После этого вплоть до своего
возвращения в Индию, насколько помню, я не болел ничем серьезным.
Но во время жизни в Иоганнесбурге меня беспокоили запоры и частые головные
боли. Слабительными средствами и правильно регулируемой диетой я поддерживал
свое здоровье, но едва ли мог назвать себя вполне здоровым и всегда жаждал
избавиться от этих ужасных слабительных.
Примерно в это же время я прочел об образовании в Манчестере «Общества
незавтракающих». Создатели этого общества доказывали, что англичане едят
слишком часто и много, что их расходы на лечение велики, так как они едят до
полуночи, и что им нужно отказаться по крайней мере от завтрака, если они
хотят улучшить свое здоровье. Хотя этого нельзя было сказать обо мне, я
понял, что в какой-то степени эти доводы относятся и ко мне. Я обычно плотно
ел три раза в день, не считая послеполуденного чая. Я никогда не был
воздержан в еде и наслаждался, поглощая разнообразные лакомства, допускавшиеся вегетарианской диетой, без употребления пряностей. Раньше
шести-семи часов я почти никогда не вставал. Поэтому я подумал, что, если я
откажусь и от утреннего завтрака, у меня могут прекратиться головные боли. Я
решил произвести такой опыт. В течение нескольких дней не есть по утрам было
очень трудно, но головные боли совсем прекратились. Это привело меня к
выводу, что я ем больше, чем нужно.
Но это изменение в режиме питания не излечило меня от запоров. Я попытался
принимать поясные ванны Куне. Они хотя и принесли некоторое облегчение, но
полностью меня тоже не излечили. Между тем мой знакомый (забыл, кто именно, кажется, немец, бывший хозяин вегетарианского ресторана) дал мне книгу
Джаста «Возврат к природе». В этой книге я прочел о лечении землей. Автор
также пропагандировал свежие фрукты и орехи как естественную пищу человека.
Не сразу перешел я на одну фруктовую диету, но тотчас же начал проводить
опыты по лечению землей, и это дало удивительные результаты. Процедура
лечения сводилась к тому, чтобы подвязывать живот бандажем из льняного
полотна, т. е. делать своего рода компресс из чистой земли, увлажненной
холодной водой. Ложась спать, я надевал этот бандаж и снимал его при первом
же своем пробуждении ночью или утром. Это оказалось радикальным средством. С
тех пор я несколько раз проверял это лечение на себе и на своих друзьях и
никогда не жалел об этом. В Индии у меня не было возможности столь же
успешно испытывать это лечение, поскольку не было времени обосноваться в
одном месте и проводить такие опыты. Но моя вера в эффективность лечения
землей и водой практически осталась прежней. Я прибегаю к лечению землей
даже теперь и рекомендую его своим соратникам, когда это необходимо.
Несмотря на то, что я дважды серьезно болел в своей жизни, считаю, что
человеку особенно не нужны лекарства. В 999 случаях из тысячи можно
вылечиться с помощью правильной диеты, лечением водой и землей и тому
подобными домашними средствами. Тот, кто обращается к врачу, вайдья или
хакиму по поводу каждого незначительного недомогания и глотает всякие
растительные и минеральные лекарства, не только укорачивает свою жизнь, но и
становится рабом своего тела, вместо того чтобы быть его господином, теряет
самоконтроль и перестает быть человеком.
Пусть эти соображения не смущают читателя на том основании, что они
пишутся больным, прикованным к постели. Я знаю причины своих болезней. И
всецело сознаю, что я один в ответе за них и именно вследствие этого
сознания не потерял еще терпения. В самом деле, я благодарен богу за эти
свои болезни, являющиеся для меня жизненным уроком, и успешно сопротивляюсь
искушению принимать множество лекарств. Знаю, что мое упрямство часто
удручает врачей, но они несмотря на это обращаются со мной сердечно и не
отказываются от меня.
