лишь в организации производства
домотканой материи и в нахождении средств для сбыта кхади. Поэтому все мое
внимание сосредоточено на производстве кхади. Я стою за эту форму свадеши, потому что только таким способом смогу обеспечить работой полуголодных, безработных индийских женщин. Думаю предоставить этим женщинам возможность
производить пряжу и одевать население Индии в кхади, выработанную из этой
пряжи. Я не знаю, насколько это движение будет иметь успех. Сейчас оно
находится лишь в начальной стадии. Но я верю в него. Во всяком случае вреда
оно не принесет. Напротив, если оно сможет увеличить производство тканей в
стране даже в незначительной мере, оно принесет большую пользу. Теперь вы
понимаете, что наше движение свободно от тех недостатков, о которых вы
говорили.
— Мне нечего возразить вам, — сказал он, — если вы, организовывая это
движение, имели в виду лишь увеличение продукции. Получит ли прялка
распространение в наш век машин — это другой вопрос. Но я желаю вам
всяческого успеха.
XLII. ПРИЛИВ ПОДНИМАЕТСЯ
Я не могу посвятить еще несколько глав описанию дальнейшего прогресса
движения «кхади». Рассказывать о различных сторонах своей деятельности, проходившей на глазах у всей общественности, значило бы выйти за рамки этой
книги; я не должен предпринимать этих попыток хотя бы потому, что
потребовался бы целый трактат на эту тему. Цель моя состоит лишь в том, чтобы описать, каким образом некоторые вещи, так сказать, самопроизвольно, раскрылись передо мной в ходе моих поисков истины.
Поэтому продолжим рассказ о движении несотрудничества. В то время как
могучее движение халифата, организованное братьями Али, было в полном
разгаре, я имел длительные беседы с ныне покойным мауланой Абдул Бари и
другими улемами. Наши беседы касались прежде всего вопроса о том, в какой
мере мусульмане могут соблюдать правило ненасилия. В конце концов они
согласились со мной, что ислам не запрещает своим последователям
придерживаться ненасилия как политического метода, и если они дадут обет
ненасилия, то должны его придерживаться. Резолюция о несотрудничестве была
предложена на конференции халифата и после продолжительных прений принята. В
моей памяти свежи воспоминания о том, как однажды в Аллахабаде комитет, обсуждая этот вопрос, заседал всю ночь напролет. Вначале Хаким Сахиб
скептически отнесся к возможности проведения ненасильственного
несотрудничества на практике. Но после того, как его скептицизм был рассеян, он всем сердцем отдался этому движению и его помощь оказалась для него
неоценимой.
Несколько позже я выдвинул резолюцию о несотрудничестве на гуджаратской
политической конференции. Оппозиция сначала возражала, что провинциальная
конференция не вправе принимать резолюцию раньше, чем ее примет Конгресс. Я
же утверждал, что такое ограничение применимо только к прошлому движению, но
когда дело идет о будущем, о дальнейшем пути нашей деятельности, то низшая
организация не только вполне компетентна, но даже обязана так поступить, если у нее есть для этого необходимые выдержка и смелость. Никаких
разрешений, доказывал я, не требуется, если речь идет о стремлении поднять
престиж центральной организации на свой страх и риск. Затем предложение
обсуждалось по существу, причем прения протекали, несмотря на всю остроту, в
атмосфере «приятной сдержанности». Резолюция была принята подавляющим
большинством голосов. Успех резолюции во многом объясняется личными
качествами адвоката Валлабхаи и Аббаса Тьябджи. Последний
председательствовал на конференции, и его симпатии были на стороне резолюции
о несотрудничестве.
Всеиндийский комитет Конгресса решил созвать в Калькутте в сентябре 1920
года специальную сессию Конгресса для совещания по тому же вопросу.
Подготовка велась широкая. Председателем был избран Лала Ладжпат Рай. Из
Бомбея в Калькутту шли специальные поезда для членов Конгресса и участников
движения халифата. Калькутта была переполнена делегатами и гостями.
По просьбе мауланы Шауката Али я подготовил в поезде проект резолюции о
несотрудничестве. До этого я старался избегать в своих черновиках слова
«ненасильственное», хотя неизменно употреблял его в своих речах. Мой словарь
в этом отношении только еще формировался. Я считал, что чисто мусульманской
аудитории санскритский синоним слова «ненасильственное» не будет понятен.
