Скачать:TXTPDF
Махатма Ганди. Кристина Жордис

высших, ни низших, каждое в равной степени необходимо для индуизма в целом».

20

Джайнизм — религиозно-философская система в Индии, утверждающая ненасилие.

21

См.: Неру Дж. Открытие Индии.

22

Парсы — община в Индии, которую составляют потомки эмигрантов из иранской провинции Фарс, исповедующие зороастризм — религию огнепоклонников. Спасаясь от преследований мусульманских правителей, эти люди покинули родину в VIII веке и обосновались на побережье современного Гуджарата.

23

См.: Оруэлл Дж. Размышления о Ганди // Оруэлл Дж. Лев и Единорог: Эссе, статьи, рецензии. М., 2003.

24

См.: Ганди М. К. Моя жизнь. М., 1969.

25

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

26

См.: Там же.

27

Erikson Е. Gandhi’s truth. N. Y., 1969.

28

Ахимса (санскр. — «сила любви») — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие.

29

Ганди М. К Моя жизнь.

30

Erikson Е. Opus cit.

31

Bose N. К. Selections from Gandhi. Ahmedabad, 1948.

32

Бапу — так индийцы называют отца.

33

См.: Erikson Е. Opus с it.

34

См.: Там же.

35

См.: Там же.

36

См.: Nehru J. Toward Freedom: The Autobiography of Jawaharlal Nehru.

37

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

38

См.: Там же.

39

См.: Nanda В. R. Opus cit.

40

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

41

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

42

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

43

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

44

См.: Nanda В. R. Gandhi, sa vie, ses idёes, son action politique en. Afrique du Sud et en Inde.

45

«Бхагавадгита» (санскр. — песнь Бхагавада, песнь Господа, то есть Кришны) — древнеиндийская религиознофилософская поэма, повествующая о центральных событиях древнеиндийского эпоса — битве пандавов и кауравов на поле Курукшетра (иногда называемого Дхармакшетра). Первоначально самостоятельное произведение, созданное в VIII–VII веках до н. э., записанное в III–II веках до н. э. Впоследствии вошла в состав «Махабхараты». Арджуна, вождь пандавов, не желая убивать своих родственников, хочет уклониться от битвы и делится сомнениями с Кришной, играющим роль возничего. Кришна призывает его к выполнению воинского долга и излагает сокровенное учение, составляющее основное содержание поэмы. В духовном пути богопознания, анализируя различные практики йоги (сосредоточения, аскетизма, отрешенности, действия), «Бхагавадгита» отдает преимущество безраздельной и благоговейной «бхакти», любви к Богу в ее многообразных формах. В традиции индийской религии «Бхагавадгита» играет и ритуальную роль: текст поэмы выучивают наизусть и постоянно повторяют его в определенном ритме, достигая состояния непрерывного знания. С IX века к поэме составлено около пятидесяти комментариев.

46

Эдвин Арнольд (1832–1904), долгое время бывший корреспондентом в Индии, описал в поэмах духовный мир индуизма, которым был очарован.

47

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

48

См.: Там же.

49

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

50

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

51

Пагри — вид тюрбана, который можно снимать и надевать, не разматывая. Состоит из полотнища шириной 15–20 сантиметров и длиной 7—10,5 метра, наматывается на голову неглубоко и неплотно. Способы наматывать пагри крайне разнообразны, и каждый из них имеет свое название.

52

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

53

См.: Nanda В. R. Opus cit.

54

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

55

Сатьяграха (санскр. — упорство в истине) — форма борьбы, носящая ненасильственный характер, разработанная и введенная Ганди.

56

См.: Nanda В. R. Opus cit.

57

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

58

Джон Рёскин (Раскин) (1819–1900) — теоретик искусства, художник, оказал значительное влияние на свою эпоху и возмущал своими идеями о проблемах общественной морали и политической экономии. Убежденный консерватор, он считал Средневековье золотым веком; тем не менее его теории оказали влияние на английских социалистов. Книгу «Последнему, что и первому» Ганди перевел под заглавием «Сарводайя» — «возрождение всех».

59

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

60

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

61

См.: Nanda В. R. Opus cit.

