разум не находит объяснения, должны исполняться лишь потому, что их установил Бог. Хотя в общем картина именно такова, однако в талмудическом законодательстве и более поздней еврейской литературе имеются утверждения, свидетельствующие о тенденции, направленной на полную автономизацию человека — вплоть до того, что он станет свободным от Бога, или, по крайней мере, сможет относиться к Нему как к равному.
Полное выражение идеи о человеческой автономии можно найти в следующей талмудической притче:
В тот день [обсуждая ритуальную чистоту] рабби Элиэзер привел все мыслимые аргументы, но их не приняли. Он сказал им: «Если галаха на моей стороне, пусть докажет это рожковое дерево». После чего рожковое дерево вырвалось из почвы и взлетело на триста локтей вверх — иные утверждают, что на четыреста. «Рожковое дерево — это еще не доказательство» — возразили они. Он опять сказал им: «Если галаха на моей стороне, пусть это докажет ручей!» После чего ручей потек вспять. «Ручей — это еще не доказательство» — ответили ему. И вновь он воззвал: «Если галаха на моей стороне, пусть докажут это стены школы!» После чего стены школы наклонились, будто собираясь упасть. Но рабби Иошуа упрекнул их: «Почему вы вмешиваетесь, когда спорят ученые?» Поэтому они не упали — из уважения к рабби Иошуа, но и не выпрямились — из уважения к рабби Элиэзеру. И посему они и сейчас стоят наклонившись. Вновь рабби Элиэзер сказал им: «Если галаха со мной несогласна, пусть это докажет Небо». После чего Глас Небесный (Бат Коль) возвестил: «Что вы спорите с рабби Элиэзером, разве вы не видите, что во всех вопросах галаха на его стороне!» Но рабби Иошуа встал и воскликнул: «Она не на Небе!» Что он имел в виду? Рабби Иеремия сказал: «Тора уже была дарована на горе Синай; мы не обращаем внимания на Глас Небесный, ибо Ты уже давно написал в Торе на горе Синай, что человек должен подчиняться большинству»[16 — Рабби Элиэзер позднее подвергся отлучению (за то, что не принял юридических постановлений большинства, а не за ошибочные мнения). Глубоко человечную позицию, без тени фанатизма, занял по этому вопросу рабби Акива. Когда раввины решали, кто из них пойдет и уведомит рабби Элиэзера об отлучении, рабби Акива сказал: «Я пойду, а то пойдет кто-нибудь неподходящий и погубит целый мир» (т. е. причинит ужасное зло тем, что уведомит его бестактно и жестоко). Что же сделал рабби Акива? Он надел че лые одежды и завернулся в черное (знак траура, который должен носить отлученный). «Акива, — спросил его рабби Элиэзер, — что ж именно случилось сегодня?» «Учитель, — отвечал тот, — сдается мне, что твои товарищи от тебя отступились». После чего он [рабби Акива] тоже разодрал свои одежды, разулся, спустился [с кресла] и сел на землю, и слезы хлынули из глаз его» (Бава Меция 596).]. Рабби Натан встретил Илью-пророка и спросил его, что делал в тот час Святой Господь, благословенно будь имя Его?» Он смеялся (от радости) — отвечал тот, — и говорил: «Победили Меня сыны Мои, победили» (Бава Меция 596).
Улыбка Бога, когда Он говорит: «Победили Меня сыны Мои? выглядит парадоксальным комментарием к Его словам. Бога радует сам факт, что человек стал независим и более не нуждается в Боге, Ему нравится, что он побежден человеком: именно в таком смысле в Талмуде говорится: «Природа смертного такова, что когда его побеждают, он несчастлив, а когда побеждают Пресвятого, Он радуется» (Псахим 119а).
Как далеко отсюда до Бога, изгнавшего Адама и Еву из рая, потому что Он боялся, что они сами станут Богом!
Хасидская литература изобилует сходными примерами, проводящими идею независимости от Бога; порой она даже бросает Ему вызов. Так, рабби Элимелех из Лежайска сказал: «Богу любезно, когда его Цадики [хасидские учителя] опровергают Его».
Следующая притча показывает, что если Бог не выполняет своих обязательств, то человек может бросить Ему вызов в виде юридического иска:
Однажды на Украине приключился ужасный голод, и бедняки не могли купить себе хлеба. Десять раввинов собрались в доме «Шпольского старца» на сессию раввинского суда. Шполер сказал им: «У меня иск к Богу. По раввинскому закону, хозяин, покупающий еврея-раба на определенное время (на 6 лет или до юбилейного года) должен кормить не только его, но и его семью. Господь же в Египте приобрел нас, потому что Он говорит: «Ибо Мне сыны Израилевы рабы», а пророк Иезекииль объявил, что даже в изгнании Израиль продолжает быть рабом Божьим. Посему, Господи, я прошу Тебя слушаться Закона и кормить Твоих рабой и их семьи». Десять судей присудили в пользу рабби Шполера. Через несколько дней прибыл большой обоз с зерном из Сибири, и бедняки смогли купить хлеба.
То же настроение отражено и в другом рассказе, также повествующем с вызове, брошенном Богу:
Пришел к рабби Радвиллеру бедняк и пожаловался на свою нужду У Радвиллера не было для него денег, и вот, вместо подаяния, утешил его словами стиха (Прит. 3:12): «Кого Господь любит, тоге наказывает» [johiah]. А его отец, Злочевский маггид, услышал это и сказал сыну: «Воистину это недостойный способ помочь нуждающе муся. Этот стих надо понимать так: тот, кто любит Бога, долже! спорить с Ним. Он должен отстаивать свои права, говоря: «Почем] Ты заставляешь человека унижать себя и побираться, когда в Твое! власти, Господи, чтоб он жил достойно и имел все необходимое?». Идея человеческой независимости выражается в следующих рассказах:
Бердичевский рабби сказал: «Мы читаем «Надеющиеся и Господа обновятся силой». Это значит, что те, кто, стремясь Господу, отдают Ему свою силу, взамен получат новую силу, что» служить Ему дальше».
Идея о том, что человек создан по образу Божию, ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то, центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество.