морали убивать змей, клопов
и им подобных. Помню, в те годы, уничтожая клопов и других насекомых, я
считал, что поступаю правильно.
Глубокие корни в моем сознании пустило лишь убеждение, что мораль есть
основа всех вещей, а истина — сущность морали. Истина стала моей
единственной целью. Я укреплялся в этой мысли с каждым днем, и мое понимание
истины все ширилось.
Строфа из дидактической поэмы на гуджарати завладела моим сердцем и умом.
Ее заповедь — отвечай добром на зло — стала моим руководящим принципом. Эта
заповедь настолько увлекла меня, что я начал проводить многочисленные опыты.
Вот строки, так поразившие меня:
За чашу с водой отблагодари хорошей пищей;
В ответ на доброе приветствие отвесь низкий поклон;
Давшему пенни отплати золотом;
Если тебе спасают жизнь, не дорожи ею.
Вот в чем смысл слов и дел мудреца;
За каждую маленькую услугу тебе воздается сторицей.
Но истинно благородный человек знает всех людей как одного
И с радостью платит добром за причиненное ему зло.
XI. СБОРЫ В АНГЛИЮ
Выпускные экзамены на аттестат зрелости я сдал в 1887 году. Тогда их
сдавали в Бомбее и в Ахмадабаде. Нищета, царившая в стране, естественно, вынуждала учащихся Катхиавара ехать в город, расположенный поближе, где
прожить можно было дешевле. Скудные средства моей семьи вынудили меня
сделать то же самое. Это была моя первая поездка из Раджкота в Ахмадабад, и
Родители хотели, чтобы, получив аттестат зрелости, я поступил в колледж.
Колледжи имелись в Бавнагаре и Бомбее. Я решил отправиться в Бавнагар в
Самалдасский колледж, так как это было дешевле. Оказавшись в колледже, я
совершенно растерялся: мне было очень трудно слушать лекции, не говоря уже о
том, чтобы вникать в них. Виноваты были не преподаватели, которые считались
первоклассными, а я сам, так как был совершенно не подготовлен. По окончании
первого семестра я вернулся домой.
Мавджи Даве — умный и ученый брахман — был старым другом и советником
нашей семьи. Дружеские отношения с ним сохранились и после смерти отца.
Как-то во время моих каникул он зашел к нам и разговорился с матерью и
старшим братом относительно моих занятий. Узнав, что я учусь в Самалдасском
колледже, он сказал:
— Времена изменились. Ни один из вас не может рассчитывать на получение
гади вашего отца без должного образования. И уже сейчас, когда мальчик еще
только учится, вы должны сделать все, чтобы он получил гади. Чтобы стать
бакалавром, ему потребуется четыре — пять лет, что принесет ему в лучшем
случае место с жалованьем 60 рупий, но не даст звание дивана. Если он, как и
мой сын, пойдет по юридической части, ему придется учиться дольше, а к тому
времени, когда он кончит, уже будет тьма адвокатов, претендующих на пост
дивана. На вашем месте я бы послал его в Англию. Сын мой Кевалрам говорит, что стать адвокатом совсем нетрудно. Через три года он вернется. Расходы не
превысят четырех — пяти тысяч рупий. Представьте себе адвоката, вернувшегося
из Англии. Он будет жить шикарно! По первой же просьбе он получит пост
дивана. Я очень советую послать Мохандаса в Англию в этом году. У Кевалрама
там много друзей. Он даст рекомендательные письма к ним, и Мохандас легко
там устроится.
Джошиджи — так обычно звали мы старого Мавджи Даве — обратился ко мне и
спросил, нисколько не сомневаясь в утвердительном ответе:
— Не правда ли, ты предпочитаешь поехать в Англию, а не учиться здесь?
Ничего лучшего я не мог себе представить. Я изнемогал под бременем своих
занятий. Потому я ухватился за это предложение и заявил, что чем скорее меня
пошлют, тем лучше. Однако быстро сдать экзамены не так легко. Нельзя ли
послать меня на медицинский факультет?
