прикасаться к пище, пока не
совершу омовения в Ганге по всем правилам правоверных. Панда приступил к
приготовлениям. Я предупредил,
что не смогу дать больше одной рупии четырех ана в качестве дакшины, чтобы он имел это в
виду при приготовлениях. Панда охотно на это согласился.
— Беден или богат паломник, — сказал он, — служба одна и та же. Но размер
дакшина, который мы получаем, зависит от желания и возможностей богомольца.
Я не заметил, чтобы мой панда хоть сколько-нибудь сократил обычные обряды.
Пуджа закончилась в 12 часов, и я отправился в храм Каши Вишванатх на даршан. То, что я
увидел там, произвело на меня крайне тягостное впечатление. Когда
я занимался адвокатской практикой в Бомбее в 1891 году, мне довелось в зале «Прартхана
самадж» прослушать лекцию на тему «Паломничество в Каши». Таким образом, я уже был до
некоторой степени подготовлен, но все же разочарование оказалось сильнее, чем я
предполагал.
Идти нужно было по узкому и скользкому переулку. Никто не соблюдал тишины.
Тучи мух и шум, который производили лавочники и паломники, были просто
нестерпимы.
Все ждали, что здесь атмосфера будет располагать к размышлению и
причастию, и тем сильнее поражало ее отсутствие. Приходилось создавать такую
атмосферу в самом себе. Я видел монахинь, погруженных в размышления и не
замечавших ничего вокруг. Но деятельность блюстителей храма едва ли
заслуживала одобрения. На их обязанности лежало создать и поддерживать
вокруг храма атмосферу чистоты, благодушия и спокойствия, физического и
морального. Вместо этого я увидел базар, на котором пронырливые лавочники
продавали сладости и модные безделушки.
Когда я вошел в храм, в нос ударил запах гниющих цветов. Пол был выстлан
красивым мрамором. Но какие-то святоши, лишенные эстетического вкуса, выломали отдельные куски, а пустые места усыпали рупиями. Там теперь
скоплялась грязь.
Я приблизился к Джинана вапи (Кладезь знания); я искал там бога, но не
нашел его. Настроение поэтому у меня было не очень хорошее. Вокруг Джинана
вапи также было грязно. Я не собирался давать дакшина и протянул только одну
паю. Панда рассердился, швырнул монету, выругал меня и пригрозил:
— За такое оскорбление вы попадете прямо в ад.
Меня его слова не смутили.
— Махараджа, — сказал я, — что бы судьба ни уготовила мне, но особе вашего
звания не приличествует говорить такие слова. Если хотите, возьмите эту паю, а то не получите и его.
— Ступайте вон, — ответил он, — я не нуждаюсь в вашей пае.
Последовал новый поток ругательств.
Я поднял паю и пошел своей дорогой, утешаясь мыслью о том, что брахман
потерял паю, а я сберег ее. Но махараджа был не такой человек, чтобы
упустить хотя бы паю. Он окликнул меня и сказал:
— Ладно, давайте сюда свою паю. Я не хочу уподобляться вам. Ведь если я не
возьму паю, вам придется плохо.
Я молча отдал монету и со вздохом удалился.
С тех пор я еще дважды побывал в Каши Вишванатх, но уже после того как
мне, к моему огорчению, присвоили титул махатмы, когда происшествия, подобные упомянутому, стали уже невозможны. Люди, жаждавшие обладать моим
даршаном, не разрешали мне иметь даршан храма. Беды махатм известны только
махатмам. А грязь и шум оставались прежними.
Если кто-нибудь усомнится в бесконечном милосердии бога, пусть взглянет на
эти святые места. Сколько приходится терпеть богу йогов ханжества и
безверия, которые прикрываются его именем? Уже давно бог провозгласил: что
посеешь, то и пожнешь.
Закон кармы неумолим, и обойти его невозможно. Поэтому едва ли есть
необходимость во вмешательстве бога. Он установил закон и как бы устранился.
