Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Наброски, альбомные записи

читал только древнюю историю и историю средних веков. Что касается “Отрывков по истории Рима”, то сравнение их с сохранившимися набросками университетских лекций Гоголя свидетельствует отчетливо об ином, более сжатом и элементарном построении данных набросков.

Тщательность работы Гоголя над рукописью “Происшествий на севере” дает основание предполагать, как справедливо указал В. В. Гиппиус, что перед нами — отрывок лекций, который Гоголь подготовлял к печати. Из писем Гоголя к Погодину от 1 и 20 февраля 1833 г. мы знаем, что Гоголь в это время действительно работал над “приведением в порядок” записей своих слушательниц, которые он, “совершенно преобразивши”, хотел издать в виде “всеобщей истории и всеобщей географии в трех, если не в двух томах, под названием “Земля и люди””. Очевидно, сохранившиеся фрагменты и связаны с этой (предполагавшейся Гоголем, но оставленной им подготовкой лекций к печати, и их следует датировать временем не позднее конца 1832—начала 1833 г. Сохранившуюся часть § 4 “Отрывков по истории Рима”, текст которого не дает связного чтения, см. в вышеуказанной первой их публикации.

ПРОГРАММА УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Печатается по тексту ЛБ25; наброски ЛБ23 и ЛБ24 приводятся в вариантах. Программа составлена Гоголем для его университетского курса по истории средних веков. Гоголь был назначен адъюнкт-профессором Петербургского университета 24 июля 1834 г. и приступил к чтению курса истории средних веков с сентября. Следовательно, программа должна была составляться Гоголем в августе—сентябре 1834 г. Опубликована программа впервые в Сочинениях Гоголя, 10 изд., т. VI, стр. 266–272. Судя по сохранившимся рукописям. Гоголь долго и тщательно работал над программой: набросок ЛБ24 дает конспект начала программы, набросок ЛБ23 — развитие этого конспекта, подвергшееся далее, при последующей обработке программы, новой переделке. Рукопись ЛБ25, по которой печатается программа (беловой текст до нас не дошел), написана с многочисленными вычеркиваниями, исправлениями и вставками. Последняя часть ее (после фразы “Города более или менее возвышаются торговлей”), представляющая собой ряд приписок, написанных беспорядочно, вероятно, в несколько приемов, воспроизведена не буквально по автографу, а по смыслу приписок, т. е. с учетом их взаимной связи.

БИБЛИОГРАФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Печатается по тексту ПБЛ5; нижний слой ПБЛ5 (до правки Гоголя) и разночтения ЛБ25 приводятся в вариантах.

Опубликовано впервые в “Сочинениях Гоголя”, 10 изд. т. VI, стр. 273–277.

Библиография средних веков” составлена Гоголем, вероятно, в августе—сентябре 1834 г. и предназначалась им, как и напечатанная выше программа его курса, для студентов, слушавших лекции Гоголя по истории средних веков в Петербургском университете. По-видимому, она была задумана как составная часть курса Гоголя, так как в рукописи ПБЛ5 “Библиография средних веков” непосредственно предшествует тексту 10 дошедших до нас университетских лекций Гоголя, переписанных набело и, возможно, предназначавшихся для печати. Судя по воспоминаниям Н. И. Иваницкого (слушавшего лекции Гоголя), “Библиография средних веков” была изложена Гоголем в конце его второй лекции (“…указав нам кое-какие курсы, где мы можем прочесть об этом предмете, он раскланялся и уехал” — “Отечественные записки”, 1853, № 2, стр. 120).

Scriptores rerum Italicarum — Писатели итальянской истории; Antiquitati Italiae medii aevi — Древности средневековой Италии; Rivoluzioni d’Italia — Итальянские революции; Histoire des rйpubliques italiennes au moyen вge — История итальянских республик в средние века; Histoire de la civilisation de France—История цивилизации во Франции; Essais sur l’histoire de France — Очерки по истории Франции; Lettres sur l’histoire de France — Письма об истории Франции; Bibliothиque des croisades — Библиотека крестовых походов.

В записных тетрадях Гоголя № 10 (оборот переплета) и № 15 (лл. 1 и 36 об. — 38 об.; обе — в ЛБ), сохранились списки книг по истории средних веков, использованные Гоголем при составлении “Библиографии”.

Приводим эти списки, дополняя их необходимыми пояснениями справочно-библиографического характера.

Италия:

М. Villani. M. Виллани; автор флорентийской хроники XIV в. История италианская:

D. Janoti. Д. Янотти венецианский историк XVI в., автор диалога “О Венецианской республике”.

Г Контарини. De Republica Venetorum O Венецианской республике. Париж, 1543.

V. Barzoni. В. (Барцони). О падении Венеции 1800.

М. Sanuto. — М. Сануто. Жизнь дожей Венеции. XVI в.

