Скачать:PDFTXT
Избранное. Исторические записки

по матери. Вместе с В.А. Елагиным редактировал собрание сочинений И.П. Киреевского 1861 г., подготовил материалы для его биографии, опубликованные в этом издании.

29* Зонтаг (урожд. Юшкова) Анна Петровна (1786–1864), детский прозаик, переводчица, мемуарист. Сестра А.П. Елагиной. Сестры воспитывались вместе с В.А. Жуковским; их мать, Варвара Афанасьевна Юшкова (урожд. Бунина), – сестра по отцу и крестная мать В.А. Жуковского.

30* Хомяков Алексей Степанович (1804–1860), религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства.

31* Макарий Оптинский (Михаил Николаевич Иванов) (1788–1860), иеросхимонах, просветитель, переводчик святоотеческих сочинений. Духовный отец И.В. и Н.П. Киреевских.

32* Паисий Величковский (1722–1794), архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, православный подвижник, переводчик святоотеческих сочинений. Работа «Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского» (1845, отд. изд. 1847) подготовлена Макарием Оптинским по настоянию И.В. и Н.П. Киреевских.

33* Здесь и далее Гершензон развивает свою концепцию первоосновы учения И. Киреевского и его постепенного «искажения» самим мыслителем и его сподвижниками. Он показывает, что изначально его учение о личности было свободно от двух славянофильских элементов – от идеи преимущества православия и апологетизации Древней Руси. Точка зрения Гершензона вызвала непонимание практически всех критиков. Н. Бердяев, например, писал, что «для самого Киреевского внутреннее устроение личности было связано с восточной христианской мистикой, с Исааком Сирианином, с Добротолюбием и с практикой «умного делания». Вряд ли возможно отделить славянофильское учение о духовной цельности, противопоставленное всякой рационалистической рассеченности, от христианских его истоков. Гершензон делает попытку вылущить из славянофильства ценное зерно, но от этой операции лишается славянофильство своей христианской души» (Московский еженедельник. 1910. № 9. С. 48). В современных исследованиях точка зрения Гершензона находит поддержку: принято разграничивать Киреевского раннего и позднего, бросившегося «в объятия старцев Оптиной пустыни» (см., напр.: Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969. С. 98).

34* Гизо Франсуа Пьер Гийом (1787–1874), французский историк и политический деятель. «История цивилизации в Европе» написана в 1828 г., «История цивилизации во Франции» в 1829–1832 гг.

35* Раупах Эрнст (1784–1852), немецкий драматург, долгое время жил в России (с 1804 г.), в 1816–1822 гг. – профессор немецкой литературы и истории в Петербурге.

36* Шевырёв Степан Петрович (1806–1864), критик, историк литературы, поэт. Вместе с М.П. Погодиным возглавлял журнал «Москвитянин».

37* Метерлинк Морис (1869–1949), бельгийский драматург, поэт. Автор цикла посвященных проблемам познания и этики философских эссе «Мудрость и судьба».

38* Майерс (Myers, Mayers) Фредерик Уильям Генри (1843–1901), английский поэт и эссеист. Возглавлял Общество психологических исследований. В 1886 г. вышла работа Майерса «Фантазмы жизни». На русском языке опубликована книга «Прижизненные призраки и другие телепатические явления». (Под ред. и с предисл. Вл. Соловьёва. СПб., 1893.) Видимо, Гершензон был знаком с работами Майерса по книге У. Джеймса (см. примеч. 6 и 83*).

39* Самарин Юрий Федорович (1819–1876), философ, историк, общественный деятель, публицист, один из идеологов славянофильства.

40* Бибиков Дмитрий Гаврилович (1792–1870), государственный деятель, киевский генерал-губернатор (1837–1852), министр внутренних дел в 1852–1855 гг.

41* Мюллер Макс (1823–1900), английский филолог-востоковед немецкого происхождения, профессор в Оксфорде, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии, автор теории происхождения мифов, основатель мифологической школы. Положил начало систематической публикации основных памятников нехристианских религий.

42* Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, лингвист, поэт. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Знакомство с Ю.Ф. Самариным состоялось в 1839 г.

43* Раден Эдита Федоровна (1825–1885), баронесса, фрейлина великой княгини Елены Павловны. Поддерживала воспитательные и благотворительные учреждения, занималась вопросами женского образования. Хозяйка салона, где собирались деятели науки и культуры, политические деятели. Переписка с Ю.Ф. Самариным опубликована (1893).

44* Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885), историк, правовед, публицист, философ, профессор Санкт-Петербургского и Московского университетов. Собрание сочинений в 4 томах вышло в 1897–1900 гг. Книга «Задачи психологии» опубликована в 1872 г.

45* Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855), историк, литератор, общественный деятель, глава московских западников, профессор всеобщей истории Московского университета. По словам В.О. Ключевского, «создал… идеальный первообраз профессора» (Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 7. М., 1989. С. 298).

46* Браге Тихо (1546–1601), датский астроном, реформатор практической астрономии. Не признавал гелиоцентрическую систему мира, взамен предложил другую, представляющую неудачное сочетание учения Птолемея с системой Коперника: Солнце движется вокруг Земли, а планеты – вокруг Солнца.

47* Молешотт Якоб (1822–1893), немецкий физиолог и философ; Бюхнер Фридрих Карл Христиан Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель, философ – представители вульгарного материализма.

48* «Метафизика половой любви» – глава 44 «Дополнений к четвертой книге» (второго тома) главного философского сочинения Артура Шопенгауэра (1788–1860) «Мир как воля и представление». Работа завершена в 1843, издана в 1844 г., на русском языке – 1901 г. в качестве 2-го тома Собрания сочинений; неоднократно переиздавалась.

49* Градовский Александр Дмитриевич (1841–1889), историк государственного права, публицист либерального направления.

50* Матвей Константиновский, ржевский протоиерей. В 1847 г. состоялось его заочное знакомство с Н.В. Гоголем. Под его влиянием Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых душ».

51* Смирнова (урожд. Россет) Александра Осиповна (1810–1882), писательница, мемуаристка. Была в дружбе с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем (его письма к ней вошли в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями»), В.А. Жуковским, А.С. Хомяковым. Переписка опубликована (1885–1897).

52* Письмо адресовано близкому другу Гоголя, сотоварищу по Нежинскому лицею (гимназии высших наук), Александру Семеновичу Данилевскому (1809–1889). Его однофамилецДанилевский Григорий Петрович (1829–1890), писатель, публицист. Знакомство с Н.В. Гоголем состоялось в 1851 г.

53* Аксаков Григорий Сергеевич (1820–1891), правовед, оренбургский и самарский губернатор. Второй сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859).

54* Боткин Василий Петрович (1811/12–1869), писатель, критик, переводчик. Брат клинициста С.П. Боткина. Член кружка Станкевича. Друг В.Г. Белинского, А.И. Герцена.

55* Булгарин Фаддей Венедиктович (1789–1859), журналист, писатель, критик, издатель. Имя Булгарина еще при жизни стало нарицательным для характеристики сомнительного и неразборчивого в средствах литератора.

Бурачок Степан Анисимович (1800–1877), публицист, критик, издатель, прозаик; кораблестроитель. В 1840–45 гг. издавал журнал «Маяк современного просвещения и образованности». «Маяк» выступал с крайне реакционных позиций.

56* Пыпин Александр Николаевич (1833–1904), литературовед. Работа «Характеристика литературных мнений от 20-х до 50-х годов» вышла в 1878 г. (переиздания – в 1890, 1906, 1908).

57* Иванов-Разумник (псевдоним, настоящая фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878–1946), критик, литературовед, культуролог и социолог. Автор работ по истории русской общественной жизни, литературы и критики XIX – начала XX в.

58* Гоголь Н.В. Мертвые души. Т. 2. Заключительная глава. Пауперизм – массовая нищета, обнищание (от лат. pauper – бедный).

59* Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853–1920), литературовед, лингвист, историк культуры. Автор трудов по истории и теории литературы, психологии творчества, о русских писателях-классиках XIX в.

60* Титов Владимир Павлович (1807–1891), писатель (псевдоним Тит Космократов). Сослуживец И.П. Киреевского по Архиву Коллегии иностранных дел, член кружка Д.В. Веневитинова.

61* Кружок Станкевича – литературно-философское объединение в Москве 30-х годов XIX в. Организатор и руководитель Николай Владимирович Станкевич (1813–1840), с 1837 г. – В.Г. Белинский. В числе членов К.С. Аксаков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, Ю.Ф. Самарин. В 40-е годы члены кружка играли ведущую роль как среди западников, так и славянофилов.

62* В начале 30-х годов в Московском университете вокруг А.И. Герцена и Н.П. Огарёва складывается кружок вольномыслящей молодежи (Н.И. Сазонов, Н.М. Сатин, А.Н. Савич, Н.Х. Кетчер), участников объединяло изучение западных социально-утопических теорий.

63* Фрей Вильям, псевдоним Владимира Константиновича Гейнса (1839–1888), писатель, публицист. Считал, что основой для обновления жизни должно служить религиозное чувство. Переписывался с Л.Н. Толстым. В 1868 г. эмигрировал в Северную Америку.