После посещения храма я решил навестить м-с Безант, которая только что
оправилась после болезни. Я послал ей свою визитную карточку. Она сразу же
вышла. Намереваясь лишь засвидетельствовать ей свое почтение, я сказал:
— Знаю, что вы чувствуете себя не очень хорошо, и хочу лишь
засвидетельствовать вам свое почтение. Очень благодарен, что вы были
настолько добры, что приняли меня несмотря на плохое самочувствие. Не буду
больше беспокоить вас.
После этого я ушел.
XXI. УСТРАИВАЮСЬ В БОМБЕЕ
Гокхале очень хотелось, чтобы я обосновался в Бомбее, работал там в
качестве адвоката и помогал ему в общественной деятельности. Общественная
деятельность в то время означала работу в Конгрессе, а основной задачей
организации, основанной при содействии Гокхале, было вести дела Конгресса.
Совет Гокхале пришелся мне по душе, но я не верил в свой успех на
адвокатском поприще. Слишком памятны мне были прошлые неудачи, и я все еще
как отраву не выносил лесть, к которой приходилось прибегать, чтобы получить
практику.
Поэтому начать я решил в Раджкоте. Кевалрам Мавджи Даве, мой давний
доброжелатель, уговоривший меня в свое время поехать в Англию, сразу
предложил мне три дела. Два из них были апелляциями юридическому помощнику
при политическом агенте в Катхиаваре, а третье — довольно серьезное дело —
подлежало рассмотрению в Джамнагаре. Когда я сказал Кевалраму Даве, что не
могу поручиться за успех дела он воскликнул:
— Не думайте о том, выиграете вы или проиграете. Делайте, что в ваших
силах, а я, разумеется, всегда помогу вам во всем.
Адвокатом противной стороны был ныне покойный Самарт. Я неплохо
подготовился. Нельзя сказать, чтобы я очень хорошо знал индийское право.
Просто Кевалрам Даве основательно меня проинструктировал. Еще до отъезда в
Южную Африку я слышал от друзей, что Фирузшах Мехта прекрасно разбирается в
теории судебных доказательств и в этом секрет его успеха. Я помнил об этом и
во время путешествия по морю тщательно изучил индийские законы о судебных
доказательствах и комментарии к ним. Кроме того, мне пригодился адвокатский
опыт, приобретенный в Южной Африке.
Дело я выиграл, и это придало мне некоторую уверенность в себе. В
отношении апелляционных жалоб я страха не испытывал, и эти два дела также
завершились успешно. Все это вселило в меня надежду, что, может быть, и в
Бомбее я не потерплю неудачу.
Но прежде чем изложить обстоятельства, окончательно побудившие меня
переехать в Бомбей, расскажу об одном случае, свидетельствующем о
легкомыслии и невежестве английских чиновников. Суд юридического помощника
постоянно переезжал с места на место, а вакилы и их клиенты должны были
повсюду следовать за ним. Каждый раз, когда вакилам надо было выезжать, они
брали за услуги дороже, а поэтому клиенты, естественно, несли двойные
расходы. Но эти неудобства мало беспокоили судью.
Апелляционная жалоба по одному из дел, которое я вел, должна была
слушаться в Веравале, где свирепствовала чума. Помнится, в этом местечке с
населением в пять тысяч пятьсот человек отмечалось по пятидесяти заболеваний
в день. Местечко фактически опустело, и я поселился недалеко от города в
покинутом дхармашала. Но где должны были искать себе пристанище клиенты?
Если они были бедны, им оставалось только положиться на милость божию.
Приятель, который тоже вел дела в суде, телеграфировал мне, чтобы я подал
заявление о переносе суда в другое место, мотивируя свою просьбу тем, что в
Веравале чума.
— Вы боитесь? — спросил сахиб, когда я подавал заявление.
— Дело совсем не в этом, — ответил я. — Сам-то я, пожалуй, устроюсь, но
что делать клиентам?
— Чума прочно обосновалась в Индии, — заявил сахиб. — Чего же бояться ее?
А климат в Веравале хороший. (Сахиб жил далеко от города в роскошной
палатке, раскинутой на морском берегу.) Люди, разумеется, должны научиться
жить на открытом воздухе.
