Скачать:TXTPDF
Наброски, альбомные записи

щелчком) — какая страшная разница! только между городом Римом и городом Клином может существовать подобная разница. Впрочем, несмотря на смешную физиономию, мой нос очень добрая скотина; не вздергивался никогда кверху или к потолку; не чихал в угождение начальникам и начальству — словом, несмотря на свою непомерность, вел себя очень умеренно, за что, без сомнения, попал в либералы. Но в сторону носы! — Этот предмет очень плодовит, и о нем было довольно писано и переписано; жаловались вообще на его глупость, и что он нюхает всё без разбору, и зачем он выбежал на средину лица. Говорили даже, что совсем не нужно носа, что вместо носа гораздо лучше, если бы была табакерка, а нос бы носил всякий в кармане в носовом платке. Впрочем, всё это вздор и ни к чему не ведет. Я носу своему очень благодарен. Он мне говорит немолчно об вашем русском табаке, от которого я чихал, приятно чихал. Табак говорит мне о патриотизме, от которого я также чихал довольно часто. Патриотизм говорит мне о Москве, до сих пор мною любимой, Москва о вас; вы об ангелах и об ангельских, т. е. ваших качествах. Ибо, как вам известно, ангел и чорт — это два идеала, к которым стремятся мужчины и женщины. От женщины требуется, чтоб она была ничуть не хуже ангела; от мужчины, чтоб немного был лучше чорта. Ваше назначение вы исполнили: вы ничем не хуже ангела; но лучше ли я чорта — это еще не решено. Во всяком случае над нами странно-прихотливая игра случая: ангела он посылает в тот ……… климат, который был бы в пору чорту, а чорта усаживает в рай, где должен бы обитать ангел. Но и в виду этих чистых римских небес, в стране, где всё чудно, на увешанных и увенчанных плющем развалинах, целуемых южными, теплыми поцелуями широкко, тоскующий чорт будет помнить долго свой отдаленный ад и ангела, сияющего в небольшом уголке его сумрачного пространства.

Н. В. Гоголь

3. В АЛЬБОМ И. И. СРЕЗНЕВСКОГО.

Душевно желаю вам набрать, прибрать, раздать и привезти всякого добра.

Гоголь

1839. Октября 10. Москва.

4. В АЛЬБОМ В. ГАНКИ.

Гоголь желает здесь Вячеславу Вячеславичу еще сорок шесть лет ровно, для пополнения 100 лет, здравствовать, работать, печатать и издавать во славу славянской земли и с таким же радушием приветствовать всех русских, к нему заезжающих, как ныне.

1845. 5/17 августа.

НАБРОСКИ И МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ.

Уже самим положением земли Европа восточная отличается от западной, на которой впечатлены знаки какого-то своенравия природы, поднявшейся на каждом шагу цепями гор, углубившей долины, оборвавшей утесы, перекинувшей каскадами реки, протянувшей частые мысы в море, не позволившей морю углубленными заливами ворваться в ее пределы.

После “отличается”: резко, сильно и разительно

Уже самим положением земли Европа восточная отличается от западной, на которой впечатлены знаки какого-то своенравия природы, поднявшейся на каждом шагу цепями гор, углубившей долины, оборвавшей утесы, перекинувшей каскадами реки, протянувшей частые мысы в море, не позволившей морю углубленными заливами ворваться в ее пределы.

означенной каким-то своенравием

Уже самим положением земли Европа восточная отличается от западной, на которой впечатлены знаки какого-то своенравия природы, поднявшейся на каждом шагу цепями гор, углубившей долины, оборвавшей утесы, перекинувшей каскадами реки, протянувшей частые мысы в море, не позволившей морю углубленными заливами ворваться в ее пределы.

возвысившей посреди ее горы

Всё, напротив, ровно и однообразно в Европе восточной, как будто бы прихотливая деятельность природы здесь нашла покой.

покойно

Всё, напротив, ровно и однообразно в Европе восточной, как будто бы прихотливая деятельность природы здесь нашла покой.

как будто бы природа

Южная часть этого пространства, идущая к Черному морю, — травистые, необразимые, ровные степи; средняя часть — равнины, покрытые бором; северная — тоже ровные, но болотистые пространства, на которых тиснул север свою печать, дышащую печальною дикостью.