G. A. Summonte. Дж. А. Сюммонте. История Неаполя 4 тт. 1601–1643.

П. Жианноне. Р. Giannone неаполитанский историк начала XVIII в..

Sc. Ammirato C. Аммирато (Флоренция); автор “Флорентийской истории”, XVI в..

Летописи итальянские:

Летописи Доменика де Гравиана неаполитанские. XIV в..

Испания:

J. de Zurita. X. де Сурита. Annales d’Aragon Летописи Арагона XVI в..

История Аравии:

Англичанин S. Ockley, History of the saracens. C. Оклей. История сарацинов, 2 тт. Лондон, 1708–1718.

D. Cardonne. (Д. Кардонн). Rйvolutions de l’Afrique et de l’Espagne. Революции Африки и Испании. Париж, 1765

Ch. Mills. Ч. Миллс. History of mohammedanism История магометанства. Лондон, 1817.

Арабы:

Абульфеда арабский историк XIII–XIV веков.

Абульгаргиус правильно — Абульфарадж, XIII в.

Абульфеда в XIV веке, справедливейший из историков, писал Жизнь Магомета.

Dictionnaire des origines ou йpoque des dйcouvertes et inventions par A. Sabatier et Prefort. Paris, 1777. 3 vol. in 8°. Словарь открытий и изобретений А. Сабатье и Префора. Париж, 1777. 3 тт. Autre diclionnaire par A. d’Origny. 6 vol. petits in 8°. Другой словарь, изд. А Ориньи, 6 тт. Париж, 1776–1778.

Recherches nouvelles sur l’Histoire ancienne par m. C. F de Volney. Paris, 1814, 3 vol. 8°. Новые исследования по древней истории К. Ф. Вольнея. Париж, 1814, 3 тт.

Histoire d’Espagne par John Bigland, traduit d’anglais par M. Dumas История Испании Джона Бигланда, переведенная с английского М. Дюма. Париж, 1823—24 в 7 ливрезонах 1 р. 25 каждая, все 8 р. 75 к.

Histoire d’Ottomanes par A. L. F. Alix 3 gros vol. История оттоманов А. Л. Ф. Аликса. Париж, 1822–1825. 3 больших тома в 7 ливрезонах также 1 р. 25, все 8 р. 75 к.

Itinйraire descriptif de l’Espagne par M. le comte Alexandre de la Borde. Troisiиme edition. 6 gros volumes in 8° en 12 avec gravures, cartes et atlas. Livres 12. 2 francs pour livre. Описательный путеводитель по Испании графа Александра Де Лаборд. Третье издание. 6 больших томов с гравюрами, картами и атласом. Париж, 1807–1827 и 1827–1841. 12 книг. 2 франка за книгу.

Франция:

Amelgard. Амельгард. Неизданные записки о Карле VII и Людовике XI конец XV в.. Григорий Турский французский хронист VI в..

Испания:

Х. Бланкас. J. de Zurita. X. де Сурита; арагонские историографы XVI в..

Marina Teoria de las Cortes. Марина. Учение о кортесах. 3 тт. Мадрид, 1813.

D.. Cardonne. Histoire de l’Afrique et de l’Espagne. Д. Кардонн. История Африки и Испании под владычеством арабов. 3 тт. Париж, 1765.

Крестовые походы:

J. В. Mailly. L’esprit des croisades. Ж. Б. Майи. Дух крестовых походов. 4 тт. Париж, 1780.

R. Vertot. Histoire de Malta. P. Верто. История Мальты. 1719.

Collection des mйmoires relatifs а l’histoire de France. Собрание мемуаров, относящихся к истории Франции, изд. Ф. Гизо. Париж, 1823–1835.

Р. F. Veilli. Histoire de France. П. Ф. Вейи. История Франции. Париж, 1755–1759.

——

Diario Sanesi di Allegretto degli Allegretti. Сиенская хроника Аллегретто Аллегретти (XV в.) Ch. Ducange. Ш. Дюканж, историк XVII в.; Гоголь имеет в виду, вероятно, его “Историю Константинополя” (1657) или “Словарь средних и малозначительных латинских писателей” (1678); Л. Бруни итальянский историк и гуманист начала XV в., автор “Истории Флоренции”.

Scipione Ammirato Сципионе Аммирато. F Guicciardini. Ф. Гвиччардини, История Италии (1564). Р. Bizzari. П. Биццари, автор “Истории Генуи” (1579).

——

А. Giustiniani. Annali di Genoa. Genoa, 1537 in fol. (2-е — B. Giustiniani De origine urbis Venetiarum). A. Джустиниани. Летописи Генуи. Генуя, 1537, в большую долю листа. (2-е. Б. Джустиниани. О происхождении города Венеции. 1492.

Uberti Folietae. Historiae genuensium Уберто Фольетта. История Генуи, 1585.

О. Raynaldus. Annales eclesiastici. O. Райнальдус. Летописи церкви (1595–1671).

