держать внизу октаву, и для ритурнелей – две скрипки…
Журден. Недурно бы еще морскую трубу запустить… Очень мне этот инструмент нравится – звуку него славный…
Учитель музыки. Позвольте уж нам по-своему распорядиться…
Журден. Певцов-то к обеду не забудьте прислать!
Учитель музыки. Будьте покойны…
Журден. А главное – насчет балета постарайтесь…
Учитель танцев. Останетесь довольны… Между прочим, покажем вам несколько менуэтов…
Журден. А… менуэт – это мой конек: поглядите, как я его танцую… Господин учитель, не угодно ли?
Учитель танцев. Потрудитесь взять шляпу, сударь…
Журден берет у слуги шляпу и надевает ее сверх колпака; учитель, взяв Журдена за руку, заставляет его танцевать под напев менуэта.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла! ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! ла-ла-ла-ла-ла-ла! ла-ла-ла-ла-лала! ла-ла-ла-ла-ла! В такт, пожалуйста!.. Ла-ла-ла-ла! Правая, правая!.. Ла-лала! Не болтайте головой!.. Ла-ла-ла-ла-ла! ла-ла-ла-ла-ла! Руки, руки выпячиваете! Ла-ла-ла-ла! Носки врозь! Ла-ла-ла!
Журден. Ну что?!.
Учитель музыки. Лучше и нельзя!
Журден. Кстати, научите меня, как нужно кланяться маркизе; мне это скоро потребуется…
Учитель танцев. Кланяться маркизе?
Журден. Да! Есть такая маркиза – Доримена…
Учитель танцев. Вашу руку!
Журден. Нет, вы только покажите: я увижу и запомню…
Учитель танцев. Если вы желаете, чтобы это вышло вполне почтительно, то сделайте так: поклон – и подайтесь назад, потом три поклона и с каждым поклоном вперед; а под конец – на колени…
Журден. Ну-ка для примера…
Учитель танцев показывает.
Ладно!
Явление второе
Те же, второй слуга (с двумя рапирами).
Второй слуга. Учитель фехтования, сударь…
Журден. Пусть войдет; его-то я и жду… (Учителям.) Полюбуйтесь, как я это проделываю!..
Явление третье
Те же, учитель фехтования.
Учитель фехтования (взяв у слуги рапиры и передав одну Журдену). Начнемте, сударь, – поклон! Корпус прямо, слегка на левое бедро! Не раздвигайте ног! Ступни в одну линию! Кисть против бедра! Острие наравне с плечом! Короче правую руку! Левую выше! Левое плечо свободней! Голову прямо! Взгляд смелей! Выпадайте! Корпус тверже! Кварт! Раз, два! Спокойнее! На месте! Раз, два! Прыжок назад! Шпагу вперед, берегите корпус! Раз, два! Тьерс! Выпадайте! Корпус тверже! Выпадайте! Так! Раз, два! Спокойнее! Сильнее! Раз, два! Прыжок назад! Защищайтесь!.. (Наносит Журдену несколько ударов, повторяя: «Защищайтесь!»)
Журден. Каково?..
Учитель музыки. Чудеса!
Учитель фехтования. Я уже вам говорил, что вся тайна этого искусства заключается в двух главных приемах: наносить удары и отражать их. На прошлом уроке вы могли убедиться в том, что при уменье отклонять шпагу противника получить удар немыслимо; а для этого достаточно легкого движения кисти к себе и от себя…
Журден. Не нужно, стало быть, никакой храбрости на то, чтобы убить человека, а самому уцелеть!..
Учитель фехтования. Совершенно верно… Разве я не показал вам этого наглядно?..
Журден. Да-да!..
Учитель фехтования. Теперь для вас ясно, каким почетом должно пользоваться в государстве наше искусство и насколько оно выше других ни к чему не пригодных занятий, вроде танцев, музыки…
Учитель танцев. Потише, господин фехтовальщик! О танцах прошу так не выражаться!
Учитель музыки. Советую вам проникнуться должным уважением к музыке…
Учитель фехтования. Уж не хотите ли вы равняться со мной?.. Вот чудаки-то!
Учитель музыки. Какая важная особа, подумаешь!
Учитель танцев. Петух индейский в нагруднике!..
Учитель фехтования. Ой, смотрите, господин плясунчик, не заплясать бы вам под мою дудку! А вы, господин певунчик, пожалуй – так запоете, как отродясь не певали!
Учитель танцев. Ну-ну, шпагой-то пырнуть и я сумею лучше вашего еще, пожалуй!
