Скачать:TXTPDF
«Вехи» Сборник статей о русской интеллигенции

больше общего с особой

формой веры, чем с наукой. Верность вышесказанного подтверждается всей

историей наших интеллигентских идеологий: и материализмом 60-х годов, и

субъективной социологией 70-х и экономическим материализмом на русской

почве.

Экономический материализм был так же неверно воспринят и подвергся

таким же искажениям на русской почве, как и научный позитивизм вообще.

Экономический материализм есть учение по Преимуществу Объективное, оно

ставите центре социальной жизни общества объективное начало производства, а

не субъективное начало распределения. Учение это видит сущность человеческой

истории в творческом процессе победы над природой, в экономическом созидании

и организации производительных сил. Весь социальный строй с присущими ему

формами распределительной справедливости, все субъективные настроения

социальных групп подчинены этому объективному производственному началу. И

нужно сказать, что в объективно-научной стороне марксизма было здоровое

зерно, которое утверждал и развивал самый культурный и ученый из наших

марксистов — П. Б. Струве. Вообще же экономический материализм и марксизм

был у нас понят превратно, был воспринят «субъективно» и приспособлен к

традиционной психологии интеллигенции. Экономический материализм утратил

свой объективный характер на русской почве, производственно-созидательный

момент был отодвинут на второй план, и на первый план выступила

субъективно-классовая сторона социал-демократизма. Марксизм подвергся у нас

народническому перерождению, экономический материализм превратился в новую

форму «субъективной социологии». Русскими марксистами овладела

исключительная любовь к равенству и исключительная вера в близость

социалистического конца и возможность достигнуть этого конца в России чуть

ли не раньше, чем на Западе. Момент объективной истины окончательно потонул

в моменте субъективном, в «классовой» точке зрения и классовой психологии. В

России философия экономического материализма превратилась исключительно в

«классовый субъективизме, даже в классовую пролетарскую мистику. В свете

подобной философии сознание не могло быть обращено на объективные условия

развития России, а необходимо было поглощено достижением отвлеченного

максимума для пролетариата, максимума с точки зрения интеллигентской

кружковщины, не желающей знать никаких объективных истин. Условия русской

жизни делали невозможным процветание объективной общественной философии и

науки. Философия и наука понимались субъективно-интеллигентски.

Неокантианство подверглось у нас меньшему искажению, так как

пользовалось меньшей популярностью и распространением. Но все же был период,

когда мы слишком исключительно хотели использовать неокантианство для

критического реформирования марксизма и для нового обоснования социализма.

Даже объективный и научный Струве в первой своей книге прегрешил слишком

социологическим истолкованием теории познания Риля[5], дал

гносеологизму Риля благоприятное для экономического материализма

истолкование. А Зиммеля[6] одно время у нас считали почти

марксистом, хотя с марксизмом он имеет мало общего. Потом неокантианский и

неофихтеанский дух стал для нас орудием освобождения от марксизма и

позитивизма и способом выражения назревших идеалистических настроений.

Творческих же неокантианских традиций в русской философии не было, настоящая

русская философия шла иным путем, о котором речь будет ниже. Справедливость

требует признать, что интерес к Канту, к Фихте[7], к германскому

идеализму повысил наш философско-культурный уровень и послужил мостом к

высшим формам философского сознания.

Несравненно большему искажению подвергся у нас эмпириокритицизм. Эта

отвлеченнейшая и утонченнейшая форма позитивизма, выросшая на традициях

немецкого критицизма, была воспринята чуть ли не как новая философия

пролетариата, с которой гг. Богданов, Луначарский и др. признали возможным

обращаться по-домашнему, как с[о] своей собственностью. Гносеология

Авенариуса настолько обща, формальна и отвлечен» на, что не предрешает

никаких метафизических вопросов. Авенариус прибег даже к буквенной

символике, чтобы не связаться ни с какими онтологическими положениями.

Авенариус страшно боится всяких остатков материализма, спиритуализма и пр.

Биологический материализм так же для него неприемлем, как и всякая форма

онтологизма. Кажущийся биологизм системы Авенариуса не должен вводить в

заблуждение, это чисто формальный и столь всеобщий биологизм, что его мог бы

принять любой «мистик». Один из самых умных эмпириокритицистов, Корнелиус,

признал даже возможным поместить в числе преднаходимого божество. Наша же

марксистская интеллигенция восприняла и истолковала эмпириокритицизм

Авенариуса исключительно в духе биологического материализма, так как «то

оказалось выгодным для оправдания материалистического понимания истории.