62

Индийский национальный конгресс (ИНК) — создан в 1885 году. В качестве основной политической партии Индии возглавлял национальное движение и принял власть от англичан в 1947 году. Сначала это была организация, представлявшая интересы возрастающего числа образованных индусов, так называемого среднего класса, которые стремились участвовать в управлении страной. Позднее ИНК стал массовой организацией, во главе которой стояли Ганди и Неру.

63

Дадабхаи Наороджи (1825–1917) — деятель индийского национального движения, публицист, экономист, один из основателей индийской национальной школы буржуазных экономистов, один из организаторов и лидеров партии Индийский национальный конгресс (1895). Стал первым индийцем, избранным в британский парламент (1892). Как депутат добился создания Королевской комиссии для изучения финансового положения Индии. Одним из первых среди лидеров конгресса провозгласил его целью достижение свободы страны, или «сварадж».

64

См.: Nanda В. R. Opus cit.

65

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

66

Гопал Кришна Гокхале (1866–1915) — деятель национально-освободительного движения Индии, один из ведущих лидеров умеренного крыла Индийского национального конгресса (ИНК). Член Законодательного совета Бомбея (1899), член Центрального законодательного совета при английском вице-короле в Индии (1902), президент ИНК (1905). В 1905–1915 годах — основатель и лидер Общества слуг Индии, выступавшего за социально-бытовые реформы.

67

«Он был и остался для меня совершеннейшим человеком на политической арене… Мне казалось, что он соответствовал требованиям, которые я предъявлял к политику: чистый, как хрусталь, мягкий, как агнец, храбрый, как лев и рыцарь во всех отношениях» (см.: Green М. (Ed.) Gandhi in India in his Own Words. Hanover, 1987).

68

Балгангадхар Тилак (1856–1920) — индийский ученый и политический деятель. Известен под именем Локаманья («Почитаемый народом»), был владельцем и редактором «Кесари», еженедельной националистической газеты на маратхском языке. Неоднократно приговаривался к тюремному заключению по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Активно участвовал в деятельности Индийского национального конгресса, но, будучи сторонником политического радикализма, сыграл важную роль в его расколе в 1907 году на умеренных и экстремистов. В 1914 году основал Индийскую лигу гомруля, впоследствии занял более умеренную позицию, направленную на сотрудничество с мусульманами в рамках пакта Лакхнау (1916), который признавал право голоса за мусульманским меньшинством.

69

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

70

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

71

См.: Там же.

72

См.: Там же.

73

Джозеф Чемберлен (1836–1914) — министр колоний Великобритании (1895–1903). В начале политической карьеры примыкал к радикальному крылу либеральной партии, с конца 1890-х годов — консерватор. В 1880–1886 годах входил в правительство. Один из идеологов английского колониализма.

74

См.: Оруэлл Дж. Указ. соч.

75

См.: Tendulkar D. G. Mahatma: Life of Mohandas Karamchand Gandhi: V. 1–8. Bombay, 1951–1954.

76

Cm.: Bose N. K. Opus cit.

77

Cm.: Green M. Opus cit.

78

См.: Оруэлл Дж. Указ. соч.

79

«Не для того чтобы потеряться, но чтобы воодушевиться высшей Ценностью, слившись с Целым, с которым ее разделяет лишь ограниченность мысли и языка, ахимса — а кто говорит “ахимса”, говорит Любовь, Истина, сила Любви, равноценная силе Души или Истины, — проникает и растворяется в Душе (атман)… или в Истине {cam, или сатия), которая есть прямота мысли и действия, Существо и Энергия Существа и существ, суть и существование, атман, Бог»

80

См.: Gandhi М. К. Letters a 1’Ashram. Paris, 1960.

81

См.: Неру Дж. Открытие Индии.

82

Тилак тоже ссылался на «Бхагавадгиту», но, в противоположность Ганди, отстаивая законное применение силы, как позднее и убийца Махатмы, Натхурам Годзе, который знал священный текст наизусть.

83

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

84

Хотя в последние годы Ганди хотел объединить религию (как этику) и политику, он все решительнее настаивал на ее отделении от общественной жизни: «Религия — личное дело каждого. Ее не следует смешивать с политикой и общественной жизнью» («Хариджан», 7 декабря 1947 года). Некоторые видели в этом «западную концепцию секулярности».

