Цитируется стихотворение Тютчева «Предопределение».
95
См.: Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie (1923); Buber M. Ich und Du (1922) Ebner F. Wort und Liebe (1935). Обстоятельный обзор проблемы «диалогического мышления» см. в кн.: Casper B. Das dialogischen Denken. Eine Untersuchung der Religions-philosophischen Bedeutung Franz Rosenzweigs, Ferdinand Ebners und Martin Buber. Freiburg-Wien, 1967.
96
Подвешивать (нем.)
97
См.: Еф. 1: 23.
98
Идея построения социальной философии была реализована в книге «Свет во тьме».
99
Трое составляют коллегию (лат.).
100
У Гегеля: «Существование государства – это шествие Бога в мире» (Философия права. С. 268).
101
Ср.: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда, или оттуда выйти». Лейбниц Г. В. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1982. С. 413 – 414
102
См.: Диоген Лаэртский, IX, 7.
103
Строка из стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»
104
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 100.
105
Ин. 10: 1–6.
106
Речь идет о теории З.Фрейда, как она была изложена в его работе «Я» и «Оно» (1923). См.: Франк С.Л. Психоанализ как миросозерцание. / Путь. 1930. № 25. С. 22–50.
107
Ин. 8: 32.
108
Самое божественное знание Бога есть то, которое познается через неведение (Дионисий Ареопагит. О божественных именах, гл. VII, 3.).
109
Глубины духа моего с тревогой, постоянно взывают
К глубинам Бога: Скажи, которые бездонней?
(Op. cit. I, 68).
110
Увижу себя – увижу тебя (лат.).
111
Строфа из стихотворения «Красавица». Ср.: Франк С. Л. Религиозность Пушкина. / Этюды о Пушкине. 8-е изд.
Париж, 1987. С. 9 – 27.
112
Не совсем точная цитата. У Пушкина:
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
(«Поэт»).
113
Отбросить (нем.).
114
«Всюду простор, и нигде не смыкается круг».
115
116
Николай Кузанский, I, 131–132.
117
Гете И.В. Фауст, ч. 1, сцена 16. Сад Марты.
118
Du hast so eine leise Art zu sein;
Und jene, die dir laute Namen geben,
Sind schon vergessen deiner Nachbarschaft.
119
См., например: Чхандогья-упанишада, III, 14; V, 11–24.
120
Платон. Письма, VII, 341cd.
121
О Григории Назианзине (ок. 329–390) см.: Памятники византийской литературы IV–IX веков. М., 1968. С. 70–83. Точное авторство гимна «К Богу» не установлено.
122
Ин. 3: 31–36.
123
Ин. 1: 18.
124
В этом смысле пользуется онтологическим доказательством уже Плотин, Enn. (IV, 7, 9), и даже уже Платон имеет его в виду в последнем, решающем доказательстве бессмертия души в «Федоне» (102 А и сл.). Ср. в нашем «Предмете знания» приложение: «К истории онтологического доказательства».
125
Мф. 11: 25.
126
Мф. 5: 8.
127
У Франка «существа», явная опечатка.
128
Кор. 13: 12.
129
Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nun kan leben;
Werd ich zu nicht, Er muss von Noth den Geist aufgeben.
130
У Франка – «резервацией», явная опечатка.
131
Франц Баадер (1765–1841) – немецкий философ, врач и теолог, представитель неортодоксального католицизма.
132
Ис. 55: 8–9.
133
Ин. 1: 1.
134
Ин. 1: 14.
135
См., например: Ин. 16:13.
136
Тайный союз (лат.).
137
Профессор – личность, Бог же никто (нем.).
138
См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. / Сочинения. Т. XI. М. – Л., 1935. С. 305.
139
Учение британского монаха Пелагия (около 360–418), который отверг учение о первородном грехе и в противовес концепции благодати и предопределения Августина делал акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека. В 431 г. было осуждено на третьем Вселенском соборе.
140
Парменид. О природе, IV, 7.
141
Ин. 4: 8.
142
Имеется в виду, в частности, известное выражение Тертуллиана: «Credo quia absordum» («Верую, потому что абсурдно»). Tertullian. De Carne Christi, V.
143
Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (лат.).
144
Мф. 22: 32.
145
Римл. 3: 28; Гал. 2: 16.
146
Иак. 2: 20.
147
Мф. 7: 16.
148
Строфа из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…».
149
См. подробнее: Франк С.Л. О природе душевной жизни. // По ту сторону правого и левого. Сб. статей. Париж, 1972. С. 155–239.
150
Спиноза Б. Этика. Теорема 17, схолия.
151
Раскрытие, проявление Бога (лат.).
152
Строки из поэмы Вл. Соловьева «Три свидания»:
Не веруя обманчивому