«О Современнике» (1846) (Акад., VIII, с. 424–425).
1979
РС, 1896, № 12, с. 644. Сверено с автографом (ГБЛ).
1980
Имеется в виду просьба о присылке копии с писем, вызванных стихотворением «Землетрясенье». Она заключалась в несохранившемся письме Гоголя к Языкову и была повторена в письме от 9 (21) июля 1846 г. (Акад., XIII, № 38). Копии были отправлены Языковым 10 августа 1846 г. (РС, 1889, № 1, с. 151).
1981
В письме от 9 (21) июля Гоголь извещал Языкова о получении сборника «Новоселье», «Невского альманаха» Е. В. Аладьина (видимо, на 1846 год), лекций Шевырева и «Путешествия» Норова.
1982
Прежде всего имеется в виду статья В. Г. Белинского, посвященная «Петербургскому сборнику». Она содержала обширный отзыв о «Бедных людях» Ф. М. Достоевского (ОЗ,1846, № 3, отд. 5).
1983
Сочинения и письма, т. 6, с. 267–268 (без окончания); Акад., XIII, № 56.
1984
10 августа 1846 г. Языков писал Гоголю: «Панов собирает второй том «Сборника Московского». Что, если бы <ты> прислал в него хоть малую толику? Как бы освежил и оживил его и всю нашу братию?» (РС, 1889, № 1, с. 152). Просьбе Языкова предшествовала попытка воздействовать на Гоголя через Жуковского. «Панов послал вам через Вяземского изданный им «Московский литературный сборник» <…>, – писала 3 июня 1846 г. Жуковскому Е. А. Свербеева. – Хорошо, если бы вы могли подействовать на Гоголя и склонить его к участию в этом издании. Это дело трудное, и только вы одни разве можете в нем успеть, не говоря ему, что мы вас об этом просили» (ЛН, т. 58, с. 682).
1985
Имеются в виду Погодин и отчасти Плетнев.
1986
В первом выпуске «Московского сборника» (1846) были опубликованы стихотворения Языкова, И. Аксакова, Вяземского, статьи Попова, Чижова, Хомякова, С. Соловьева, К. Аксакова, прозаические произведения С. Аксакова и Даля.
1987
Перу Языкова принадлежало восемь стихотворных посланий к Каролине Карловне Павловой (Яниш).
1988
РС, 1896, № 12, с. 645–646. Сверено с автографом (ГБЛ).
1989
Гоголь находился в Риме 31 октября – 2 ноября (12–14 ноября). Около 7 (19) ноября приехал на зиму в Неаполь.
1990
В середине 1840-х годов между Языковым и кругом Белинского возникли крайне напряженные отношения, в конечном счете обусловленные борьбой критика с группой московских славянофилов. В сочинениях Белинского и его союзников велась последовательная и суровая критика творчества Языкова.
1991
Сочинения и письма, т. 6, с. 312–313 (с пропусками); Акад., XIII, № 92.
1992
«Выбранные места…» вышли в свет 31 декабря 1846 г. (12 января 1847 г.)
1993
Поездка в Иерусалим состоялась в начале 1848 г.
1994
Сохранилось лишь одно из этих писем – из Флоренции от 27 октября (8 ноября) 1846 г. (Акад., XIII, № 71).
1995
От 4 (16) декабря 1846 г.
1996
Сочинения и письма, т. 6, с. 326–327; Акад., XIII, № 103.
1997
Написано после смерти Языкова, скончавшегося 26 декабря 1846 г., о чем Гоголь еще не знал.
1998
в дополнение (фр.).
1999
С, 1858, № 11, с. 126–127; Акад., XI, № 125.
Первое из известных писем Гоголя к Иванову.
2000
эскизом (ит.).
2001
Лето 1839 г. Иванов провел в Венеции, где был написан так называемый эскиз «Явление Христа народу» (ныне в Третьяковской галерее) «в венецианских красках». Очевидно, замысел эскиза, в котором Иванов намеревался непосредственно перед полотнами венецианских мастеров найти колористическое решение своей картины, сложился еще перед поездкой и был известен Гоголю (см.: Машковцев, с. 96).
2002
жареного козленка (ит.).
2003
2004
Не сохранилась.
2005
С, 1858, №. 11, с. 127–128; Акад., XI, № 169.
2006
дражайший (ит.).
2007
славная, знаменитая (ит.).
2008
…три года (ит.). Иванов был направлен в Италию именно на такое время. Впоследствии срок командирования неоднократно продлевался по просьбе художника, каждый раз обещавшего в течение трех лет завершить свою картину.