Однако не будем отвлекаться. Прежде чем перейти к дальнейшему рассказу, я
должен предостеречь читателя. Тот, кто купит книгу Джаста под влиянием
прочитанного в этой главе, не должен все принимать в ней за истинную правду.
Писатель почти всегда раскрывает только одну сторону дела, в то время как
каждое дело надо рассматривать по меньшей мере с семи точек зрения, каждая
из которых, вероятно, правильна сама по себе, но не верна в определенный
момент и при определенных обстоятельствах. Кроме того, многие книги пишутся
только для продажи и ради приобретения имени и славы. Поэтому пусть тот, кому попадутся такие книги, прочтет их критически и посоветуется с опытным
человеком, прежде чем пытаться проделать какой-либо опыт, описанный там, или
же пусть он читает эти книги терпеливо и хорошо усвоит их содержание, прежде
чем руководствоваться ими в своих поступках.
VIII. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Боюсь, что мне придется и в этой главе отступить от темы.
Наряду с опытами по лечению землей я проводил также опыты в области
питания, и здесь будет не лишним высказать некоторые замечания относительно
этих опытов, хотя у меня будет еще возможность вернуться к ним.
Я не могу подробно останавливаться здесь на опытах в области питания: это
я уже делал в ряде статей, написанных на гуджарати и опубликованных
несколько лет назад в «Индиан опиньон», а затем появившихся в виде брошюры
на английском языке под названием «Руководство к здоровью».
Из всех моих брошюр эта самая известная, как на Востоке, так и на Западе,
— чего я до сих пор не могу понять. Брошюра была написана для читателей
«Индиан опиньон». Но мне хорошо известно, что она оказала большое влияние на
жизнь многих на Западе и на Востоке, которые в глаза не видели «Индиан
опиньон». Я знаю об этом, так как эти люди писали мне по данному вопросу.
Поэтому считаю необходимым упомянуть здесь о брошюре, ибо хотя я и не вижу
оснований пересматривать изложенные в ней взгляды, однако в своей практике я
провел ряд коренных изменений, о которых читатели этой брошюры не знают и о
которых, мне думается, им следует сообщить.
Подобно всем другим моим книгам и статьям эта брошюра была написана с
религиозной целью, всегда вдохновлявшей все мои поступки, и если сегодня я
не могу применить на практике некоторые свои теории, изложенные в этой
брошюре, то это мое большое горе.
Я твердо убежден, что человек совсем не должен пить молоко, за исключением
молока своей матери, которое он потребляет в младенческом возрасте. Его
питание должно состоять из высушенных на солнце фруктов и орехов. Для своих
тканей и нервов он может получить достаточно питательных веществ из таких
фруктов, как виноград, и орехов вроде миндаля. Человеку, питающемуся этими
продуктами, легко умерить половое влечение и другие страсти. Вместе со
своими товарищами по работе я убедился на опыте, насколько верна индийская
пословица: человек есть то, что он ест. Эти взгляды обстоятельно изложены в
моей брошюре.
Но, к сожалению, на практике я был вынужден отказаться от некоторых своих
теорий. Когда я проводил вербовочную кампанию в Кхеде, ошибка в диете
истощила меня, и я был на пороге смерти. Напрасно пытался я восстановить
подорванное здоровье без молока. Я обращался к врачам, вайдья и известным
мне ученым с просьбой порекомендовать мне какой-нибудь заменитель молока.
Одни предлагали манговую воду, другие — масло махуа, третьи — миндальное
молоко. Я истощил свое тело, экспериментируя подобным образом, но ничто не
могло помочь мне подняться с постели. Вайдья читали мне строфы из
произведений Чараки, чтобы доказать, что в терапии нет места религиозной
щепетильности в отношении пищи. Так что от них трудно было ожидать, что они
помогут мне остаться в живых, не употребляя молока. И разве мог тот, кто без
колебаний рекомендует крепкие бульоны и коньяк, помочь мне сохранить жизнь
на безмолочной диете?
