как начала, возвышающегося над общественной
злобой дня, все еще подозревают в реакционности. И этому неуважению к
святыне знания немало способствовала всегда деятельность министерства
народного просвещения. Политический абсолютизм и тут настолько исказил душу
передовой интеллигенции, что новый дух лишь с трудом пробивается в сознание
молодежи.
Но нельзя сказать, чтобы философские темы и проблемы были чужды русской
интеллигенции. Можно даже сказать, что наша интеллигенция всегда
интересовалась вопросами философского порядка, хотя и не в философской их
постановке: она умудрялась даже самым практическим общественным интересам
придавать философский характер, конкретное и частное она превращала в
отвлеченное и общее, вопросы аграрный или рабочий представлялись ей
вопросами мирового спасения, а социологические учения окрашивались для нее
почти что в богословский цвет. Черта эта отразилась в нашей публицистике,
которая учила смыслу жизни и была не столько конкретной и практической,
сколько отвлеченной и философской даже в рассмотрении проблем экономических.
Западничество и славянофильство — не только публицистические, но и
философские направления. Белинский, один из отцов русской интеллигенции,
плохо знал философию и не обладал философским методом мышления, но его всю
жизнь мучили проклятые вопросы, вопросы порядка мирового и философского.
Теми же философскими вопросами заняты герои Толстого и Достоевского. В 60-е
годы философия была в загоне и упадке, презирался Юркевич, который, во
всяком случае, был настоящим философом по сравнению с Чернышевским. Но
характер тогдашнего увлечения материализмом, самой элементарной и низкой
формой философствования, все же отражал интерес к вопросам порядка
философского и мирового. Русская интеллигенция хотела жить и определять свое
отношение к самым практическим и прозаическим сторонам общественной жизни на
основании материалистического катехизиса и материалистической метафизики. В
70-е годы интеллигенция увлекалась позитивизмом, и ее властитель дум — Н.
К. Михайловский был философом по интересам мысли и по размаху мысли, хотя
без настоящей школы и без настоящих знаний. К П. Л. Лаврову, человеку
больших знаний и широты мысли, хотя и лишенному творческого таланта,
интеллигенция обращалась за философским обоснованием ее революционных
социальных стремлений. И Лавров давал философскую санкцию стремлениям
молодежи, обычно начиная свое обоснование издалека, с образования туманных
масс. У интеллигенции всегда были свои кружковые, интеллигентские философы и
своя направленская философия, оторванная от мировых философских традиций.
Эта доморощенная и почти сектантская философия удовлетворяла глубокой
потребности нашей интеллигентской молодежи иметь «миросозерцание»,
отвечающее на все основные вопросы жизни и соединяющее теорию с общественной
практикой. Потребность в целостном общественно-философском миросозерцании —
основная потребность нашей интеллигенции в годы юности, и властителями ее
дум становились лишь те, которые из общей теории выводили санкцию ее
освободительных общественных стремлений, ее демократических инстинктов, ее
требований справедливости во что бы то ни стало. В этом отношении
классическими «философами» интеллигенции были Чернышевский и Писарев в 60-е
годы, Лавров и Михайловский в 70-е годы. Для философского творчества, для
духовной культуры нации писатели эти почти ничего не давали, но они отвечали
потребности интеллигентной молодежи в миросозерцании и обосновывали
теоретически жизненные стремления интеллигенции; до сих пор еще они остаются
интеллигентскими учителями и с любовью читаются в эпоху ранней молодости. В
90-е годы с возникновением марксизма очень повысились умственные интересы
интеллигенции, молодежь начала европеизироваться, стала читать научные
книги, исключительно эмоциональный народнический тип стал изменяться под
влиянием интеллектуалистической струи. Потребность в философском обосновании
своих социальных стремлений стала удовлетворяться диалектическим
материализмом, а потом неокантианством, которое широкого распространения не
получило ввиду своей философской сложности. «Философом» эпохи стал
Бельтов-Плеханов, который вытеснил Михайловского из сердец молодежи. Потом
на сцену появился Авенариус[1] и Мах[2], которые
провозглашены были философскими спасителями пролетариата, и гг. Богданов и
Луначарский сделались «философами» социал-демократической интеллигенции. С
другой стороны возникли течения идеалистические и мистические, но то была уж
совсем другая струя в русской культуре. Марксистские победы над
народничеством не привели к глубокому кризису природы русской интеллигенции,
она осталась староверческой и народнической и в европейском одеянии
марксизма. Она отрицала себя в социал-демократической теории, но сама эта
теория была у нас лишь идеологией интеллигентской кружковщины. И отношение к
философии осталось прежним, если «не считать того критического течения в
марксизме, которое потом перешло в идеализм, но широкой популярности среди
интеллигенции не имело.