Брат перебил меня:
— Отцу всегда не нравилась эта профессия. Он имел тебя в виду, когда
говорил, что вишнуиты не должны заниматься вскрытием трупов. Отец
предназначал тебя для адвокатской карьеры.
Джошиджи вступился:
— Я не возражаю против профессии врача. Наши шастры ничего не имеют против
нее. Но диплом врача не сделает из тебя дивана, а я хочу, чтобы ты был
диваном и даже кем-нибудь повыше. Тогда ты сможешь обеспечить свою большую
семью. Времена быстро меняются, и жить становится с каждым днем труднее.
Поэтому самое мудрое — стать адвокатом.
Затем он обратился к матери:
— Мне пора уходить. Взвесьте, пожалуйста, все, что я сказал. Надеюсь, что
когда я приду сюда в следующий раз, я услышу о приготовлениях к отъезду в
Англию. Дайте мне знать, если понадобится помощь.
Джошиджи ушел, а я принялся строить воздушные замки. Старший брат был
сильно обеспокоен. Где найти средства для моей поездки? И можно ли такого
юношу, как я, посылать одного за границу?
Мать совсем расстроилась. Ей не хотелось отпускать меня.
— Дядя, — говорила она, — сейчас старший в нашей семье. Нужно прежде всего
посоветоваться с ним. Если он согласится, тогда решим.
У брата зародилась другая мысль:
— Правительство Порбандара несколько обязано нам. Правительственный
чиновник м-р Лели хорошего мнения о нашей семье и высоко ценит дядю.
Возможно, он даст тебе государственную стипендию для обучения в Англии.
Мне это очень понравилось, и я решил съездить в Порбандар. Железной дороги
туда в то время еще не было, нужно было ехать пять дней на буйволах. Я уже
говорил, что был труслив. Но желание поехать в Англию настолько овладело
мной, что я сумел побороть трусость. Я нанял повозку, запряженную буйволами, до Дораджи, а затем взял верблюда, чтобы добраться до Порбандара на день
раньше. Это было мое первое путешествие на верблюде.
Приехав к дяде, я подробно рассказал ему обо всем. Он подумал и сказал:
— Не уверен, что в Англии можно прожить без ущерба для твоей религии.
Сомневаюсь в этом на основании того, что мне пришлось наблюдать. Когда я
встречаюсь с крупными адвокатами-индусами, то не вижу разницы между их
образом жизни и образом жизни европейцев. Они неразборчивы в еде и не
выпускают изо рта сигару, а одеваются так же бесстыдно, как англичане. Все
это не соответствует традициям нашей семьи. Скоро я отправлюсь в
паломничество, да и жить мне осталось недолго. Как могу я на пороге смерти
дать тебе разрешение ехать в Англию, переплывать моря? Но не хочу быть и
помехой. В данном случае важно получить разрешение матери. Если она разрешит
— с богом. Скажи ей, что я препятствовать не стану. Ты поедешь с моего
благословения.
— Ничего другого я от вас и не ожидал, — сказал я.
— Постарайся теперь убедить мать.
— А не можете ли вы дать мне рекомендательное письмо к мистеру Лели?
— Не могу, — ответил дядя, — но он хороший человек. Попроси его о
стипендии; расскажи, в чем дело. Без сомнения, он поможет тебе.
Не знаю, почему дядя не дал мне рекомендательного письма. Мне кажется, ему
не хотелось принимать непосредственное участие в моей поездке, которая была, по его мнению, все же не религиозным делом.
Я написал м-ру Лели, и он пригласил меня в свою резиденцию. Мы встретились
в тот момент, когда он поднимался по лестнице. Он коротко сказал:
— Сначала сдайте экзамен на бакалавра, а потом уже приходите ко мне. Не
могу вам оказать сейчас никакого содействия, — и поспешил дальше.
Я тщательно подготовился к разговору с ним, заучил фразы, которые хотел
ему сказать, отвесил низкий поклон и приветствовал его обеими руками. И все
оказалось напрасным! Я вспомнил об украшениях жены. Подумал о старшем брате.
На него я надеялся больше всего. Он чрезвычайно великодушен и любит меня как
сына.
