ли
то или иное блюдо яиц, поскольку многие пудинги и печенья делались на яйцах.
Но хотя, выполняя свой долг, я и столкнулся с затруднениями, в целом это
упростило мою пищу. Такое упрощение в свою очередь доставило мне
неприятности, так как пришлось отказаться от некоторых блюд, которые мне
нравились. Однако эти неприятности были временными, поскольку в результате
точного соблюдения обета у меня выработался новый вкус, значительно более
здоровый, тонкий и постоянный.
Самое тяжелое испытание было еще впереди и касалось другого обета. Но кто
осмелится причинить зло находящемуся под покровительством бога?
Здесь будет уместно рассказать о нескольких моих наблюдениях относительно
истолкования обетов или клятв. Толкование обетов — неисчерпаемый источник
споров во всем мире. Как бы ясно ни был изложен обет, люди стараются
исказить его и повернуть в угоду своим целям. И так поступают все — богатые
и бедные, князья и крестьяне. Эгоизм ослепляет их, и, используя
двусмысленность выражений, они обманывают самих себя и стараются обмануть
мир и бога. Надо придерживаться золотого правила, которое состоит в том, чтобы принимать обет в толковании лица, наложившего его. Другое правило
заключается в принятии толкования более слабой стороны, если возможны два
истолкования. Отказ от этих двух правил ведет к спорам и несправедливости, коренящимся в лживости. Действительно, ищущий истину без труда следует
золотому правилу. Он не нуждается в советах ученых для толкования обета.
Определение моей матерью понятия «мясо» является в соответствии с золотым
правилом единственно правильным для меня. Всякое другое толкование, продиктованное моим опытом или гордостью, порожденной приобретенными
знаниями, неправильно.
В Англии свои опыты в области питания я проводил из соображений экономии и
гигиены. Религиозные аспекты этого вопроса мною во внимание не принимались
до поездки в Южную Африку, где я провел ряд сложных опытов, о которых
расскажу в последующих главах. Однако семена их были посеяны в Англии.
Вновь обращенный с большим энтузиазмом выполняет предписания своей новой
религии, чем тот, кто от рождения принадлежит к ней. Вегетарианство в те
времена было новым культом в Англии, оно стало новым культом и для меня, потому что, как мы видели, я приехал туда убежденным сторонником
употребления в пищу мяса и позднее был интеллектуально обращен в
вегетарианство. Полный рвения, присущего новичку, я решил основать клуб
вегетарианцев в своем районе, Бейсуотере. Я пригласил сэра Эдвина Арнолда, проживавшего в этом районе, в качестве вице-президента клуба. Редактор
«Веджетериэн» д-р Олдфилд стал президентом, а я — секретарем. Вначале клуб
процветал, но через несколько месяцев прекратил существование, так как я
переселился в другой район в соответствии со своим обычаем периодически
переезжать с места на место. Но этот кратковременный и скромный опыт научил
меня кое-чему в деле создания и руководства подобными организациями.
XVIII. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ — МОЙ ЩИТ
Я был избран членом исполнительного комитета Вегетарианского общества и
взял за правило присутствовать на каждом его заседании, но всегда чувствовал
себя на заседаниях весьма скованно. Однажды д-р Олдфилд сказал мне:
— Со мной вы говорите очень хорошо. Но почему вы не открываете рта на
заседаниях комитета? Вы просто трутень.
Я понял его шутку. Пчелы очень деловиты, трутни — страшные бездельники.
Ничего странного не было в том, что в то время как другие на заседаниях
выражали свое мнение, я сидел молча. Я молчал не потому, что мне никогда не
хотелось выступить. Но я не знал, как выразить свои мысли. Мне казалось, что
все остальные члены комитета знают больше, нежели я. Часто случалось и так, что пока я наберусь смелости, переходят к обсуждению следующего вопроса. Так
продолжалось долгое время.
