Скачать:TXTPDF
Моя жизнь

— решительно отвечал

доктор.

Я был огорчен до глубины души, но сохранил спокойствие. Доктор был хороший

человек и мой личный друг. Я считал себя в долгу перед ним и его женой, но

не желал подчиняться его врачебной этике.

Доктор, скажите, что вы теперь намерены делать? Я никогда не позволю, чтобы моей жене давали мясную пищу, даже если бы отказ от нее означал

смерть. Я разрешу это, только если она сама согласится на это.

— Мне нет дела до вашей философии, — сказал доктор. — Я говорю вам, что

раз вы поручаете жену мне, я должен быть свободным в выборе того, что ей

прописываю. Если вам это не нравится, то я, к сожалению, вынужден буду

просить вас взять ее от меня. Я не могу смотреть, как она будет умирать под

моей кровлей.

— Вы хотите сказать, что я должен тотчас взять жену?

— Разве я прошу вас забрать ее? Я хочу только одного — быть совершенно

свободным. Если вы предоставите мне свободу, моя жена и я будем делать все, что в наших силах, чтобы спасти вашу жену, а вы можете ехать обратно, не

тревожась за ее здоровье. Если же вы не уразумеете этой простой вещи, я

вынужден буду просить вас взять вашу жену из моего дома.

Кажется, один из моих сыновей был вместе со мной. Он был полностью

согласен со мной и сказал, что его матери не следует давать бульон. Затем я

поговорил с самой Кастурбай. Она была так слаба, что не следовало бы

спрашивать ее мнения. Но я считал своей тягостной обязанностью сделать это.

Я рассказал ей, что произошло между доктором и мною.

Она решительно ответила:

— Я не буду есть мясной бульон. В этом мире редко удается родиться в виде

человеческого существа, и я предпочитаю умереть на твоих руках, чем

осквернить свое тело подобной мерзостью.

Я старался уговорить ее, сказав, что она не обязана следовать по моему

пути, и указал ей, как на пример, на наших индусских друзей и знакомых, со

спокойной совестью употреблявших мясо и вино как врачебные средства. Но она

была непреклонна.

— Нет, — сказала она, — пожалуйста, забери меня отсюда.

Я был в восторге. Не без некоторого душевного волнения решился я увезти

Кастурбай и уведомил доктора о ее решении. Он в бешенстве воскликнул:

Какой же черствый вы человек! Как вам не стыдно было говорить ей об этом

в ее теперешнем положении. Уверяю вас, ваша жена сейчас не в таком

состоянии, чтобы ее можно было взять отсюда. Она не вынесет даже самой

легкой тряски. Она может умереть по дороге. Но если вы все-таки настаиваете, дело ваше. Если вы не согласны давать ей мясной бульон, я не рискну ни

одного дня держать ее у себя.

Итак, мы решили тронуться в путь немедленно. Моросил дождь, а до станции

было довольно далеко. От Дурбана до Феникса нужно было ехать поездом, откуда

до нашей колонии оставалось еще две с половиной мили. Я, конечно, сильно

рисковал, но уповал на бога. Я послал вперед в Феникс человека и предупредил

Уэста, чтобы он встретил нас на станции с гамаком, бутылками горячего молока

и горячей воды и шестью людьми, чтобы нести Кастурбай в гамаке. Чтобы

поспеть с ней к ближайшему поезду, я нанял рикшу, положил ее в коляску, и мы

двинулись в путь.

Кастурбай была в тяжелом состоянии, но в ободрении не нуждалась. Наоборот, она сама утешала меня, приговаривая:

Ничего со мной не случится. Не волнуйся.

От нее остались кожа да кости, так как в течение многих дней она ничего не

ела. Станционная платформа была длинной, и требовалось пройти порядочное

расстояние до поезда. Рикша не имел туда доступа, поэтому я взял жену на

руки и донес до вагона. Из Феникса мы понесли ее в гамаке. В колонии она

постепенно стала набираться сил благодаря гидропатическому лечению.

