Скачать:TXTPDF
Моя жизнь

писать дальше.

Не без душевной боли расстаюсь я с читателем. Я придаю большое значение

своим исканиям. Не знаю, смог ли я описать их как следует. Скажу лишь, что я

не щадил усилий, чтобы рассказать обо всем правдиво. Я все время стремился к

тому, чтобы описать истину такой, какой она представляется мне, и точно так, как я ее постигаю. Труд этот приносил мне невыразимое душевное успокоение, ибо я надеялся, что он сможет укрепить веру в истину и ахимсу у

колеблющихся.

Мой всесторонний опыт убедил меня, что нет иного бога, кроме истины. И

если каждая страница этой книги не будет подсказывать читателю, что

единственным средством постижения истины является ахимса, то я буду думать, что весь мой труд над книгой напрасен. Но даже если мои усилия в этом

отношении окажутся бесплодными, пусть читатель знает, что виноват в этом не

великий принцип, а средства. Ведь как бы ни были искренни мои стремления к

ахимсе, они все еще и несовершенны и недостаточны. И потому те слабые, мгновенные проблески истины, которые я смог увидеть, едва ли выразят идею

необычайного сияния истины, в миллион раз более сильного, чем сияние солнца, которое мы каждый день видим. То, что я постиг, есть лишь слабый отблеск

этого могучего сияния. Но могу сказать с полной уверенностью, — и это и есть

результат моих исканий, — что абсолютное видение истины может проистекать

только из полного познания ахимсы.

Для того чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь

любить такие ничтожнейшие создания, как мы сами. И человек, стремящийся к

этому, не может позволить себе устраниться от какой бы то ни было сферы

жизни. Вот почему моя преданность истине привела меня в сферу политики; и

без малейшего колебания и вместе с тем со всей смиренностью я могу сказать, что тот, кто утверждает, что религия не имеет ничего общего с политикой, не

знает, что такое религия.

Слияние со всем живущим на земле невозможно без самоочищения. Без

самоочищения соблюдение закона ахимсы будет пустой мечтой. Кто не чист

душой, никогда не постигнет бога. Поэтому самоочищение должно означать

очищение во всех сферах деятельности. И очищение очень заразительно: самоочищение неизбежно ведет к очищению окружающих.

Но путь самоочищения тернист и крут. Для достижения совершенной чистоты

надо полностью освободиться от страстей и мыслях, словах и поступках, стать

выше противоборствующих страстей — любви и ненависти, влечения и отвращения.

Знаю, что, несмотря на свое постоянное неослабное стремление к этому, я пока

еще не достиг этой тройной чистоты. Вот почему людская хвала не радует меня.

Напротив, она часто меня уязвляет. Победа над человеческими страстями

представляется мне делом более трудным, чем завоевание мира с помощью

вооруженных сил. Со времени своего возвращения в Индию я понял, что в

глубине моей души таятся дремлющие страсти. Сознание этого заставляет меня

чувствовать себя униженным, хотя и не побежденным. Опыты же и поиски

поддерживают меня и доставляют великую радость. Но я знаю, что мне предстоит

преодолеть еще много трудностей на пути к полному самоуничижению. Пока

человек по собственной свободной воле не поставит себя на самое последнее

место среди ближних, до тех пор нет для него спасения. Ахимса есть самая

последняя степень смирения.

Прощаясь с читателем, по крайней мере на время, я прошу его присоединиться

ко мне в моей молитве, обращенной к богу истины, о даровании мне благости

ахимсы в мыслях, словах и поступках.

М. К. GANDHI.

AN AUTOBIOGRAPHY OR THE STORY OF МY EXPERIMENTS WITH TRUTH

AHMEDABAD, 1959

ПРИМЕЧАНИЯ

Абдул, Карим Джхавери — один из компаньонов индийской торговой фирмы «Дада

Абдулла и К°», ведшей торговлю в Южной Африке.

Абдул, Карим Ходжи Адам (Абдулла Шет) — глава фирмы «Дада Абдулла и К°», один из самых богатых торговцев Наталя.

Абдур Рахман — калькуттский судья и общественный деятель, член партии

Мусульманская лига.

Авантикабай — активная участница сатьяграхи в Индии, руководитель школы в

общине Ганди, «Сатьяграха ашрам».

Аватары — перевоплощение души в зависимости от поступков и деяний в

предыдущих рождениях. Учение об аватарах — одно из основных положений

индуизма.

Августовские волнения — под таким названием вошел в историю Индии подъем

национально-освободительного движения в 1942 г., когда по ряду городов

страны прокатилась волна демонстраций и забастовок. Непосредственным поводом

был арест колониальными властями 9 августа всех лидеров Национального

конгресса, включая Ганди. Несмотря на жестокое подавление волнений они

продолжались до февраля 1943 г.