Журден (учителю танцев). Ошалели вы!.. Не видели разве, как он тьерсами и квартами жарит, и не слыхали, что ему ничего не стоит наглядно убить человека?!.
Учитель танцев. Эка невидаль! Плевать мне на его тьерсы и кварты!
Журден (учителю танцев). Тише, говорят вам…
Учитель фехтования (учителю танцев). Повтори-ка, повтори, пигалица!
Журден (учителю фехтования). Оставьте, господин учитель!
Учитель танцев (учителю фехтования). Что, что, битюг толстоногий?!.
Журден (учителю танцев). Оставьте, господин учитель!
Учитель фехтования. Если я наскочу на тебя…
Журден (учителю фехтования). Легче, легче!
Учитель танцев. Если я возьмусь за тебя…
Журден (учителю танцев). Не так горячо!
Учитель фехтования. Света не взвидишь!
Журден (учителю фехтования). Пожалуйста!..
Учитель танцев. Ох, что будет!
Журден (учителю танцев). Прошу вас!..
Учитель музыки. А вот мы его как следует проучим!..
Журден (учителю музыки). Вы-то хоть, ради бога…
Явление четвертое
Те же, учитель философии.
Журден. Ах, господин философ, как вы кстати подоспели с вашей философией! Будьте добры, уймите этих господ!
Учитель философии. Что такое?! В чем дело?..
Журден. Разъярились и переругались из-за того, чье занятие лучше, – и вот уж драться готовы…
Учитель философии. Господа, господа, возможно ли терять самообладание до такой степени?!. Разве вы не читали рассуждения Сенеки «О гневе»? Что может быть постыднее и позорнее этой страсти, превращающей человека в дикого зверя! И не должен ли разум управлять всеми нашими движениями?!.
Учитель танцев. Вы не слыхали, сударь, как презрительно и оскорбительно отзывался он о танцах, которым я учу, и о музыке, которую преподает мой товарищ…
Учитель философии. Разумный человек выше всяких оскорблений; ответ на них один: спокойствие и терпение…
Учитель фехтования. Они себя со мной равнять вздумали!
Учитель философии. И это вас взволновало?!. Не в суетной славе и не в пустой кличке надлежит людям соревноваться между собою, а в мудрости и в добродетели…
Учитель танцев. Я доказываю, что танцы – такая наука, к которой нельзя относиться иначе как с полным уважением…
Учитель музыки. Я, с своей стороны, утверждаю, что человечество во все времена благоговело перед музыкой…
Учитель фехтования. А я стою на том, что фехтование – всем наукам наука!
Учитель философии. Чем же будет тогда философия?.. Нет, какова наглость – так важничать передо мной и называть наукой такие занятия, которые даже искусством назвать нельзя?!.. И кто же дерзает на это? Жалкие ремесленники, бродяги, скоморохи, шуты гороховые!..
Учитель фехтования. Ах ты мразь философская!
Учитель музыки. Ах ты буквоед протухлый!
Учитель танцев. Ах ты гуща чернильная!
Учитель философии. Смеете вы, бездельники… (Бросается на них; они его бьют.)
Учитель философии. Подлецы! Мошенники! Прохвосты!
Учитель фехтования. Болячка поганая!
Журден. Господа!
Учитель философии. Нечестивцы!
Учитель танцев. Неуч проклятый!
Журден. Господа!
Учитель философии. Изверги!
Учитель музыки. К черту нахала!
Учитель философии. Мерзавцы! Негодяи! Прощелыги! Разбойники!
Журден. Господин философ! Господа! Господин философ! Господа! Господин философ!..
Все четверо уходят, продолжая драться.
Явление пятое
Журден, слуга.
Журден. Так-то вот лучше – жарьте вовсю; а меня это не касается, да и платье на мне новое… Не дурак я тоже, чтобы сунуться разнимать их: и не оглянешься, как самому влетит!..
Явление шестое
Те же, учитель философии.
Учитель философии (поправляя воротник). Теперь за урок…
Журден. Ах, сударь, мне очень прискорбно, что над вами такая беда стряслась!..
Учитель философии. Сущий вздор! Философ должен относиться к вещам просто… Я напишу на них сатиру в ювеналовском роде, и тогда они почувствуют мою силу… Оставим это… Чему вы желаете учиться?
Журден. Хорошо бы всему понемножку! Очень уж большая охота у меня сделаться ученым – и так мне досадно на моих родителей, что они вовремя не обучали меня как следует…
Учитель философии. Прекрасное рассуждение: «Nam, sine doctrina, visa est quasi mortis imago». Понятно это вам? По-латыни вы знаете, конечно?..