Южная часть этого пространства востока, идущего

Южная часть этого пространства, идущая к Черному морю, — травистые, необразимые, ровные степи; средняя часть — равнины, покрытые бором; северная — тоже ровные, но болотистые пространства, на которых тиснул север свою печать, дышащую печальною дикостью.

средние равнины

Южная часть этого пространства, идущая к Черному морю, — травистые, необразимые, ровные степи; средняя часть — равнины, покрытые бором; северная — тоже ровные, но болотистые пространства, на которых тиснул север свою печать, дышащую печальною дикостью.

После “северная”: равнины

Южная часть этого пространства, идущая к Черному морю, — травистые, необразимые, ровные степи; средняя часть — равнины, покрытые бором; северная — тоже ровные, но болотистые пространства, на которых тиснул север свою печать, дышащую печальною дикостью.

равнины, означенные [печальным видом] видимостью севера

Горы сторожат эту непомерную безмерность и равнину.

Горы оградили эту неизмеримую равнину великанскими …

Горы сторожат эту непомерную безмерность и равнину.

безмерную

Пустынными рядами уральскими, снегоглавым Кавказом, ветвистым Карпатом они окружили ее как бы с тем, чтобы здесь сохранилась долговременно особая своеобразность, особый отпечаток на здешних народах.

долговременный

Она вся заселена ветвями народов славянских так, как западная германскими.

Ее аборигены славяне

Под темными именами то скифов, то сарматов они вели свою жизнь, лишенную истории, в своих великих пространствах, ужасавших древних даже южным воскраием своим.

темную жизнь

Миллионы не переселяются, для того же, чтобы разродиться в миллионы, нужны тысячи лет.

возродиться

Что они древни, доказывает многосложность их религии, их богопочитание, носящее все признаки развившейся жизни; разнообразие их занятий, для чего нужно было огромное пространство времени, связанное с местностью их земель, рощами, реками и показывающее оригинальность, возникшую именно из земли восточной Европы.

а. порожденные

б. доказывающие

Почему же, упершись своим началом в глубокую древность, они не вынесли на свет своей истории?

зачерпнувши своим

Почему же, упершись своим началом в глубокую древность, они не вынесли на свет своей истории?

После “своей истории”:

а. Потому что древний мир не распространялся до времен, когда победители скоро …

б. Потому что не действовали шумно и оглушительно, а не действовали так, потому что вели оседлую жизнь, потому что были разбросаны по всем несообщающимся пространствам, потому что различествовали своими племенами и нравами, что бы было препятствием соединиться в массе, не имели …. Поэтому, когда [Рим, заметивши] победители мира занесли наконец шаги своих легионов в рубежи этого дикого мира и открыли их, тогда Рим и Константинополь сделались как два лагеря [для этих], к которым стекались грозные дикари.

Потому что они не могли действовать оглушительно и массами, как действует народ-пришлец, потому что ведущему оседлую жизнь трудно подняться с своего места, потому что разбросанному по великим несообщающимся пространствам трудно для этого соединяться, потому что различны в племенах и нравах, потому что, нет нужды народам семейным, имеющим жилища.

различествуют

Потому что они не могли действовать оглушительно и массами, как действует народ-пришлец, потому что ведущему оседлую жизнь трудно подняться с своего места, потому что разбросанному по великим несообщающимся пространствам трудно для этого соединяться, потому что различны в племенах и нравах, потому что, нет нужды народам семейным, имеющим жилища.

а. не было надо

б. не было нужды

Так степи южной России, страшные своею беззащитностью, открытым положением, были удобны для их кочующих масс.

После “кочующих масс”: Вот почему здесь остались

Так промчались шумно оглушительные нашествия гуннов, аваров, аноков, угров, готов. После “готов”:

а. Они увлекли

б. Они все увлекли более мелкие

И хотя их толпы более состояли из многих покоренных, но имя вождя и народа победителя одно звучало.

После “одно звучало”: Как тень, пропали авары, гунны, доказавши своей …

В чем состоит особенность и своеобразный характер этой истории?