Связав себя обетом, я не мог уже пить молоко коровы или буйволицы. Конечно
же, обет этот означал, что я отказываюсь от любого молока, но поскольку, давая этот обет, я имел в виду лишь молоко коров и буйволиц и поскольку мне
очень хотелось жить, я решил все-таки пить молоко, но козье, оправдывая свой
поступок тем, что я придерживаюсь буквы обета. Начав пить козье молоко, я
прекрасно сознавал, что нарушаю дух своего обета.
Но мной овладела идея провести кампанию против закона Роулетта. И вместе с
тем росло желание жить. Так прекратился один из величайших опытов моей
жизни.
Некоторые, как мне известно, говорят, что душа не имеет ничего общего с
тем, что человек ест или пьет, так как она сама не ест и не пьет; что имеет
значение не то, что мы принимаем внутрь извне, а то, что мы выражаем изнутри
вовне. Несомненно, в этом есть некоторая доля истины, но, не вдаваясь
подробно в эти доводы, я только выражу свою твердую убежденность в том, что
воздержание в пище, как в отношении качества ее, так и количества, столь же
важно, как и сдержанность в мыслях и словах для ищущего истину, который
живет в страхе божьем и готовится предстать пред господом.
Однако должен сообщить не только о том, что моя теория подвела меня, но и
предостеречь от применения ее. Поэтому я убедительно прошу того, кто под
воздействием выдвинутой мною теории откажется от молока, не упорствовать в
своем опыте в случае, если этот опыт будет неблагоприятным в каком-либо
отношении, или же проводить его, только посоветовавшись с опытными врачами.
До сих пор этот опыт показал мне, что для тех, у кого слабое пищеварение и
кто прикован к постели, нет более легкой и питательной пищи, чем молоко.
Я был бы очень обязан тем, кто, обладая опытом в этом отношении и прочитав
эту главу, сообщит мне, удалось ли ему на основании опыта, а не из книг, найти растительную замену молока, которая была бы столь же питательна и
легко усвояема.
IX. БОРЬБА С ВЛАСТЯМИ
Вернемся к Азиатскому ведомству.
Иоганнесбург был оплотом азиатских чиновников. Я видел, что они, вместо
того чтобы защищать индийцев, китайцев и других, притесняли их. Ежедневно ко
мне поступали жалобы следующего содержания: «Отказывают тем, кто имеет
право, а за сто фунтов стерлингов дают разрешения не имеющим никаких прав.
Если вы не вмешаетесь, то от кого же тогда ждать помощи?» Я разделял их
мнение. Если мне не удастся искоренить зло, то пребывание мое в Трансваале
будет напрасным.
Я стал собирать доказательства и, когда у меня их накопилось более чем
достаточно, обратился к полицейскому комиссару. Он оказался человеком
справедливым и отнесся ко мне не только не холодно, но, напротив, внимательно выслушал и попросил ознакомить с фактами, которыми я располагал.
Он сам опросил свидетелей и был удовлетворен их показаниями. Однако, так же
как и я, он знал, что в Южной Африке трудно рассчитывать на то, чтобы белые
присяжные осудили белого, нанесшего обиду цветному.
— Во всяком случае попробуем, — сказал он. — Вряд ли стоит оставлять таких
преступников безнаказанными из опасения, что присяжные их оправдают. Я
должен добиться их ареста. Уверяю вас, что приложу к этому все силы.
Мне не нужны были подобные заверения. Я подозревал многих чиновников, но
поскольку прямых улик против них собрать не удалось, был отдан приказ об
аресте только двоих из них, в виновности которых не было ни малейшего
сомнения.
Мои действия невозможно было сохранить в тайне. Многие знали, что я бываю
у полицейского комиссара почти ежедневно. Два чиновника, которых должны были
арестовать, пользовались услугами агентов, более или менее искусных. Они
наблюдали