Поэтому я и просил маулану Абул Калам Азада найти ему замену. Он предложил
слово «ба-аман», а для «несотрудничества» — «тарк-и-малават».
Пока я старался подобрать на хинди, гуджарати и урду слова, выражающие
понятие «несотрудничество», меня заставили написать для этой знаменательной
сессии Конгресса резолюцию о несотрудничестве. В первоначальном варианте
проекта слово «ненасильственное» было пропущено. Я передал проект резолюции
маулане Шаукату Али, который ехал в одном купе со мной, так и не заметив
этого пропуска. Ночью я понял свою ошибку. Утром я послал Махадева с
просьбой исправить ошибку, прежде чем проект резолюции попадет в печать. Но
поправку уже нельзя было внести, так как проект был напечатан. Заседание
руководящего комитета должно было состояться в тот же вечер. Поэтому
необходимые поправки мне пришлось делать уже в отпечатанных экземплярах
проекта резолюции. Впоследствии я понял, как мне пришлось бы трудно, не
подготовь я своего проекта резолюции заранее.
Положение мое было все же очень жалким. Я совершенно не представлял себе, кто будет поддерживать резолюцию и кто выступит против нее. Не имел я также
понятия и о том, какую позицию займет Лаладжи. Я видел лишь внушительную
фалангу ветеранов — бойцов, собравшихся для боя в Калькутте. Среди них были
д-р Безант, пандит Малавияджи, адвокат Виджаярагхавачария, пандит Мотилалджи
и Дешбандху.
В своей резолюции я предлагал объявить несотрудничество только для того, чтобы добиться исправления несправедливостей, допущенных властями во время
событий в Пенджабе и по отношению к халифату. Это не понравилось
Виджаярагхавачария.
— Если мы начинаем кампанию несотрудничества, то почему из-за каких-то
отдельных несправедливостей? Страна страдает от такой огромной
несправедливости, как лишение ее свараджа. Это и должно стать главным
основанием для несотрудничества, — доказывал он.
Пандит Мотилал также хотел, чтобы в резолюцию было включено требование
свараджа. Я охотно принял это предложение, исправив соответствующим образом
текст резолюции, которая была принята после обстоятельных, серьезных и
довольно бурных дебатов.
Мотилалджи первым примкнул к движению. Я до сих пор помню приятную беседу
с ним по поводу резолюции. Он предложил изменить некоторые выражения, на что
я и согласился. Он взялся склонить на нашу сторону Дешбандху. Сердцем
Дешбандху был всегда с нами, но он скептически относился к способности
народа провести в жизнь эту программу. Только на Нагпурской сессии Конгресса
он и Лаладжи полностью присоединились к нам.
На этой чрезвычайной сессии я особенно сильно почувствовал, какой утратой
была для нас смерть Локаманьи. Я был глубоко убежден, что, будь он жив, он
благословил бы меня в моих начинаниях. Но если бы даже он выступил против, я
бы усмотрел в этом милость и поучение себе. У нас бывали разногласия, но они
никогда не портили наших отношений. Поэтому я всегда думал, что связь между
нами нерасторжима. Когда я пишу эти строки, в памяти ясно встают
обстоятельства, связанные с его смертью. Было около часу ночи, когда
Патвардхан, работавший в то время со мной, сообщил мне по телефону о смерти
Локаманьи. Я находился в окружении своих соратников. С моих уст невольно
сорвалось восклицание:
— Нет уже моей самой надежной опоры!
Движение несотрудничества в то время было в полном разгаре, и я
нетерпеливо ожидал от Локаманьи ободрения и поддержки. Какова была бы его
позиция на последней стадии несотрудничества, можно только гадать, а это
бесполезно. Одно несомненно: смерть его оставила зияющую пустоту, и это
тяжело ощутили все участники Калькуттской сессии Конгресса. Всем нам так не
хватало его советов в столь критический момент национальной истории.
XLIII. В НАГПУРЕ
Резолюции, принятые на чрезвычайной сессии Конгресса в Калькутте, должны
были быть подтверждены на его ежегодной сессии в Нагпуре. В Нагпур, как и в
Калькутту, собралось бесчисленное количество делегатов и гостей. Число
делегатов Конгресса было еще не ограниченным. В Нагпур, насколько мне
помнится, приехало около четырнадцати тысяч человек. Лаладжи внес небольшую
поправку к пункту относительно бойкота школ, которую я принял. По настоянию
Дешбандху было сделано еще несколько поправок, после чего резолюция о
несотрудничестве была принята единогласно.
Резолюция о пересмотре устава Конгресса тоже должна была быть принята этой
сессией Конгресса. Проект подкомиссии уже рассматривался на чрезвычайной
сессии в Калькутте. Вопрос, таким образом, был достаточно ясен. В Нагпуре, где этот вопрос должен был получить окончательное решение, председательствовал Виджаярагхавачария. Руководящий комитет Конгресса внес в
проект только одно существенное изменение. В моем проекте число делегатов
ограничивалось тысячью пятистами, комитет предложил цифру шесть тысяч.
По-моему, это было опрометчиво, и опыт последних лет еще более укрепил меня
в этом убеждении. Я считаю крайне ошибочным мнение, будто большое число
делегатов способствует лучшему ведению дела или лучше гарантирует соблюдение
принципов демократии. Тысяча пятьсот делегатов, преданных интересам народа, правдивых и дальновидных, будут оберегать интересы демократии лучше, чем
шесть тысяч безответственных, случайно выбранных людей. Для того чтобы
охранять демократию, народ должен обладать сильным чувством независимости, самоуважения и единства, должен настаивать на избрании в качестве
представителей только хороших, верных людей. Но комитету в его увлечении
большими числами даже цифра шесть тысяч казалась недостаточной. Уже и она
явилась компромиссом.
Бурные прения развернулись вокруг вопроса о цели Конгресса. Я в своем
проекте резолюции определял цель Конгресса как достижение свараджа, если
возможно, в рамках Британской империи, а в случае необходимости — и вне их.
Часть делегатов хотели ограничить понятие свараджа автономией в рамках
Британской империи. Такую точку зрения отстаивали пандит Малавияджи и м-р
Джинна. Но они не смогли собрать много голосов. Далее, проект устава
допускал лишь применение мирных и законных средств для достижения цели.
Против этого условия тоже были возражения; противники его настаивали на
устранении всяких ограничений в отношении выбора средств. Но Конгресс после
поучительных и откровенных прений принял первоначальный проект. Полагаю, что
этот устав, если бы народ следовал ему честно, разумно и старательно, стал
бы мощным орудием воспитания масс, и самый процесс выполнения устава привел
бы нас к свараджу. Здесь, однако, не имеет смысла рассуждать на эту тему.
Конгресс принял также резолюции о единстве индусов и мусульман, об
упразднении неприкасаемости и о кхади. С тех пор индусы — члены Конгресса
взяли на себя обязательство очистить индуизм от проклятия неприкасаемости, а
при помощи кхади Конгресс установил живую связь со старой Индией. Принятие
несотрудничества в интересах халифата само по себе уже являлось большим
практическим шагом, предпринятым Конгрессом в целях достижения единства
индусов и мусульман.
XLIV. ПРОЩАНИЕ
Пора заканчивать повествование.
Моя дальнейшая жизнь протекала до такой степени на виду у всех, что в ней, пожалуй, не найдется ни одного события, которое бы не было известно народу.
Кроме того, начиная с 1921 года я работал в тесном контакте с лидерами
Конгресса и едва ли смогу упомянуть хотя бы об одном из эпизодов своей
жизни, не рассказав в то же время и о наших взаимоотношениях. Хотя
Шраддхананджи, Дешбандху, Хаким Сахиба и Лаладжи уже больше нет с нами, но, к счастью, многие из старых лидеров Конгресса еще живы и работают. История
Конгресса после тех огромных перемен, которые я здесь описал, все еще
создается. И главные мои искания в течение последних семи лет проходили
внутри Конгресса. Поэтому мне неизбежно пришлось бы говорить здесь о моих
взаимоотношениях с его лидерами, если бы я продолжил повествование о своих
исканиях. А этого я не могу сделать, по крайней мере, теперь, хотя бы из
соображений приличия. Наконец, выводы, к которым я пришел на основании
последующих исканий, вряд ли можно считать окончательными. Поэтому я считаю
своевременным закончить на этом свой рассказ. Да и перо мое инстинктивно
отказывается