Через два-три дня после нашего прибытия в Феникс к нам забрел свами. Узнав

о решительности и твердости, с которой мы отвергли совет врача, он пришел к

нам из чувства сострадания, чтобы убедить нас, что мы не правы. Насколько

помню, когда свами вошел к нам, в комнате были мои сыновья Манидал и Рамдас.

Свами стал разглагольствовать о том, что религия не запрещает есть мясо, и

ссылался на авторитеты из «Ману». Мне не понравилось, что он затеял этот

спор в присутствии жены, но из вежливости я терпел его. Мне были известны

эти строки «Манусмрити», но они не могли повлиять на мои убеждения. Я знал

также, что некоторые ученые рассматривали эти строки как позднейшие вставки, но даже если бы они и были подлинными, то это не имело в данном случае

никакого значения, так как мои взгляды относительно вегетарианства не

зависели от религиозных текстов, а вера Кастурбай была непоколебимой.

Священные тексты были для нее книгами за семью печатями, но она строго

придерживалась традиционной религии своих праотцов. Дети разделяли веру

отца, и поэтому не приняли всерьез доказательств свами. Кастурбай решительно

вмешалась и прервала монолог свами.

— Свамиджи, — сказала она, — что бы вы ни говорили, я не хочу исцеляться

при помощи мясного бульона. Пожалуйста, не тревожьте меня больше. Если вам

угодно, можете обсуждать этот вопрос с мужем и детьми. А я уже приняла

решение.

XXIX. ДОМАШНЯЯ САТЬЯГРАХА

Впервые я попал в тюрьму в 1908 году. Я увидел, что некоторые предписания

для заключенных совпадают с правилами самоограничения, которые добровольно

соблюдает брахмачари. Таким, например, было предписание о том, чтобы

последний раз заключенные ели до захода солнца. Заключенным — и индийцам и

африканцам — не разрешалось пить чай и кофе. Они могли, если хотели, добавлять соль в приготовленную пищу, но не разрешалось ничего такого, что

бы услаждало их вкус. Когда я попросил тюремного врача дать мне карри и

разрешить солить пищу во время ее приготовления, он ответил:

— Вы здесь не за тем, чтобы услаждать свой вкус. Карри для здоровья не

обязательна, и нет никакой разницы, солите вы свою еду во время

приготовления или после.

В конце концов эти ограничения были отменены, хотя и не без борьбы, но оба

представляли собой полезные правила самовоздержания. Навязанные запрещения

редко достигают цели, но когда сам налагаешь их на себя, они несомненно

благотворны. Поэтому тотчас после освобождения из тюрьмы я стал приучать

себя не пить чай и ужинать до захода солнца. Сейчас соблюдение этих правил

не требует от меня никаких усилий.

Как-то раз случай побудил меня совершенно отказаться от соли, и я не

употреблял ее целых десять лет. В книгах по вегетарианству я прочел, что

соль не является необходимым компонентом пищи человека и даже наоборот: пища

без соли полезнее для здоровья. Я сделал отсюда вывод, что для брахмачари

будет только полезно не солить пищу. Я читал и понял на собственном опыте, что люди слабого здоровья не должны употреблять в пищу бобовых. Сам я их

очень любил.

Случилось, что Кастурбай после краткой передышки в результате операции

опять стала страдать кровотечениями. Болезнь была очень упорной. Водолечение

перестало помогать. Она не очень верила в мои методы, хотя и не противилась

им. Однако она и не думала искать помощи со стороны. Когда все мои средства

оказались напрасными, я предложил ей отказаться от соли и бобовых. Она не

соглашалась, как я ни уговаривал ее, подкрепляя свои слова ссылкой на

авторитеты. Кончилось тем, что она упрекнула меня, сказав, что даже я не

смог бы отказаться от этих продуктов, если бы мне посоветовали. Я был

опечален, но вместе с тем обрадовался тому, что могу доказать ей свою

любовь, и сказал:

— Ошибаешься. Если бы я был нездоров и врач посоветовал мне отказаться от

этой или какой-нибудь другой пищи, я бы сделал это без всякого колебания.