64* Маликов Александр Капитонович (1839–1904), общественный деятель, основатель религиозной секты. В 1874 г. выдвинул религиозно-нравственное учение о «богочеловечестве». Вместе с В. Фреем пытался организовать в США «свободную коммуну».

65* Подполковник А.П.Дубовицкий (1782–1848), масон, основатель секты «Внутренних поклонников Господних» хлыстовского толка; в 1824–1826 и 1839–1842 гг. в ссылке. Офицер-артиллерист Н.С. Ильин (1809–1890), основатель секты иеговистов, его рукопись «Сионская ветвь», с резкими нападками на православную церковь, распространялась в списках; в 1856 г. был сослан в Соловецкий, в 1873 г. в Спасо-Евфимьев монастырь. Пашковцы – одно из названий секты евангельских христиан (протестантская секта, близкая к баптистам) в России в конце XIX в. – по имени ее руководителя полковника В.А. Пашкова (1831–1902). Первоначально назывались редстокистами. Секта возникла в Петербурге среди высшего общества после проповедей лорда Г.В. Редстока в 1874 г.

66* Михайловский Николай Константинович (1842–1904), социолог, публицист, литературный критик, народник.

67* Юркевич Памфил Данилович (1826–1874), религиозный философ, учитель Вл. Соловьёва. Выступления Юркевича против материализма в печати и публичных лекциях вызвали протест русской общественности, увлеченной естественно-научными и материалистическими идеями.

68* Страхов Николай Николаевич (1828–1896), философ, публицист, литературный критик, переводчик. Первый биограф Ф.М. Достоевского, автор воспоминаний о Л.Н. Толстом.

69* Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886), публицист, поэт, общественный деятель, журналист, издатель. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактировал газеты «День» (1861–1865), «Москва» (1867–1868), «Москвич» (1867–1868), «Русь» (1880–1886).

70* Бениан (Беньян) Джон (1628–1688), английский писатель, религиозный проповедник. Наиболее известен аллегорический роман «Путь паломника» (1678–1684), в русском переводе под названием «Путешествие пилигрима» вышел в 1878 г.

71* Карлейль Томас (1795–1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории. Роман в духе немецкого классического идеализма «Сартор Резартус» издан в Лондоне в 1834 г., русский перевод – в 1902 г.

72* В Тофете, на юго-востоке Енномовой (Гинномской) долины (юг Иерусалима) были капища Астарты и Молоха, которому идолопоклонники приносили в жертву детей. Иудейский царь Иосия разрушил идолы и осквернил капище (4 Цар. 23, 10). Тофет стал местом, куда свозили городские нечистоты, трупы преступников, павших животных; для уничтожения зловония и заразы здесь постоянно горел огонь. Впоследствии это место называли геенной огненной. Тофет стал символом вечного мучения.

73* Оливер Кромвель (1599–1658) отказался от привлечения наемников, формируя свои отряды из праведных людей, которые сражались по убеждению. «Ратники божьи», исполненные религиозного воодушевления, составили основу парламентской армии.

74* «Бог и народ» – девиз итальянской подпольной организации «Молодая Италия», основанной Джузеппе Мадзини в 1831 г. Главная цель – национальное освобождение Италии и создание единой итальянской республики.

75* Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760–1825), французский мыслитель, социалист-утопист; Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837), французский социалист-утопист; основатель позитивизма – французский философ Огюст Конт (1798–1857); австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838–1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896) – основоположники эмпириокритицизма (махизма); основные теоретические положения анархизма выдвинули французский социалист Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) и немецкий философ Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт) (1806–1856).

76* Лавров Петр Лаврович (1823–1900), политический деятель, философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. В 1868–1869 гг. опубликовал «Исторические письма», пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи.

77* Успенский Глеб Иванович (1843–1902), писатель, революционный демократ.

78* Рачинский Сергей Александрович (1836–1902), ботаник, деятель народного образования, профессор Московского университета до 1867 г.

79* Грузинский Алексей Евгеньевич (1858–1930), литературовед, филолог, переводчик, педагог. Подготовил к публикации письма В.А. Жуковского к М.А. Мойер и Е.А. Протасовой (М., 1904).

80* Беэр Мария Васильевна, внучка А.П. Елагиной и М.А. Мойер-Протасовой, дочь В.А. Елагина и Е.И. Мойер.

81* Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ.

82* Жихарев Михаил Иванович (1820 – после 1882), мемуарист. Двоюродный племянник, ученик и друг П.Я. Чаадаева, автор воспоминаний о нем.

83*

Скачать:PDFTXT

Избранное. Исторические записки Гершензон читать, Избранное. Исторические записки Гершензон читать бесплатно, Избранное. Исторические записки Гершензон читать онлайн