Авеста — священная книга зороастрийцев (создана в VI-IV вв. до н. э. в

Иране). Сохранилась в Индии у парсов.

Ага-хан, Султан Мухаммед-шах (1877-1957) — глава религиозной секты

исмаилитов в исламе, один из лидеров Мусульманской лиги, в 1906-1913 гг. ее

председатель. В 1913 г. вышел из ее состава. Возглавлял индийскую делегацию

на Конференции круглого стола в Лондоне в 1930-1932 гг.

Адамджи, Миякхан шет — богатый торговец в Натале, участник сатьяграхи в

Южной Африке, секретарь Индийского национального конгресса Наталя —

политической организации, созданной Ганди в Южной Африке в мае 1894 г.

Аджмал Хан, Хаким (ум. ок. 1927) — один из видных деятелей Индийского

национального конгресса, сторонник индусско-мусульманского единства.

«Ади Брахмо самадж» — название общества «Брахмо самадж» после его раскола

в 1866 г.

Азад, Абул Калам (1888-1958) — видный деятель национально-освободительного

движения Индии. В начале политической деятельности (1908) был связан с

бенгальскими террористами. В 1912-1914 гг. издавал газету «Аль-Хиляль»

Полумесяц»). В 1912 г. вступил в партию Индийский национальный конгресс.

Лидер антианглийского халифатского движения в Индии. Позднее стал одним из

сподвижников Ганди в организации кампании гражданского неповиновения

(1919-1922 и 1930 гг.). В 1923 и 1939-1946 гг. — председатель Индийского

национального конгресса. После 1947 г. министр просвещения в правительстве

Неру.

Айенгар, Кастури Ранга — известный общественный деятель и журналист в

Мадрасе, в 1926-1927 гг. — генеральный секретарь Индийского национального

конгресса.

Акхо (1591-1656) — известный гуджаратский поэт и философ.

Али, Асаф (р. 1888) — видный деятель Индийского национального конгресса, позднее отошел от него и стал одним из лидеров Социалистической партии

Индии. В 1946-1948 гг. — посол Индии в США.

Али, братья, Мухаммед (1878-1931) и Шаукат — видные политические деятели

Индии. В 1912-1915 гг. издавали газеты «Комрид» и «Хамдард». Приняли

активное участие в организации антианглийского халифатского движения в Индии

и создании партии Мусульманская лига. Выступали за единство индусов и

мусульман в борьбе за освобождение Индии.

Альпага — плотная ткань.

«Амрита базар патрика» — еженедельная газета националистического

направления, выходившая в Калькутте на бенгальском языке с 1868 г. С 1891 г.

стала ежедневной газетой. В настоящее время выходит в Аллахабаде и Калькутте

на английском и бенгальском языках.

Амритсар — г. в Пенджабе, религиозный центр сикхов.

Ана — мелкая индийская монета (до 1961 г.), 1/16 часть рупии.

Ананд, Свами — активный участник и помощник Ганди по проведению сатьяграхи

в Индии, член общины «Сатьяграха ашрам».

Анандибай — активная участница сатьяграхи в Индии, член общины «Сатьяграха

ашрам». Жена Свами Ананда.

Анасуябехн — участница сатьяграхи в Гуджарате. Во время стачки

ахмадабадских текстильщиков в 1918 г. входила в комиссию по арбитражу.

Сестра ахмадабадского фабриканта Амбалала Сарабхая.

Анатхашрам — тайный монастырь у индуистов.

Англо-бурская война см. Бурская война.

Ансари, М. А. — активный участник мусульманского движения в Индии, видный

деятель Индийского национального конгресса.

Апариграха — нестяжательство, отказ от владения собственностью, неприятие

даров.

Арджуна — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», один из пяти сыновей

царя Панду.

Арнолд, Эдвин (1831-1904) — английский поэт, переводчик и публицист. На

протяжении ряда лет был директором санскритского колледжа в Пуне. В поэме

«Свет Азии» описывает жизнь и излагает учение Будды. Перевел с санскрита на

английский язык «Бхагаватгиту».

«Арья самадж» («Общество ариев») — религиозно-реформаторское и

просветительское общество, основанное в 1875 г. Даянандом Сарасвати с

центром в Лахоре. Имело большое влияние в Пенджабе, а также в Соединенных

провинциях. Члены общества проповедовали возвращение к религии древних

ариев, отраженной в священных книгах индуизма — Ведах и выступали против

поклонения изображениям богов, против строгости кастовых ограничений и т. д.

Асансол — г. Западной Бенгалии.

Аса-фетида — смола-гумми, добываемая из некоторых видов многолетних трав; применяется в медицине как успокаивающее средство.

Асквит, Герберт Генри (1852-1928) — английский государственный деятель. В

1892-1895 и 1905-1908 гг. занимал ряд министерских постов (внутренних дел, финансов). В 1908-1916 гг. — премьер-министр Великобритании.

«Ассоциация Британской Индии» — общество, созданное в середине XIX в., ставившее своей целью петиционную борьбу за равноправное сотрудничество

англичан и индийцев, а также за создание законодательного совета Индии и

допуск индийцев на высшие административные посты. Ассоциация, оторванная от

народа и представлявшая узкий круг либеральных помещиков и интеллигентов, успеха не имела.

Атторней — доверенный представитель, защитник интересов доверителя.

Генеральный атторней — высший юрисконсульт, выполняет функции прокурорского

надзора.

Ахимса (букв. «отрицание химсы, насилия») — ненасилие, непричинение зла, воздержание от причинения страданий. Учение ахимсы существовало еще в

древней Индии, а затем было развито в буддизме, индуизме и особенно в

джайнизме. Современные последователи ахимсы рассматривают ее как принцип

самодисциплины, отсутствия гнева, ненависти и т. д. Принципы ахимсы стали

неотъемлемой частью политической доктрины Ганди.

Ахмадабад — г. в Западной Индии, один из наиболее крупных центров

промышленного и ремесленного производства пряжи и тканей. Административный

центр Гуджарата.

Ачкан — легкая длиннополая куртка с глухим высоким воротником.

Ашрам — обитель. По догматам индуизма каждый человек, достигший

преклонного возраста, должен уединиться в ашрам и посвятить себя религии.

Так Ганди назвал свою трудовую общину на ферме в Фениксе (Южная Африка).

Впоследствии в Индии недалеко от Ахмадабада в Севаграме он основал общину

под названием «Сатьяграха ашрам».

«Аюрведа» — древнеиндийский медицинский трактат.

Аюрведические врачи — индийские народные врачи, лечащие по правилам

древней индусской медицины.

Бабу — господин. Это бенгальское слово в Северо-Восточной Индии часто

прибавляется к имени индийских интеллигентов.

Бавнагар — одно из мелких княжеств с главным городом того же наименования.

Расположено на п-ове Катхиавар.

Бадруддин см. Тьябджи, Фаиз Хассан Бадруддин.

Бакалавр — первая ученая степень в области гуманитарных наук в Западной

Европе.

Бальфур, Артур Джеймс (1848-1930) — английский государственный деятель. В

1902-1905 гг. — премьер-министр, в 1915-1916 гг. морской министр, в

1916-1919 гг. министр иностранных дел Великобритании.

«Бангабаси» — газета националистического направления, выходившая на

бенгальском языке в Калькутте с 1833 г.

Банерджи, Гурудас — вице-канцлер калькуттского университета, общественный

деятель Бенгалии, активный участник сатьяграхи в Индии.

Банерджи, Каличаран — общественный деятель Бенгалии, член Индийского

национального конгресса.

Банерджи, Сурендранатх (1848-1925) — один из основателей и первых

руководителей Индийского национального конгресса. В 1876 г. организовал

Индийскую ассоциацию («Бхарат сабха») — легальную оппозицию колониальному

государству. В конце XIX — начале XX в. возглавлял умеренное направление в

национальном движении в Бенгалии. С 1879 г. владелец и редактор газеты

«Бенгалия», которая стала одной из газет патриотического направления. После

организации Конгресса стал во главе умеренных в нем. В 1918 г. порвал с

Конгрессом и основал Федерацию либералов с программой открытого

сотрудничества с английским правительством.

Бания — название касты, члены которой занимаются по преимуществу торговлей

и ростовщичеством.

Банкер, Шанкарлал — один из издателей газет «Бомбей кроникл» и «Янг

Индиа», сподвижник Ганди по сатьяграхе. Во время стачки текстильщиков

Ахмадабада в 1918 г. входил в комиссию по арбитражу, в марте 1922 г. был

привлечен вместе с Ганди к уголовной ответственности «за нарушение порядка».

Банту — группа народностей, говорящих на родственных языках, коренное

население Южной и Центральной Африки. Большая часть банту — бесправные

земледельцы и скотоводы.

Бапу — отец; почтительное обращение к старшим, уважаемым людям.

Бардоли — местечко в Бомбейском президентстве, где 11-12 февраля 1922 г.

состоялось чрезвычайное заседание Рабочего

Скачать:TXTPDF

Моя жизнь Махатма читать, Моя жизнь Махатма читать бесплатно, Моя жизнь Махатма читать онлайн