——

Венеция:

Andrea Navigiero. Storia veneziana. Андреа Наваджера, Венецианская история. 1530.

Marino Sanuto. Vita de duci di Venezia. Марино Сануто. Жизнь дожей Венеции, XVI в.

Petri Bembi. Rerum Venetiarum historia. Пьетро Бембо. История Венеции. 1551.

——

Siena. Orlando Malavolti. Сиена. Орландо Малавольти, История Сиены (XVI в.)

Villani Виллани Матвей и Иоанн. Флорентийские хронисты XIV в..

——

L. A. Muratori. Antiquitales Italiae medii aevi. Л. А. Муратори Древности средневековой Италии. Милан, 1738–1742.

——

Неаполь. Р. Giannone. Storia civile del Regno di Napoli П. Джанноне. Гражданская история неаполитанского королевства. Неаполь, 1723.

——

Папство. Fra Paolo Sarpi. Traite de bйnйfices. Паоло Сарпи. Трактат о бенефициях. 1750.

Сl. Fleury. Institutions au droit ecclйsiastiques. Histoire ecclйsiastiique. K. Флёри. Постановления церковного права, 1687. История церкви, 1691.

J. Collier. Ecclesiastical history of Great Britain. И. Колльер. История церкви Великобритании. 2 тт. Лондон, 1708.

J. Selden. History of tithes. Д. Сельден. История десятины. Лондон, 1618.

Histoire des papes par F. Bruys. 1738. 5 vol. in 4. История пап Ф. Брюйса. 1738, 5 тт.

The history of the papes A. Bower, архиепископ 1749. I vol. in 4. История пап. А. Боуер. 1749. I том.

Anastasii. Vitae Romanorum pontificum. Рим, 1718. 4 vol. in. fol. Анастасий. Жизнь римских первосвященников (IX в.) 4 тт.

Alph. Ciacconii. Vitae a res gestae pontificum Romanorum et cardinalium. Roma. 4 vol. in fol. 1677. A. Шакон. Жизнь и деяния римских первосвященников и кардиналов. Рим. 4 тт.

J. A. Orsi, Istoria ecclesiasttca. Ж. О. Орси. История церкви. 21 тт. 1746–1762.

——

Р. J. В. Legrand d’Aussy. Histoire de la vie privйe des franзais. П. Ж. Б. Легран д’Осси. История частной жизни французов. 3 тт. Париж, 1783.

Кроме того, на различных страницах записных тетрадей №№ 10, 14 и 15 встречаются еще следующие разрозненные библиографические заметки.

Сальвиан, писатель V века.

Источники Германии: Бруно Магдебургский. История войны саксонской, XI в.

Chronicon anglo-saxon; D. Wilkins. Leges anglo-saxonicae Англо-саксонская хроника (X–XII вв.); Д. Уилкинз. Законы англо-саксов. Лондон, 1721.

К. Д. Hьllmann Staedtewesen des Mittelalters K. Д. Гюльман. Средневековые города. 4 тт. Бонн, 1825–1829.

Естественная история Ж. Л. Бюффона, 10 т., 100 р.

Вальтера Скотта о революции. Предисловие к “Истории Наполеона”, 1827.

Рейналя об Индии (“Философская история завоевания европейцами обеих Индий”, 1771.

См. также заметку “Книги” и примечания к ней.

ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Печатается по тексту ПБЛ5; нижний слой ПБЛ5 (до правки Гоголя) и разночтения ЛБ25 приводятся в вариантах.

Опубликовано (по тексту ЛБ25) в Сочинениях Гоголя, 10 изд., т. VI, стр. 277–315. Текст ПБЛ5 публикуется впервые.

Рукопись ЛБ25 представляет собой, по-видимому, запись под диктовку Гоголя. О том, что это — не обычная копия, свидетельствует характер описок, исправленных Гоголем; так, в рукописи было: “провинцию” вместо “оппозицию”, “Требулиан” вместо “Триболион”, “левдами” вместо “мерами”, “Ковис” вместо “Кловис” и т. п. После получения рукописи Гоголь внес в нее многочисленные исправления. Затем текст ЛБ25 был снова переписан набело писарской рукой (так возникла рукопись ПБЛ5, нижний слой которой идентичен, за исключением отдельных описок переписчика, тексту ЛБ25, исправленному Гоголем).

Рукопись ПБЛ5 открывается — в отличие от ЛБ25 — “Библиографией средних веков”, за которой непосредственно следует текст лекций. При переписке “Библиографии средних веков” и лекций переписчик оставил широкие поля, на которые Гоголь вписал даты и проставил заголовки к отдельным разделам лекций. Кроме того, после получения

Скачать:TXTPDF

читал только древнюю историю и историю средних веков. Что касается “Отрывков по истории Рима”, то сравнение их с сохранившимися набросками университетских лекций Гоголя свидетельствует отчетливо об ином, более сжатом и