2009
То есть в ресторан Сокола (от ит. al Falcone).
2010
жареную баранину… баранину на вертеле (ит.).
2011
Шкалик (от ит. foglietta).
2012
Иванов, с. 125–126 (с неточностями и без обращения к Гоголю). Полностью публикуется впервые по автографу (ГБЛ).
2013
Одна из лучших картин Моллера, завершена в 1842 г.
2014
Наиболее известное произведение немецкого художника Ф. Овербека картина «Триумф религии в искусствах» (1840), над которой он работал более десяти лет. Иванов глубоко уважал Овербека, в свою очередь с пониманием и сочувствием относившегося к его творчеству.
2015
Речь идет, вероятно, либо о картине «Одалиска и рабыня», завершенной летом 1840 г., либо о «Стратонике» (1840) (см.: Березина В. Жан-Огюст-Доминик Энгр. М., 1977, с. 166, 170–173).
2016
Иванов, с. 140 (с пропусками и неточностями); полностью публикуется впервые по автографу (ГБЛ).
2017
Письмо из Рима. Ф. В. Булгарину. 18/23 сентября 1841. – СПч., 1841, № 243 (подпись Н. Гр.). В статье наряду с общей характеристикой жизни художников в Риме содержалась краткая и действительно поверхностная информация о работах русских и иностранных скульпторов и живописцев (в том числе комплиментарное известие о картине самого Иванова).
2018
Иванов, с. 144–145 (с пропусками и неточностями). Полностью публикуется впервые по автографу (ГБЛ).
2019
Акад., XI, № 207. Служило ответом на письмо Иванова от октября 1841 г.
2020
По совету Иванова, придававшего копированию как средству формирования художника большое значение, Шаповалов работал над копией с картины Перуджино «Мадонна среди святых» (1496), находящейся в Ватикане. Обычно копии с классических произведений заказывались Академией художеств для ее музея.
2021
Обществу поощрения художников, от которого Шаповалов получал пенсион.
2022
Чтобы приобрести средства, Иванов намеревался скопировать для Академии художеств находящуюся в Ватикане фреску Рафаэля «Умеренность, Сила и Благоразумие». Однако этот план не осуществился, поскольку предложенная художнику сумма (900 руб. серебром) была очень невелика (см.: Иванов, с. VII).
2023
Нуждаясь в средствах, Иванов обратился к великому князю Александру Николаевичу, посетившему в 1838 г. мастерскую художника в Риме, с просьбой пожаловать ему трехлетнее содержание для окончания картины «Явление Христа народу». После своего завершения картина по этому условию принадлежала бы наследнику (см.: Иванов, с. 113, 122).
2024
Около 20 октября 1841 г. (Акад., XI, № 208).
2025
2026
Сочинения и письма, т. 5, с. 454–455; Акад., XI, № 214.
2027
По заказу Гоголя Шаповалов работал над копией фрагмента (группа женщин) фрески Рафаэля «Изгнание сирийского полководца Илиодора из иерусалимского храма» (1511–1514), находящейся в так называемом «Зале Илиодора» в Ватикане. Эта и названные ниже копии предназначались Гоголем для подарков.
2028
Имеется в виду портрет, выполненный масляными красками в 1841 г. (см. преамбулу).
2029
По совету Иванова, придававшего копированию как средству формирования художника большое значение, Шаповалов работал над копией с картины Перуджино «Мадонна среди святых» (1496), находящейся в Ватикане. Обычно копии с классических произведений заказывались Академией художеств для ее музея.
2030
Дефект рукописи.
2031
В ответном письме (февраль 1842 г.) Иванов писал: «Я еще не добрался до окончания фигуры Спасителя в моей картине, по причине моей болезни, но только что это место пройду, то и вас удовлетворю» (Г. Мат. и иссл., т. 1, с. 128).
2032
Сочинения и письма, т. 6, с. 54–56 (с пропусками); Акад., XII, № 169.
Вероятно, с этим письмом связана относящаяся к лету 1844 г. запись в черновой тетради Иванова: «Вспоминаю последнее письмо Гоголя и силюсь встать на новую, им указанную мне ступень» (ЛН, т. 58, с. 669).
2033
Не сохранилось.
2034
Не сохранилось.
2035
Иванов, с. 164–165 (с неточностями и без окончания); полностью публикуется впервые по автографу (ГБЛ).
2036
Иванов, с. 175–176. Сверено с автографом (ГБЛ).
2037
Акад., XII, № 220.
2038
Чижов.
2039
Гоголь находился в Остенде с конца июля по первую половину сентября, после чего переехал во Франкфурт, где остановился у В. А. Жуковского.
