Виндельбанд[т]а[10] или другого
какого-нибудь немца, чуждого русской душе. Соловьевым могла бы гордиться
философия любой европейской страны. Но русская интеллигенция Вл. Соловьева
не читала и не знала, не признала его своим. Философия Соловьева глубока и
оригинальна, но она не обосновывает социализма, она чужда и народничеству и
марксизму, не может быть удобно превращена в орудие борьбы с самодержавием и
потому не давала интеллигенции подходящего «мировоззрения», оказалась
чуждой, более далекой, чем «марксист» Авенариус, «народник» Ог.
Конт[11] и др. иностранцы. Величайшим русским метафизиком был,
конечно, Достоевский, но его метафизика была совсем не по плечу широким
слоям русской интеллигенции, он подозревался во всякого рода
«реакционностях», да и действительно давал к тому повод. С грустью нужно
сказать, что метафизический дух великих русских писателей и не почуяла себе
родным русская интеллигенция, настроенная позитивно. И остается открытым,
кто национальнее, писатели эти или интеллигентский мир в своем
господствующем сознании. Интеллигенция и Л. Толстого не признала настоящим
образом своим, но примирялась с ним за его народничество и одно время
подверглась духовному влиянию толстовства. В толстовстве была все та же
вражда к высшей философии, к творчеству, признание греховности этой роскоши.
Особенно печальным представляется мне упорное нежелание русской
интеллигенции познакомиться с зачатками русской философии. А русская
философия не исчерпывается таким блестящим явлением, как Вл. Соловьев.
Зачатки новой философии, преодолевающие европейский рационализм на почве
высшего сознания, можно найти уже у Хомякова. В стороне стоит довольно
крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом
Козлов[12], кн. С. Трубецкой[13], Лопатин, Н.
Лосский[14], наконец, мало известный В. Несмелов[15]
— самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентскому
сердцу почвой духовных академий. В русской философии есть, конечно, много
оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то
новой философской традиции, отличной от господствующих традиций современной
европейской философии. Русская философия в основной своей тенденции
продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в
ней жив еще дух Платона и дух классического германского идеализма. Но
германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего
рационализма, завершенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова,
дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и
переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеализму, к
онтологическому реализму, к мистическому восполнению разума европейской
философии, потерявшего живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих
задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе
религиозный интерес и примиряет знание и веру. Русская философия не давала
до сих пор «мировоззрения» в том смысле, какой только и интересен для
русской интеллигенции, в кружковом смысле. К социализму философия эта
прямого отношения не имеет, хотя кн. С. Трубецкой и называет свое учение о
соборности сознания метафизическим социализмом; политикой философия эта в
прямом смысле слова не интересуется, хотя у лучших ее представителей и была
скрыта религиозная жажда царства Божьего на земле. Но в русской философии
есть черты, роднящие ее с русской интеллигенцией, — жажда целостного
миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и веры. Вражду
к отвлеченному рационализму можно найти даже у академически-настроенных
русских философов. И я думаю, что конкретный идеализм, связанный с
реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального
философского творчества и мог бы создать национальную философскую
традицию[iii] , в которой мы так нуждаемся. Быстросменному
увлечению модными; европейскими учениями должна быть противопоставлена
традиция, традиция же должна быть и универсальной, и национальной, — тогда
лишь она плодотворна для культуры. В философии Вл. Соловьева и родственных
ему по духу русских философов живет универсальная традиция, общеевропейская
и общечеловеческая, но некоторые тенденции этой философии могли бы создать и
традицию национальную. Это привело бы не к игнорированию и не к искажению
всех значительных явлений европейской мысли, игнорируемых и искажаемых нашей
космополитически-настроенной интеллигенцией, а к более глубокому и
критическому проникновению в сущность этих явлений. Нам нужна не кружковая
отсебятина, а серьезная философская культура, универсальная и вместе с тем
национальная. Право же, Вл. Соловьев и кн. С. Трубецкой — лучшие европейцы,
чем гг. Богданов и Луначарский; они были носителями мирового философского
духа и вместе с тем национальными философами, так как заложили основы
философии конкретного идеализма. Исторически выработанные предрассудки
привели русскую интеллигенцию к тому настроению, при котором она не могла
увидеть в русской философии обоснования своего правдоискательства. Ведь
интеллигенция наша дорожила свободой и исповедовала философию, в которой нет
места, для свободы; дорожила личностью и исповедовала философию, в которой
нет места для личности; дорожила смыслом прогресса и исповедовала философию,
в которой нет места для смысла прогресса; дорожила соборностью человечества
и исповедовала философию, в которой нет места для соборности человечества;
дорожила справедливостью и всякими высокими вещами и исповедовала философию,
в которой нет места для справедливости и нет места для чего бы то ни было
высокого. Это почти сплошная, выработанная всей нашей историей аберрация
сознания. Интеллигенция, в лучшей своей части, фанатически была готова на
самопожертвование и не менее фанатически исповедовала материализм,
отрицающий всякое самопожертвование; атеистическая философия, которой всегда
увлекалась революционная интеллигенция, не могла санкционировать никакой
святы ни, между тем как интеллигенция самой этой философии придавала
характер священный и дорожила своим, материализмом и своим атеизмом
фанатически, почти католически. Творческая философская мысль должна
устранить эту аберрацию сознания и вывести его из тупика. Кто знает, какая
философия станет у нас модной завтра, — быть может, прагматическая
философия. Джемса[16] и Бергсона[17], которых
используют подобно Авенариусу и др., быть может, еще какая-нибудь новинка.
Но от этого мы не подвинемся ни на шаг вперед в нашем философском развитии.
Традиционная вражда русской интеллигенции к философской работе мысли
сказалась и на характере новейшей русской мистики. «Новый путь», журнал
религиозных исканий и мистических настроений, всего более страдал
отсутствием ясного философского сознания, относился к философии почти с
презрением. Замечательнейшие наши мистики, — Розанов[18],
Мережковский[19], Вяч. Иванов[20] хотя и дают богатый
материал для новой постановки философских тем, но сами отличаются
антифилософским духом, анархическим отрицанием философского разума. Еще Вл.
Соловьев, соединявший в своей личности мистику с философией, заметил, что
русским свойственно принижение разумного начала. Прибавлю, что нелюбовь к
объективному разуму одинаково можно найти и в нашем «правом» лагере, и в
нашем «левом» лагере. Между тем как русская мистика, по существу своему
очень ценная, нуждается в философской объективации и нормировке в интересах
русской культуры. Я бы сказал, что дионисическое начало мистики необходимо
сочетать с аполлоническим началом философии. Любовь к философскому
исследованию истины необходимо привить и русским мистикам, и русским
интеллигентам-атеистам. Философия есть один из путей объективирования
мистики; высшей же и полный формой такого объективирования может быть лишь
положительная религия. К русской мистике русская интеллигенция относилась
подозрительно и враждебно, не в последнее время начинается поворот, и есть
опасение, чтобы в повороте этом не обнаружилась родственная вражда к
объективному разуму, равно как и склонность самой мистики утилизировать себя
для традиционных общественных целей.
Интеллигентское сознание требует радикальной реформы, и очистительный
огонь философии призван сыграть в этом важном деле не малую роль. Все
историческое и психологические данные говорят за то, что русская
интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и
веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность
интеллигенции в органическом соединении теории и практики, «правды-истины» и
«правды-справедливости». Но сейчас мы духовно нуждаемся в признании
самоценности истины, в смирении перед истиной и готовности на отречение во
имя ее[iv] . Это внесло бы освежающую струю в наше культурное
творчество. Ведь философия есть орган самосознания человеческого духа,