Интерес широких кругов интеллигенции к философии исчерпывался
потребностью философской санкции ее общественных настроений и стремлений,
которые от философской работы мысли не колеблются и не переоцениваются,
остаются незыблемыми, как догматы. Интеллигенцию не интересует вопрос,
истинна или ложна, например, теория знания Маха, ее интересует лишь то,
благоприятна или нет эта теория идее социализма, послужит ли она благу и
интересам пролетариата; ее интересует не то, возможна ли метафизика и
существуют ли метафизические истины, а то лишь, не повредит ли метафизика
интересам народа, не отвлечет ли от борьбы с самодержавием и от служения
пролетариату. Интеллигенция готова принять на веру всякую философию под тем
условием, чтобы она санкционировала ее социальные идеалы, и без критики
отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет
заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим
традиционным настроениям, и идеалам. Вражда к идеалистическим и
религиозно-мистическим течениям, игнорирование оригинальной и полной
творческих задатков русской философии основаны на этой «католической»
психологии. Общественный утилитаризм в оценках всего, поклонение «народу» —
то крестьянству, то пролетариату, — все это остается моральным догматом
большей части интеллигенции. Она: начала даже Канта читать потому только,
что критический марксизм обещал на Канте обосновать социалистический идеал.
Потом принялась даже за с трудом перевариваемого Авенариуса, так как
отвлеченнейшая, «чистейшая» философия Авенариуса без его ведома и без его
вины представилась вдруг философией социал-демократов «большевиков».
В этом своеобразном отношении к философии сказалась, конечно, вся наша
малокультурность, примитивная недифференцированность, слабое сознание
безусловной ценности истины и ошибка морального суждения. Вся русская
история обнаруживает слабость самостоятельных умозрительных интересов. Но
сказались тут и задатки, черт положительных и ценных — жажда целостного
миросозерцания, в котором теория слита с жизнью, жажда веры. Интеллигенция
не без основания относится отрицательно и подозрительно к отвлеченному
академизму, к рассечению живой истины, и в ее требовании целостного
отношения к миру и жизни можно разглядеть черту бессознательной
религиозности. И необходимо резко разделить «десницу» и «шуйцу» в
традиционной психологии интеллигенции. Нельзя идеализировать эту слабость
теоретических философских интересов, этот низкий уровень философской
культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к
серьезному философскому мышлению. Нельзя идеализировать и эту почти
маниакальную склонность оценивать философские учения и философские истины по
критериям политическим и утилитарным, эту неспособность рассматривать
явления философского и культурного творчества по существу, с точки зрения
абсолютной их ценности. В данный час истории интеллигенция нуждается не в
самовосхвалении, а в самокритике. К новому сознанию мы можем перейти лишь
через покаяние и самообличение. В реакционные 80-е годы с самовосхвалением
говорили о наших консервативных, истинно-русских добродетелях, и Вл.
Соловьев совершил важное дело, обличая эту часть общества, призывая, к
самокритике и покаянию, к раскрытию наших болезней. Потом наступили времена,
когда заговорили о наших радикальных, тоже истинно-русских добродетелях. В
эти времена нужно призывать другую часть общества к самокритике, покаянию и
обличению болезней. Нельзя совершенствоваться, если находишься в упоения от
собственных великих свойств, — от этого упоения меркнут и подлинно большие
достоинства.
С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось
вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к
общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти
что уничтожила интерес к истине. А философия есть школа любви к истине,
прежде всего к истине. Интеллигенция не могла бескорыстно отнестись к
философии, потому что корыстно относилась