односложность ее

Их многочисленность.

После “Их многочисленность”: и разбросанность?

Их деятельность, устремленная чуждою силою.

После “чуждою силою”: их неподвижность

Следы, оставляемые властителями.

Их следы

Их характер коренной, настоящий; чисто славянские элементы; его гибкость и изменяемость под чуждыми владениями;

их

Их жизнь и занятия, порожденные положением географическим.

вдохнуло?

Их греческие, поэтически созданные язычество и мифологический мир.

Свое

Их греческие, поэтически созданные язычество и мифологический мир.

После “греческие”: и

Итог характера славянина, что должен бы был он обещать.

После “он обещать”: и итог всего народа

Славяне не могли слишком и действовать, потому что были разделены и расселены по всему пространству и от положения, от удобств и средств для жизни различествовали сильно нравами.

После “действовать”: шумно и оглушительно

Не действовали оглушительно и стремительно всею массою, потому что действует так только народ-пришлец, который ушел с места и, так сказать, на ногах ищет места и добычи, устремляется тучею.

После “который”: всегда

Не действовали оглушительно и стремительно всею массою, потому что действует так только народ-пришлец, который ушел с места и, так сказать, на ногах ищет места и добычи, устремляется тучею.

поднялся

Не действовали оглушительно и стремительно всею массою, потому что действует так только народ-пришлец, который ушел с места и, так сказать, на ногах ищет места и добычи, устремляется тучею.

После “на ногах”: фанатик

Ни один из народов, нападавших и покорявших славян, не был многочислен, но он был страшен своею походною бродяжною жизнью, всегдашнею готовностью сдвинуться с места.

После “жизнью”: что

Что славяне были без всякого сравнения многочисленны, доказывает, что готы, гунны, авары и все наводнявшие толпы исчезли, а земля осталась, вся покрытая славянскими племенами.

славяне остались

Что славяне были слишком древни и коренной народ, доказывает уже и то, что о них, несмотря на их множество, не было слышно ничего.

После “о них”: при

Что славяне были слишком древни и коренной народ, доказывает уже и то, что о них, несмотря на их множество, не было слышно ничего.

могло быть

Если бы же переселение это было действительно, оно, такое многочисленное переселение, произошло бы, верно, не без шуму и сильных потрясений, досягнувших бы до слуха, и древний мир должен бы почувствовать его.

ужасное потрясение

Только весною, при разлитии рек, усматривались некоторые сношения.

смотрели

Религия славян становилась менее сложной, где терялось первое познание жизни.

первая образованность

А между тем славяне остались и на своих местах, и весь восток Европы сделался покрытым славянскими племенами.

а. многолюдные славяне

б. многолюдные народы славянские остались неподвижными

Названия язигов и роксолан слишком эфемерны и метеорически для того, чтобы означали цельный народ.

для народа

Расселение — старый конек и привязка, за это обыкновенно всегда хватаются летописцы и созидают легенды?, потому что носят в себе образ переселения сыновей Ноевых, столпотворения вавилонского и проч.

После “летописцы”: потому

Везде реки жилища славянских племен.

первых славянских

Пространство от Днестра до моря, соседнее городам греческим, было населено издревле городами.

После “городами”: и вероятно

Там рождение политическое началось прежде.

образование

Народ славянский, назывался у славян тиверцами (а оулучи тиверци седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви; бе множество их, седяху по Днестру или до моря, суть грады их и до сего дне.

не по морю

Из славян южные несравненно превышали северных цивилизацией, мягкостью и некоторою утонченностью нравов.

Про славян …

Из славян южные несравненно превышали северных цивилизацией, мягкостью и некоторою утонченностью нравов.

После “цивилизацией”: и

Обычай сожжения тел, перешедший из дальней ли Индии, откуда производят отдаленное происхождение славян, или он был наследство языческой Греции, но он сохранялся у славян.

древней

Словене же они пришедше седоша на Висле реце и

Скачать:TXTPDF

щелчком) — какая страшная разница! только между городом Римом и городом Клином может существовать подобная разница. Впрочем, несмотря на смешную физиономию, мой нос очень добрая скотина; не вздергивался никогда кверху или