Как-то стали обсуждать очень серьезный вопрос. Я считал, что отсутствовать
на заседании нехорошо, а молча проголосовать — трусливо. Спор возник вот
из-за чего: президентом общества был м-р Хиллс, владелец железоделательного
завода. Он был пуританином. Можно сказать, что общество существовало
фактически благодаря его финансовой поддержке. Многие члены комитета были
его ставленниками. В исполнительный комитет входил и известный вегетарианец
д-р Аллисон — сторонник только что зародившегося движения за ограничение
рождаемости и пропагандист этого среди трудящихся классов. М-р Хиллс же
считал, что ограничение рождаемости подрывает основы морали. Он полагал, что
Вегетарианское общество должно заниматься вопросами не только питания, но и
морали, и что человеку с антипуританскими взглядами, как у м-ра Аллисона, нет места в Вегетарианском обществе. Поэтому было выдвинуто предложение об
его исключении. Вопрос этот меня сильно интересовал. Я также считал взгляды
м-ра Аллисона относительно искусственных методов контроля за рождаемостью
опасными и полагал, что м-р Хиллс, как пуританин, обязан выступить против
него. Я был высокого мнения о м-ре Хиллсе и его душевных качествах. Но я
считал, что нельзя исключать человека из Вегетарианского общества лишь за
то, что он отказывается признать одной из задач общества насаждение
пуританской морали. Убежденность м-ра Хиллса в необходимости исключения
антипуритан из общества не имела ничего общего с непосредственными целями
общества — способствовать распространению вегетарианства, а не какой-либо
системы морали. Поэтому я считал, что членом общества может быть любой
вегетарианец независимо от его взглядов на мораль.
В комитете были и другие лица, придерживавшиеся такого же мнения, но я
ощущал потребность самому высказать свои взгляды. Но как это сделать? У меня
не хватало смелости выступить, и поэтому я решил изложить свои мысли в
письменном виде. На заседание я отправился с готовым текстом в кармане.
Помнится, я даже не решился прочесть написанное, и президент попросил
сделать это кого-то другого. Д-р Аллисон проиграл сражение. Таким образом, в
первом же бою я оказался с теми, кто потерпел поражение. Но было приятно
думать, что наше дело правое. Смутно припоминаю, что после этого случая
вышел из состава комитета.
Застенчивость не покидала меня во все время пребывания в Англии. Даже
нанося визит, я совершенно немел от одного присутствия полдюжины людей.
Как-то я отправился с адвокатом Мазмударом в Вентнор. Мы остановились в
одной вегетарианской семье. На этом же курорте был и м-р Говард, автор
«Этики диетического питания». Мы встретились с ним, и он пригласил нас
выступить на митинге в защиту вегетарианства. Меня уверили, что читать свою
речь вполне прилично. Я знал, что многие поступали именно так, стремясь
выразить мысли понятнее и короче. О выступлении без подготовки мне нечего
было и думать. Поэтому я написал свою речь, вышел на трибуну, но прочесть ее
не смог. В глазах помутилось, я задрожал, хотя вся речь уместилась на одной
странице. Пришлось Мазмудару прочесть ее вместо меня. Его собственное
выступление было, разумеется, блестящим и встречено аплодисментами. Мне было
стыдно за себя, а на душе тяжело от сознания своей бездарности.
Последнюю попытку выступить публично я предпринял накануне отъезда из
Англии. Но и на этот раз я оказался в смешном положении. Я пригласил своих
друзей-вегетарианцев на обед в ресторан Холборн, о котором уже упоминал в
предыдущих главах. «Вегетарианский обед, — подумал я, — как правило, устраивают в вегетарианских ресторанах. Но почему бы его не устроить в
обычном ресторане?» Я договорился с управляющим ресторана Холборн о том, что
будут приготовлены исключительно вегетарианские блюда. Вегетарианцы были в
восторге от такого эксперимента. Любой обед предназначен для того, чтобы
доставлять удовольствие, но Запад превратил это в своего рода искусство.