Эмпириокритицизм стал не только философией социал-демократов, но даже

социал-демократов «большевиков». Бедный Авенариус и не подозревал, что в

споры русских интеллигентов «большевиков» и «меньшевиков» будет впутано его

невинное и далекое от житейской борьбы имя. «Критика чистого опыта» вдруг

оказалась чуть ли не «символической книгой» революционного

социал-демократического вероисповедания. В широких кругах марксистской

интеллигенции вряд ли читали Авенариуса, так как читать его не легко, и

многие, вероятно, искренно думают, что Авенариус был умнейшим «большевиком».

В действительности же Авенариус так же мало имел отношения к

социал-демократии, как и любой другой немецкий философ, и его философией с

не меньшим успехом могла бы воспользоваться, например, либеральная буржуазия

и даже оправдывать Авенариусом свой уклон «вправо». Главное же нужно

сказать, что если бы Авенариус был так прост, как это представляется гг.

Богданову, Луначарскому и др., если бы его философия была биологическим

материализмом с головным мозгом в центре, то ему не нужно было бы изобретать

разных систем С, освобожденных от всяких предпосылок, и не был бы он признан

умом сильным, железно-логическим, как это теперь приходится признать даже

его противникам[ii] . Правда, эмпириокритические марксисты не

называют уже себя материалистами, уступая материализм таким отсталым

«меньшевикам», как Плеханов и др., но сам эмпириокритицизм приобретает у них

окраску материалистическую и метафизическую. Г. Богданов усердно проповедует

примитивную метафизическую отсебятину, всуе поминая имена Авенариуса, Маха и

др. авторитетов, а г. Луначарский выдумал даже новую религию пролетариата,

основываясь на том же Авенариусе. Европейские философы, в большинстве

случаев отвлеченные и слишком оторванные от жизни, и не подозревают, какую

роль они играют в наших кружковых, интеллигентских спорах и ссорах, и были

бы очень изумлены, если бы им рассказали, как их тяжеловесные думы

превращаются в легковесные брошюры.

Но уж совсем печальная участь постигла у нас Ницше[8]. Этот

одинокий ненавистник всякой демократии подвергся у нас самой беззастенчивой

демократизации. Ницше был растаскан по частям, всем пригодился, каждому для

своих домашних целей. Оказалось вдруг, что Ницше, который так и умер, думая,

что он никому не нужен и одиноким остается на высокой горе, что Ницше очень

нужен даже для освежения и оживления марксизма. С одной стороны у нас

зашевелились целые стада ницшеанцев-индивидуалистов, а с другой стороны

Луначарский приготовил винегрет из Маркса, Авенариуса и Ницше, который

многим пришелся по вкусу, показался пикантным. Бедный Ницше и бедная русская

мысль! Каких, только блюд не подают голодной русской интеллигенции, и все

она приемлет, всем питается, в надежде, что будет побеждено зло самодержавия

и будет освобожден народ. Боюсь, что и самые метафизические и самые

мистические учения будут у нас также приспособлены для домашнего

употребления. А зло русской жизни, зло деспотизма и рабства не будет этим

побеждено, так как оно не побеждается искаженным усвоением разных крайних

учений. И Авенариус, и Ницше, да и сам Маркс, очень мало нам помогут в

борьбе с нашим вековечным злом, исказившим нашу природу и сделавшим нас

столь невосприимчивыми к объективной истине. Интересы теоретической мысли у

нас были принижены, но самая практическая борьба со злом всегда принимала

характер исповедания отвлеченных теоретических учений. Истинной у нас

называлась та философия, которая помогала бороться с самодержавием во имя

социализма, а существенной стороной самой борьбы признавалось обязательное

исповедание такой «истинной» философии.

Те же психологические особенности русской интеллигенции привели к тому,

то она просмотрела оригинальную русскую философию, равно как и философское

содержание великой русской литературы. Мыслитель такого калибра, как

Чаадаев, совсем не был замечен и не был понят даже теми, которые о нем

упоминали. Казалось, были все основания к тому, чтобы Вл. Соловьева признать

нашим национальным философом, чтобы около него создать национальную

философскую традицию. Ведь не может же создаться эта традиция вокруг

Когена[9],

Скачать:TXTPDF

"Вехи" Сборник статей о русской интеллигенции Гершензон читать, "Вехи" Сборник статей о русской интеллигенции Гершензон читать бесплатно, "Вехи" Сборник статей о русской интеллигенции Гершензон читать онлайн