Возражать против подобных рассуждений было бесполезно. Сахиб все же отдал
распоряжение ширастедару:
— Запишите, что сказал м-р Ганди, и если это действительно неудобно для
вакилов и клиентов, сообщите мне.
Сахиб честно делал так, как считал правильным. Откуда ему было знать о
страданиях бедной Индии? Разве он мог понять нужды, нравы, взгляды и обычаи
народа? И как мог он, привыкший оценивать вещи в золотых соверенах, начать
считать на медяки? Подобно тому как слон бессилен мыслить по-муравьиному, несмотря на самые лучшие намерения, так и англичанин бессилен мыслить
понятиями индийцев, а следовательно, и устанавливать законы для них.
Но возвращаюсь к своему повествованию. Несмотря на успехи, я подумывал о
том, чтобы остаться в Раджкоте еще на некоторое время. Вдруг в один
прекрасный день ко мне явился Кевалрам Даве и сказал:
— Ганди, мы не потерпим, чтобы вы прозябали здесь. Вы должны обосноваться
в Бомбее.
— Но кто найдет мне там работу? — спросил я. — Будете ли вы помогать мне?
— Да, да, буду, — ответил он. — Изредка мы вас будем привозить сюда, но
уже как известного адвоката из Бомбея, а подготавливать дела вы будете в
Бомбее. Прославить или очернить адвоката зависит отчасти от нас, вакилов. Вы
показали себя с хорошей стороны в Джамнагаре и Веравале, поэтому я уже о вас
ничуть не беспокоюсь. Судьба предназначила вас для общественной
деятельности, и мы не позволим вам похоронить себя в Катхиаваре. Итак, скажите мне, когда вы переедете в Бомбей?
— Я жду денежный перевод из Наталя, — ответил я. — Как только получу, немедленно выеду.
Примерно через две недели я получил деньги и отправился в Бомбей. Там снял
помещение в бюро Пейна, Джилберта и Саяни. Получалось, что я обосновываюсь в
Бомбее.
XXII. ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ
Хотя я арендовал помещение в Форте и дом в Гиргауме, но бог не позволил
мне обосноваться там. Едва я переехал в новый дом, как мой второй сын
Манилал, который несколько лет назад уже перенес оспу в тяжелой форме, заболел брюшным тифом, сопровождавшимся воспалением легких, с бредом по
ночам.
Позвали доктора. Он сказал, что лекарства вряд ли помогут, но куриный
бульон и яйца будут полезны.
Манилалу минуло всего десять лет, поэтому нельзя было руководствоваться
его желаниями. Как его наставник, должен был решать я. Я объяснил доктору —
очень хорошему парсу, что мы все вегетарианцы и я не могу дать сыну ни
одного из этих блюд. Может быть, он посоветует что-нибудь другое?
— Жизнь вашего сына в опасности, — сказал добрый доктор. — Мы можем дать
ему молоко, разбавленное водой, но это недостаточно питательно. Как вам
известно, меня приглашают во многие индусские семьи и там не возражают
против того, что я прописываю. Думаю, что и вам не следует быть столь
суровым по отношению к сыну.
— Все, что вы говорите, совершенно верно, — сказал я. — Как доктор, вы не
можете поступить иначе, но на мне лежит огромная ответственность. Если бы
сын был взрослым, я, разумеется, спросил бы у него самого о его желаниях и
отнесся бы к ним с уважением. Но в данном случае я должен все обдумать сам и
решить за него. На мой взгляд, только в такие моменты вера человека
действительно подвергается испытанию. Я не знаю, правильно это или нет, но в
соответствии со своими религиозными убеждениями я считаю, что человек не
должен есть мясо, яйца и тому подобное. Следует ограничивать себя и в той
пище, которая поддерживает в нас жизнь. Даже ради самой жизни не должно
совершать определенных поступков. Религия в моем понимании не разрешает ни
мне, ни моим близким есть мясо и яйца даже при подобных обстоятельствах.
Поэтому я обязан пойти на риск, о котором вы говорите. Но прошу вас об
одном. Поскольку я не могу воспользоваться вашими советами, предлагаю
попробовать водолечение. Я знаю, как его применять, но не знаю, как следить
за пульсом и дыханием. Если вы время от времени будете