Журден. Да, но вы со мной разговаривайте так, как будто я ничего не знаю… Переведите-ка то, что вы сказали…
Учитель философии. Я сказал: «Без науки жизнь почти подобна смерти».
Журден. Латынь-то не дура, оказывается!..
Учитель философии. Получили ли вы вообще хоть какое-нибудь образование, хоть начальное?..
Журден. Ну еще бы! Я умею читать и писать…
Учитель философии. К чему вам теперь угодно перейти? Не желаете ли учиться логике?
Журден. Что это – логика?..
Учитель философии. Она учит нас трем процессам мышления.
Журден. А это что? Какие такие три процесса мышления?
Учитель философии. Первый, второй и третий. Посредством первого мы исходим из общих свойств и приходим к правильному понятию, посредством второго – исходим из категорий и приходим к правильному суждению; посредством третьего – исходим из посылок и приходим к правильному силлогизму: Barbara, celarent, Darii, feris, baralipton – и так далее…
Журден. Фу, даже слушать противно! Нет, не нравится мне ваша логика… Позанятнее бы что-нибудь!
Учитель философии. Возьмем нравственную философию…
Журден. Нравственную философию?..
Учитель философии. Да.
Журден. О чем же она толкует, эта нравственная философия?
Учитель философии. Она толкует о счастье: учит, как сдерживать себя, укрощать страсти…
Журден. Нет! нет! – не подходит… Уж если я рассержусь, так меня никакая нравственная философия не сдержит: в гневе я злее всякого черта, и, пока не отведу душу, никто не подвертывайся!
Учитель философии. Физику не хотите ли?
Журден. А что в ней, в вашей физике?.. О чем речь?..
Учитель философии. О многом… Во-первых – о законах природы и о свойствах тел; во-вторых – о сущности стихий, минералов, растений и животных; в-третьих – о происхождении всякого рода небесных и воздушных явлений: радуги, падающих звезд, комет, молнии, грома, дождя, снега, града, ветра, вихрей…
Журден. Да уж слишком много: голова закружится!..
Учитель философии. Чему же мне вас учить в таком случае?..
Журден. Учите меня правописанию…
Учитель философии. С удовольствием!
Журден. А потом еще мне хотелось бы научиться, как узнавать по календарю, когда бывает луна на небе, когда не бывает…
Учитель философии. Можно и это. Чтобы изучить предмет последовательно и философски, мы прежде всего должны точно определить свойства букв и различные способы их произношения. Начнем с того, что буквы делятся на гласные, названные так потому, что они означают звук нашего голоса, и на согласные, названные так потому, что они произносятся не иначе как вместе с гласными, и означают лишь различные изменения голосовых звуков. Основных гласных пять: А, Е, И, О, У.
Журден. Все понятно!
Учитель философии. Чтобы произнести звук А, нужно глубоко раскрыть рот: А…
Журден. А, А… Верно!
Учитель философии. Чтобы произнести звук Е, нужно придвинуть нижнюю челюсть к верхней: А, Е.
Журден. А, Е… А, Е… Так, так… Ах, чтоб тебя, вот ловко-то!
Учитель философии. Для произнесения звука И нужно еще больше сдвинуть челюсти, а углы рта раздвинуть к ушам: А, Е, И.
Журден. А… Е… И, И, И, И… И тут без ошибки! Айда наука!
Учитель философии. Чтобы произнести звук О, нужно раздвинуть челюсти и сдвинуть губы углами: О…
Журден. О, О… Вернее верного! А, Е, И, О; И, О… Диво, да и только! И, О; И, О…
Учитель философии. При этом отверстие рта принимает вид кружка – точь-в-точь О…
Журден. О, О, О… Правда! О… Ах, как хорошо, когда узнаёшь что-нибудь!
Учитель философии. Чтобы произнести звук У, нужно сблизить зубы, но не совсем и вытянуть губы вперед, тоже сблизив их, но опять-таки не совсем: У…
Журден. У, У… Как в аптеке! У…
Учитель философии. Губы вытягиваются так, как будто вы дразните кого-нибудь; поэтому, если вам действительно захочется сделать это, то скажите только: У!..
Журден. У, У!.. Верно! Ах, все это я мог бы знать раньше, если б вовремя учился!
Учитель философии. Завтра мы перейдем к другим буквам – согласным.
Журден. Так же занятно будет, как и сегодня?
Учитель философии. Конечно! Например, согласная Д произносится посредством прикосновения кончика языка к верхним зубам: ДА…
Журден.