Так вот: хотя меня не побуждают к этому медицинские соображения, я

отказываюсь на год от соли и бобовых независимо от того, сделаешь ты то же

самое или нет.

Она была потрясена и воскликнула с глубокой скорбью:

— Умоляю, прости меня. Зная тебя, я не должна была вызывать тебя на это.

Обещаю отказаться от этих продуктов, но ради самого неба возьми свой обет

обратно. Это для меня слишком тяжело.

— Тебе будет полезно отказаться от этих продуктов, — сказал я. — Я ничуть

не сомневаюсь в том, что тебе станет лучше, когда ты это сделаешь. Что

касается меня, то я не могу пренебречь обетом, данным мною с полной

серьезностью. И наверно, это будет полезно и для меня, ибо всякое

воздержание, чем бы оно ни было вызвано, благотворно для человека. Поэтому

обо мне не беспокойся. Это будет для меня лишь испытанием, а для тебя

нравственной поддержкой в осуществлении твоего решения.

Она перестала настаивать.

— Ты слишком упрям. Ты никого не послушаешься, — сказала она и заплакала.

Мне захотелось поведать об этом случае, как о примере сатьяграхи и одном

из самых сладостных воспоминаний моей жизни.

После этого Кастурбай стала быстро поправляться. Что ей помогло: отказ от

соли и бобовых и другие изменения в питании, а может быть, мое строгое

наблюдение за точным выполнением других жизненных правил или же, наконец, душевный подъем, вызванный этим случаем, и в какой именно степени — сказать

не могу. Но она скоро выздоровела, кровотечения прекратились совершенно, а

репутация моя как знахаря еще более упрочилась.

Что касается меня, то я лишь выиграл от новых ограничений. Я никогда не

жалел о том, от чего отказывался. Прошел год, и я еще больше научился

владеть своими чувствами. Этот опыт способствовал развитию склонности к

самовоздержанию. Долгое время спустя, уже после возвращения в Индию, я

продолжал отказываться от этих продуктов. Только в Лондоне в 1914 году я

нарушил это свое правило. Но об этом случае и о том, как я вновь стал

употреблять соль и бобовые, расскажу в одной из последующих глав.

В Южной Африке я проверял питание без соли и без бобовых на многих своих

товарищах по работе, и результаты всегда были хорошие. С медицинской точки

зрения могут быть различные мнения относительно целесообразности такого

питания, но с моральной точки зрения у меня нет сомнений, что для

человеческой души полезно любое самоограничение. Питание ограничивающего

себя человека должно отличаться от питания человека, ищущего удовольствий, так же, как и его жизненный путь. Тот, кто стремится к брахмачарии, часто

наносит ущерб своей собственной цели, избирая путь приятной жизни.

XXX. К САМООГРАНИЧЕНИЮ

В предыдущей главе я рассказал, каким образом болезнь Кастурбай

способствовала проведению некоторых изменений в моем питании. В последующий

период я вновь менял свое питание с целью облегчить соблюдение обета

брахмачарии.

Первым из этих изменений был отказ от молока. От Райчандбхая я впервые

узнал, что употребление молока способствует развитию животной страсти. В

книгах по вегетарианству я нашел подтверждение этому, но до принятия обета

брахмачарии я не решался отказаться от молока. Я давно понял, что оно не

является необходимым продуктом для поддержания организма, но отказаться от

него было нелегко. В то время, когда мною все больше овладевало сознание

необходимости в интересах самоограничения не употреблять в пищу молока, я

случайно натолкнулся на книжку, изданную в Калькутте, в которой описывалось, как мучили коров и буйволов их

Скачать:TXTPDF

Моя жизнь Махатма читать, Моя жизнь Махатма читать бесплатно, Моя жизнь Махатма читать онлайн