Вернувшись из Порбандара в Раджкот, я рассказал обо всем происшедшем.
Поговорил с Джошиджи. Он посоветовал в случае необходимости даже занять у
кого-нибудь нужную сумму. Я предложил продать украшения жены — это могло
дать от двух до трех тысяч рупий. Брат также обещал достать какую-то сумму.
Мать все еще возражала. Она занялась расспросами об Англии. Кто-то сказал
ей, что молодые люди неизменно погибают в Англии; другие говорили, что там
привыкают есть мясо; третьи — что там невозможно жить без спиртных напитков.
— Как же быть со всем этим? — спросила она меня.
Я сказал:
— Ты веришь мне? Я не буду тебе лгать. Клянусь, что никогда не притронусь
ко всему этому. Неужели Джошиджи отпустил бы меня, если бы мне грозила
какая-нибудь опасность?
— Сейчас я верю тебе, — сказала она. Но как верить тебе, когда ты будешь
так далеко? Не знаю, что и делать. Спрошу Бечарджи Свами.
Бечарджи Свами прежде принадлежал к касте мод-бания, но потом стал
монахом-джайном. Он был, как и Джошиджи, советником нашей семьи. Он пришел
мне на помощь, сказав матери:
— Я возьму с мальчика три торжественных обета, и его можно будет
Он приготовил все для обряда, и я поклялся не дотрагиваться до вина, женщин и мяса. После этого мать дала разрешение.
Школа устроила мне проводы. Молодой человек из Раджкота, отправляющийся в
Англию, представлял собой необычное явление. Дома я написал несколько слов
благодарности, но на торжественных проводах еле пролепетал их. Помню, что у
меня закружилась голова и я весь дрожал, стоя перед провожавшими и читая
слова благодарности.
Напутствуемый благословениями близких, я выехал в Бомбей. Это была моя
первая поездка туда. Со мной ехал брат. Но не говори «гоп», пока не
перепрыгнешь. В Бомбее нам предстояло столкнуться с некоторыми трудностями.
XII. ВНЕ КАСТЫ
Получив разрешение и благословение матери, я уехал с радостным чувством, оставив дома жену с грудным ребенком. Но по прибытии в Бомбей тамошние наши
друзья стали говорить брату, что в июне и июле в Индийском океане бывают
бури и что, поскольку я отправляюсь в морское путешествие впервые, не
следует пускаться в плавание раньше ноября. Кто-то рассказал, как во время
последнего шторма затонул пароход. Брат был встревожен всем услышанным и
отказался сразу отпустить меня. Он оставил меня у своего приятеля в Бомбее, а сам вернулся в Раджкот, предварительно заручившись обещанием друзей
оказать мне в случае необходимости поддержку; деньги же, ассигнованные на
мое путешествие, отдал на хранение зятю.
В Бомбее дни тянулись для меня мучительно медленно. Я все время мечтал о
поездке в Англию.
Между тем представители моей касты всполошились. Ни один мод-бания не
бывал в Англии, а если я осмелился на это, меня следовало призвать к ответу.
Созвали общее собрание касты и вызвали меня. Я пошел. Сам не знаю, откуда у
меня взялась такая смелость. Без страха и сомнений появился я на собрании.
Шет — глава общины, находившийся со мной в отдаленном родстве и бывший в
очень хороших отношениях с моим отцом, заявил мне:
— Каста осуждает ваше намерение ехать в Англию. Наша религия запрещает
путешествия за границу. Кроме того, мы слышали, что там невозможно жить, не
нарушая заветов нашей веры. Там надо будет есть и пить вместе с европейцами!
Я ответил:
— Не думаю, чтобы поездка в Англию противоречила законам нашей религии. Я
хочу поехать, чтобы продолжить образование. И я торжественно обещал матери
воздерживаться от трех вещей, которых вы больше всего боитесь. Уверен, что
— Но мы утверждаем, — сказал шет, — что там невозможно не изменить своей
религии. Вы знаете, в каких отношениях я был с вашим отцом, и потому должны
послушаться