поразительно напоминает современный парадокс движения электрона по орбите, согласно которому электрон, с одной стороны, имеет траекторию и определенное место, а с другой является волной, т. е. как бы «размазан» по всей орбите, одновременно находится во всех возможных точках. По-видимому, такое движение имеет в виду Бруно, когда говорит, что каждое существо имеет возможность бесконечного числа форм реализации и теоретически может пребывать во всех них, хотя практически осуществляет их постепенно.
80
См. диалог «О Причине, Начале и Едином».
81
Здесь подразумевается не огонь в современном понимании, а огонь как один из элементов.
82
Аристотель называет физиками или физиологами древнегреческих материалистов, главным образом философов ионийской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), а также Гераклита, Анаксагора, Эмпедокла.
83
«Физика», 4.6–9, где разбирается вопрос о пустоте.
84
Эльпин приводит в свободном изложении аргументы Аристотеля («О небе», 1.5).
85
Аристотель в «Физике» полемизирует с Зеноном, доказывавшим невозможность движения.
86
«Физика», 8.3. Аристотель упоминает там о философах, утверждающих, что «сущее бесконечно и неподвижно».
87
Эльпин приводит частично дословно, частично в пересказе Аристотеля («О небе», 1.6).
88
Аристотель считал, что тело падает тем скорее, чем больше его вес. Современная физика доказывает, что скорость падения тела в безвоздушном пространстве не зависит от веса тела. Законы падения тел были открыты Галеном, но предвосхищены Бруно.
89
Petitio prìncipii(лат.) – в логике ошибка в доказательстве, состоящая в допущении недоказанной предпосылки, вывод из недоказанного.
90
«О небе», 1.7.
91
Аристотель называет пять элементов: землю, воду, воздух, огонь и эфир. Первые четыре стихии движутся прямолинейно, эфир же является носителем кругового движения. Земля тяжела и стремится вниз, вода относительно тяжела. Огонь легок и стремится вверх, воздух относительно легок. Эфир не тяжел и не легок.
92
Бруно признает возможность гибели отдельных миров и планет. Такое мнение он высказывает в латинском сочинении «О безмерных и неисчислимом», где признает несомненным только то, что Вселенная в целом неразрушима. Это любопытно сравнить с современной теорией аттрактов.
93
См. диалог «О Причине, Начале и Едином».
94
Движение в обычном смысле слова —перемещение в пространстве. Движение вообще —всякое изменение. См. «Физика», 5.1–2.
95
«О небе»,1.7.
96
По-видимому, описка, хотя она не замечена ни в немецком издании, ни в немецком переводе Куленбека. Из контекста видно, что время Gдолжно быть конечным.
97
Парасанг —персидская мера длины (около 5,5 км, 30 эллинских стадий).
98
Более подробно отличие между первым и вторым объясняется в пятом диалоге «О Причине, Начале и Едином». В каждой части целого субстанция заключена целиком (так же как можно говорить о присутствии души в части, называемой рукой, но не о части души в руке). Следовательно, хотя части и находятся в бесконечном, они не уничтожают единства бесконечного. Далее в полемике с Аристотелем Бруно утверждает, что конечное не находится ни в каком отношении с бесконечным.
99
В связи с этим приходит аналогия со знаменитой в свое время теорией о тепловой смерти вселенной согласно второму закону термодинамики (когда энтропия, а соответственно, и температура в отдельных частях вселенной постепенно выровняется и жизнь прекратится). Теперь, однако, известно, что во вселенной существуют объекты, где энтропия, наоборот, уменьшается, а степень сложности систем, наоборот, растет, как это происходит, например, во всех живых организмах. Так что о чем-либо применительно ко вселенной целиком говорить затруднительно.
100
Доказательство это дано Аристотелем в «Физике» (3.5): «…невозможность бесконечного тела вытекает из следующего. Оно не может быть ни сложным, ни простым. Сложным не может быть бесконечное тело, если количество его элементов ограничено. Необходимо, чтобы их было много, чтобы противоположности уравновешивали друг друга и ни один элемент не был бесконечным. Ведь если сколько-нибудь сила одного тела уступает другому, например, если огонь ограничен, а воздух бесконечен, и равное количество огня превышает по силе равное количество воздуха во сколько угодно раз, лишь бы это выражалось каким-нибудь числом, то ясно, что бесконечное преодолевает и уничтожает конечное».