2040
Болезнь глаз заставила Иванова в 1842 г. почти на три года приостановить работу над «Явлением Христа народу».
2041
Моллер, подвергавшийся преследованиям со стороны матери своей бывшей натурщицы Амалии Лаваньини, был вынужден покинуть Рим. Отзвуки этой истории встречаются в ряде писем Гоголя и Иванова.
2042
По своим убеждениям Ф. В. Чижов был в 1840-е годы близок к славянофильству и влиял в этом отношении на Иванова. «Патриотическая мысль» Чижова состояла в организации вечеров, на которые приглашались лишь русские по национальности художники. Однако эти встречи, посвященные чтению отечественной литературы по искусству, быстро прекратились (подробнее см. в письме Чижова Н. М. Языкову от 16 (28) января 1844 г. – ЛН, т. 19–21, с. 114).
2043
С, 1858, № 11, с. 147–148 (с пропусками); Акад., XII, № 242.
2044
Не сохранилось.
2045
С, 1858, № 11, с. 148–149. Сверено с черновым автографом (ГБЛ).
2046
Картина малого размера – полотно «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Начатое еще в 1830 г., оно так и осталось не вполне завершенным.
2047
«Преображение» (1520) – последняя картина Рафаэля, оставшаяся неоконченной.
2048
Возможно, одной из этих картин (выставка устраивалась в Риме) является «Русская зима» (см.: Чижов Ф. Письмо о работах русских художников в Риме. М., 1846, с. 57–58).
2049
С, 1858, № 11, с. 149–150 (с пропусками); полностью публикуется впервые (ГБЛ).
2050
В 1840-х годах в Москве шло строительство храма Христа Спасителя по проекту архитектора К. А. Тона. Не дожидаясь официального заказа, Иванов начал работу над эскизами предназначенного для этого храма запрестольного образа «Воскресения Христова», однако заказ был позднее отдан К. Брюллову.
2051
От 31 января (12 февраля) 1845 г. (Иванов, с. 177–179).
2052
Это письмо Иванова и его приписку к письму Моллера см.: Иванов, с. 180–181.
2053
ЛН, т. 58, с. 810. Сверено с автографом (ГБЛ).
Датируется по положению в черновой тетради и по связи с письмом Гоголя к Смирновой от 21 марта (2 апреля) 1845 г., содержащем почерпнутые в настоящем письме сведения. Возможно, является продолжением предыдущего.
2054
Имеется в виду оригинальная картина Шаповалова «Римская зима». Художник «представил ее в виде молодой римлянки, греющейся над скальдиною (так называется горшочек, наполняемый горящими углями и служащий в Риме ручною печкою)» (Чижов Ф. Письмо о работах русских художников в Риме, с. 58).
2055
Жуковский.
2056
Знаменитое римское кафе, в котором собирались художники и куда было принято отправлять для них письма. Здесь часто бывал и Гоголь.
2057
Иванов, с. 227–228 (с пропусками); Зуммер, с. 42–43. Сверено с автографом (ГБЛ).
2058
Гоголь покинул Рим 23 апреля (5 мая) 1846 г., вернулся в начале ноября, приехал на зиму в Неаполь около 7 (19) ноября 1846 г.
2059
После крупного столкновения с Л. И. Килем талантливый скульптор Н. А. Рамазанов был отозван из Рима в Россию, куда вернулся 1 октября 1846 г. В следующем году занял место преподавателя Московского училища живописи.
2060
С. А. Иванова.
2061
Речь идет о «Законах художникам», в которых Иванов излагал свои взгляды и проекты относительно административной организации деятельности русских художников в Риме.
2062
Римский трактир.
2063
С. П. Апраксина.
2064
Вероятно, имеется в виду М. В. Апраксина, в которую Иванов был влюблен.
2065
С, 1858, № 11, с. 157–158; Акад., XIII, № 70.
2066
Письмо от С. П. Апраксиной неизвестно.
2067
Dogana – римская контора дилижансов.
2068
ВЕ, 1883, № 12, с. 648–649 (с пропуском); Акад., XIII, № 89.
2069
Эта записка неизвестна.
2070
В. В. Апраксин. Иванов рассчитывал на его участие в устройстве своих дел.
2071
Гоголь имеет в виду действие своей статьи «Исторический живописец Иванов», вошедшей в «Выбранные места из переписки с друзьями» (вышли в свет в январе 1847 г.).
2072
С, 1858, № 11, с. 159; Акад., XIII, № 95.
2073
От 30 ноября (12 декабря) и