85

Тагора и Ганди от других выдающихся деятелей отличало то, что они понимали: никакая религия в традиционном смысле слова не могла стать основой универсальной веры или морали. Поэтому, проделывая свой собственный интеллектуальный путь, Ганди ожесточенно разрушал и перестраивал религиозные традиции, и это привело его к глубоко оригинальной трактовке этики, которую нельзя было выразить в понятиях традиционного индуизма. Заинтересовавшись исламом, христианством и народными традициями индусского благочестия, он создал собственный нравственный язык, который, даже выходя за рамки существующих религий, был к ним глубоко почтителен» (см.: Хилнани С. Политический портрет Неру: Либеральная идея Индии //Журнал «Эсприт». 2005. Февраль).

86

См.: Неру Дж. Открытие Индии.

87

См.: Bose N. K. Opus cit.

88

См.: Неру Дж. Открытие Индии.

89

См.: Там же.

90

См.: Tendulkar D. G. Opus cit.

91

См.: Nehru J. Toward Freedom: The Autobiography of Jawaharlal Nehru.

92

См.: Неру Дж. Открытие Индии.

93

См.: Там же.

94

См.: Ганди М. К. Моя жизнь.

95

Ашрам (санскр. — уединение, отшельничество, обитель отшельников) — место, где человек обращается к самому себе для медитации, молитвы и совершения обрядов с целью духовного обновления.

96

Восстание зулусов — антиколонизаторскоевосстание в 1906 году в английской колонии Наталь (теперь — провинция ЮАР). Во главе повстанцев стоял вождь зулусского племени зонди — Бамбата. Против повстанцев действовало около пяти тысяч английских и бурских солдат и волонтеров. В апреле в решающем сражении повстанцы были разбиты, Бамбата убит; последние очаги сопротивления уничтожены к концу июля. В ходе подавления восстания было убито около четырех из двенадцати тысяч повстанцев.

97

22 августа 1906 года в правительственной газете Трансвааля был напечатан новый законопроект. В нем предлагалось провести регистрацию всех индийцев, живущих на территории колонии, и выдать каждому специальное удостоверение. Лица, задержанные полицией без удостоверений, подлежали аресту и высылке из страны. Ни от белых (буров и англичан), ни от коренного населения такой регистрации не требовалось. Зато для индийцев регистрация сопровождалась рядом унизительных требований, в частности — обязательно оставить в полиции отпечатки всех десяти пальцев, что, как известно, применяется только в отношении преступников. Отпечатки пальцев должны были оставлять все, начиная с восьмилетнего возраста. При отсутствии удостоверения личности индиец оказывался фактически вне закона, так как не мог обратиться ни в одно официальное учреждение, устроиться на работу и т. п. Законопроект предполагал также обязательную регистрацию брака по христианскому обряду, иначе брак признавался незаконным. Полиция получала большие полномочия, например, входить в жилища индийцев (в том числе и на женскую половину дома, что было немыслимо для индуса или мусульманина), чтобы проводить проверку документов. За въезд на территорию провинции индиец должен был уплатить огромную для большинства из них сумму в три фунта стерлингов (в то время эта сумма превышала годовую зарплату рабочего). Через год законопроект был принят парламентом и получил силу закона. Первая реакция Ганди была резкой: «Лучше умереть, чем согласиться с подобным законом» (см.: Девяткин С. В. Искусство сатьяграхи — http:// iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/N/2.html).

98

Мартин Лютер Кинг (1929–1968) — один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев в США, инициатор тактики ненасильственных действий. Баптистский пастор (с 1954 года). Основатель афроамериканской организации «Южная конференция христианского руководства» (1957). Нобелевская премия мира (1964). Убит расистами.

99

См.: Gandhi М. К. Young India: 1919–1922. N. Y., 1924.

100

См.: Gandhi М. К. Young India: 1919–1922. N. Y., 1924.

101

См.: Young India. 1925. October, 12.

102

См.: Bose N. К. Opus с it.

103

См.: Gandhi М. К. Young India.

104

См.: Green М. Opus cit.

105

См.: Gandhi М. К. Young India.

106

См.: Gandhi М. К. Young India.

107

См.: Young India. 1924. October, 23.

108

См.:

Скачать:TXTPDF

. Кристина Жордис Махатма читать, . Кристина Жордис Махатма читать бесплатно, . Кристина Жордис Махатма читать онлайн