101
В системе Птолемея восьмая сфера – сфера неподвижных звезд, остальные семь – сферы планет Солнечной системы и Луны. За сферой неподвижных звезд находится перводвигатель – Бог.
102
Деферент – в теории эпициклов Птолемея окружность, по которой обращается планета. Центр деферента в свою очередь обращается вокруг Земли по окружности – эпициклу.
103
Бруно здесь называет Луну одной из планет. Хотя на самом деле он знал, что Луна является спутником Земли.
104
Бруно предполагал, что вокруг Солнца вращается больше планет, чем видно невооруженным глазом. Это его предположение получило подтверждение только через два века. В 1781 г. Гершель открыл Уран, в 1801–1804 гг. были открыты малые планеты между Марсом и Юпитером. В 1846 г. был открыт Нептун, а в 1930 г. – Плутон.
105
См. Николай Кузанский «Об ученом незнании», 2.12. Согласно учению Кузанского, Солнце состоит из тех же элементов, что и Земля, причем они расположены на Солнце в таком же порядке, что и на Земле по представлению Аристотеля. Аристотель же учил, что в середине мира находится сравнительно маленькая Земля, а далее концентрическими сферами вокруг расположены вода, воздух и огонь.
106
Противоположные активные качества – теплое и холодное. По учению Бернардино Телезио противоположность теплого и холодного связывается с противоположностью неба и земли, так как Солнце – средоточие тепла, а Земля – холода.
107
Николай Кузанский также намекает на обитаемость Солнца и звезд.
108
То есть эфирными сущностями.
109
Намек на строение Земли из четырех элементов.
110
Современная Бруно наука не знала о теории движения материков.
111
Движущееся к центру —земля, движущееся от центра —огонь, движущееся по кругу —эфир.
112
Возможно, здесь Фракасторий намекает на то, что в природе все процессы происходят циклическим образом и все имеет свои ритмы и циклы, «круговые» перемены типа суточного движения светил, закона развития: рождение, рост, реализация и смерть и т. д.
113
Теорию воды как элемента, склеивающего части земли, развивает Аристотель в «Метеорологии» (4).
114
О внутренней душе как о движущей силе говорится в диалоге «О Причине, Начале и Едином». Здесь также говорится, что внутренняя душа обладает формирующей силой, то есть не позволяет телам потерять свою форму (как это Бруно объясняет на примере капли воды).
115
Намек на выражение Горация «когда спит добрый Гомер».
116
См. «Федон», 109 с-е. Однако здесь может подразумеваться метафора из «Государства» Платона, когда тот сравнивает человечество с людьми, живущими в темной пещере, куда не проникает свет дня, и способными созерцать лишь тени существ, проходящих снаружи (намек на то, что мы пребываем в мире иллюзии и не способны видеть истину, за которую принимаем лишь ее неверную «тень»).
117
Намек на древнегреческого философа Фалеса.
118
Имеется в виду следующее изречение Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу».
119
Буркий имеет в виду средневековые комментарии к сочинениям Аристотеля. Здесь также перечислены эпитеты, данные в Средние века знаменитым схоластам: «тонкий» – Дунсу Скоту, «великий» – Альберту, «неопровержимый» – Александру Галесскому, «ангельский» – Фоме Аквинскому, «серафический» – Бонавентуре.
120
То есть францисканцы. Дунс Скот, известный своим искусством спора, принадлежал к францисканскому ордену.
121
Имеется в виду произведение Аристотеля «О небе» (1.8–9). Другое произведение «О мире», которое в старых латинских переводах печаталось вместе с первым, принадлежит не Аристотелю, но, по-видимому, стоикам.
122
Блуждающие тела —так назывались планеты (потому что в отличие от неподвижных звезд движутся по замысловатым траекториям).