Вокруг обедов поднимается большая шумиха, они сопровождаются музыкой и
речами. Небольшой званый обед, устроенный мною, в этом отношении не
отличался от остальных. Следовательно, на обеде должны были быть произнесены
речи. Я поднялся, когда наступила моя очередь говорить. Я тщательно заранее
подготовил речь, состоявшую всего из нескольких фраз, но смог произнести
лишь первую. Я как-то читал о том, что Аддисон, впервые выступая в палате
общин, три раза повторял: «Я представляю себе…», и когда он не смог
продолжить, какой-то шутник встал и сказал: «Джентльмен зачал трижды, но
ничего не родил» (*). Я хотел произнести шутливую речь, обыграв этот
анекдот, и начал выступление с этой фразы, но тут же замолк. Память
совершенно изменила мне, и, пытаясь сказать шутливую речь, я сам попал в
смешное положение.
(* Игра слов: «to conceive» — «представлять себе» и «зачать». *)
— Благодарю вас, джентльмены, за то, что вы приняли мое приглашение, —
отрывисто проговорил я и сел.
И только в Южной Африке я поборол свою робость, хотя еще и не
окончательно. Я совершенно не мог говорить экспромтом. Каждый раз, когда
передо мной была незнакомая аудитория, я испытывал сомнения и всячески
старался избежать выступлений. Даже теперь, мне кажется, я не смог бы
занимать друзей пустой болтовней.
Должен заметить, что моя застенчивость не причиняла мне никакого вреда, кроме того, что надо мной иногда подсмеивались друзья. А иногда и наоборот: я извлекал пользу из этого. Моя нерешительность в разговоре, раньше
огорчавшая меня, теперь доставляет мне удовольствие. Ее величайшее
достоинство состояло в том, что она научила меня экономить слова. Я привык
кратко формулировать свои мысли. Теперь я могу выдать себе свидетельство о
том, что бессмысленное слово вряд ли сорвется у меня с языка или с пера. Я
не припомню, чтобы когда-либо сожалел о сказанном или написанном. Благодаря
этому я оградил себя от многих неудач и излишней траты времени. Опыт
подсказал мне, что молчание — один из признаков духовной дисциплины
приверженца истины. Склонность к преувеличению, замалчиванию или искажению
истины, сознательно или бессознательно, — естественная слабость человека, молчание же необходимо для того, чтобы побороть эту слабость. Речь человека
немногословного вряд ли будет лишена смысла: ведь он взвешивает каждое
слово. Очень многие люди не воздержанны в речи. Не было еще ни одного
собрания, на котором председателя не осаждали бы записочками с просьбами
предоставить слово. А когда такая просьба удовлетворяется, оратор обычно
превышает регламент, просит дополнительное время, а иногда продолжает
говорить и без разрешения. Подобные выступления вряд ли приносят пользу
миру. Это, как правило, пустая трата времени. Моя застенчивость, в
действительности, — мой щит и прикрытие. Она дает мне возможность расти. Она
помогает мне распознавать истину.
XIX. ЗАРАЗА ЛЖИ
Сорок лет назад (*) в Англии было сравнительно мало студентов-индийцев. Те
из них, кто был женат, обычно скрывали это. Учащиеся школ и студенты
колледжей в Англии — холостяки, так как считается, что ученье невозможно
совместить с жизнью женатого человека. В доброе старое время и у нас
существовала такая же традиция — учащийся обязательно был брахмачария. А
сейчас заключаются браки между детьми, что совершенно немыслимо в Англии.
Поэтому индийские студенты стеснялись признаваться, что они женаты. Была и
другая причина для притворства. Если бы стало известно, что они женаты, то в
семьях, в которых они жили, им нельзя было бы флиртовать. Флирт этот был
более или менее невинным. Родители даже поощряли его, и такого рода общение
между молодыми мужчинами и женщинами, пожалуй, необходимо в Англии, так как
здесь каждый молодой человек сам выбирает себе супругу. Однако когда
индийские юноши, приехавшие в Англию, втягивались в эти взаимоотношения, совершенно естественные для английской молодежи, результат часто оказывался
для них плачевным. Я видел, как наши юноши, подвергаясь соблазну, избирали
жизнь, полную лжи, ради приятельских отношений, которые для английской
молодежи были вполне невинны, но совершенно нежелательны для нашей. Я также
не избежал этого вредного влияния. Без всяких колебаний я выдал себя за
холостого, хотя имел жену и сына. Однако счастливее от такого притворства я
не стал. Только скрытность и молчаливость не позволяли мне зайти слишком
далеко. Если бы я