123
Непонятно, имеет ли здесь в виду Бруно жизненную субстанцию, «вдыхающую» жизнь в материю (Парацельс называл ее Mumia,судя по его описаниям, это своего рода жизненная энергия, которая делает тело живым и покидает его со смертью). Либо Бруно подразумевает здесь духовную субстанцию, некую бессмертную сущность, которая «живет» в человеческом теле, а со смертью последнего покидает его и переходит в другую форму жизни. В любом случае, согласно Бруно, жизнь не является «случайным событием», возникающим и исчезающим вместе с телом.
124
Согласно взглядам Аристотеля, кометы и метеоры, подобно тучам, имеют атмосферное происхождение, а не являются космическими телами. Это мнение господствовало до начала XIX в. Бруно и Кеплер признавали космическое происхождение комет и метеоров.
125
Вероятно, Бруно имел в виду комету, открытую Тихо Браге в 1582 г.
126
Считается, что в образе Альбертина представлено конкретное физическое лицо. По одной из версий, это Альберико Джентиле – итальянский ученый, профессор юриспруденции в Оксфорде. Он был поклонником Томаса Мора и написал продолжение к «Утопии», считался знатоком Аристотеля. Бруно познакомился с Джентиле в Англии и по настоянию последнего читал в Виттенберге лекции о логических сочинениях Аристотеля. Возможно, в лице Альбертина Бруно хотел представить просвещенного собеседника, отстаивающего взгляды Аристотеля, но, убедившись в несостоятельности своих теорий, принявшего учение Бруно.
127
Собственного разума, интеллекта.
128
Изречение Горация «мучаются родами горы, родится смешной мышонок» («О поэтическом искусстве», 139) применяется в ироническом смысле к плохим поэтам, которые после торжественного начала дают очень мало.
129
Ариосто «Неистовый Роланд», 24.
130
Аргументы, излагаемые Альбертином, были приведены Бруно и опровергнуты им в латинском сочинении «О неизмеримом и неисчислимых» (7). Взяты аргументы из сочинений Аристотеля «О небе»(1.9; 1.1; 1.3; 1.8) «Метафизика» (12.8; 12.10) и «Физика» (3.6). А также из некоторых его последователей.
131
В оригинале Бруно называет восьмой аргумент седьмым, таким образом, у него получается двенадцать, а не тринадцать аргументов. Переводчик исправляет нумерацию аргументов.
132
Подробно об этом в диалоге «О Причине, Начале и Едином» о форме и материи как активной и пассивной потенции всего.
133
По-видимому, Бруно разделяет теорию симпатии и антипатии в космосе (ее активным сторонником был Парацельс), согласно которой существуют симпатические вещества и существа, которые «притягиваются» друг к другу и образуют своего рода «семьи» или цепочки, в которые могут входить существа от небесных тел и звезд и кончая человеком и атомами. По этой теории высказывания, что у каждого человека есть своя звезда или что существуют родственные души, не являются нелепостью. Также в космосе существуют и антипатические связи.
134
Такое происхождение слову «эфир» приписывает Платон («Кратил») и Аристотель («О небе», 1.4). По другой версии, эфир происходит не от греческого θεω («бежать»), а от αιθω («зажигать», «гореть», «пылать»).
135
Лукреций Кар «О природе вещей», 2.1040–1051.
136
Лукреций Кар «Оприроде вещей», 2.1052–1056,1064-1066.
137
Лукреций Кар «О природе вещей», 2.1067–1076.
138
Сенека «Медея», 398–402.
139
Тело светлой планеты —иначе солнце разумаили интеллекта.Согласно представлениям Бруно, интеллект одновременно представляет свет, освещающий суть предметов (своего рода внутреннее солнце), и глаз, видящий ее. Для умеющего пользоваться своим интеллектом, этот свет более ярок, чем тот, который мы видим физическими глазами. В первом диалоге Эльпин говорит Филотею: «Хотя я и не понял полностью вашего духа, но из света, который он излучает, я замечаю, что он заключает внутри себя Солнце или даже еще более крупное светило».