ни беспорядки, Далее начато: не исправят ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. проектам и реформам …Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Далее начато: а. Каждый из нас б. Всем самим … Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда и до тех пор покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство.
Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни тысячная молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая? европейская цивилизация? Далее начато: Это только
Нет, оставим подобные сомнительные положения и посмотрим на себя честно. Будем стараться, чтоб не зарыть в землю талант свой. Будем отправлять по совести свое ремесло. Тогда всё будет хорошо, и состоянье общества поправится само собою. В этом много значит государь. Далее было: С него у нас? Ему дана должность, которая важна и превыше? всех?. Далее начато: Стоит С государя у нас все берут пример. Далее начато: И всё пойдет Стоит только ему, не коверкая ничего, править? хорошо, так и всё пойдет само собою. Почему знать, может быть, придет ему мысль жить в остальное время от дел скромно, в остальное время скромно в уединении, вдали от развращающего двора, от всего этого накопленья. И всё обернется само собою просто. Сумасшедшую жизнь захотят? бросить. Владельцы Помещики разъедутся по поместьям, станут заниматься делом. Чиновники увидят, что не нужно жить богато, перестанут красть. А честолюбец, увидя, что важные места не награждают ни деньгами, ни богатым жалованьем, оставит службу. Оставьте этот мир обнаглевших?.., который обмер, для которого ни вы, ни я не рождены. Позвольте мне напомнить Далее было: через прежние ваши раб?оты и сочинения. Позвольте мне также напомнить вам прежнюю вашу дорогу …. Далее было: Вы разбросались Литератор существует для другого. Далее было: правды? Он должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, высшее примиренье а не вражду, любовь к человеку, человек а не ожесточение и ненависть. Далее было: Вы сами Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы удалились? с легкомыслием юноши. Начните сызнова? ученье. Далее начато: Вы сами Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не может быть иначе. Вспомните, Примиритесь что вы учились кое-как, не кончили даже университетского курса. Вознаградите это чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда.
3
Я точно отступаюсь говорить?.. о таких предметах, о которых дано? право говорить одному тому, кто получил его в силу многоопыт?ной жизни. Не мое дело говорить? о боге. Мне следовало говорить не о боге, а? о том, что вокруг нас, что должен изображать? писатель, но так, чтобы каждому? самому захотелось бы заговорить? о боге …
4
Хотя книга моя вовсе не исполнена той обдуманности, какую вы подозреваете, напротив, она печатана впопыхах, в ней были даже письма, такие письма писанные во время самого печатанья, хотя в ней есть действительно много неясного и так вероятно можно иное принять, … но до такой степени спутаться, как спутались вы, принять всё в таком странном смысле! в таком смысле, предположив Только гневом, помрачившим ум и отуманившим голову, можно объяснить такое заблуждение… Один только гнев в силах был произвести такое помрачение ума
5
Слова мои о грамотности вы приняли в буквальном, тесном смысле. Слова эти были сказаны помещику, у которого крестьяне, земледельцы. Мне даже было смешно, когда из этих слов вы поняли, что я вооружался против грамотности. Далее начато: Кто Точно как будто бы об этом теперь вопрос, когда это вопрос, решенный уже давно нашими отцами. Отцы и деды наши, даже безграмотные, решили, что грамотность нужна. Не в этом дело. Мысль, которая проходит сквозь всю мою книгу, есть та, как просветить прежде грамотных, чем безграмотных, как просветить прежде тех, которые имеют близкие столкновения дело с народом, чем самый народ, всех этих мелких чиновников В подлиннике: все эти мелкие чиновники и власти, которые все грамотны и которые между тем много делают злоупотреблений. Поверьте, что для этих господ нужнее издавать те книги, которые, вы думаете, полезны для народа. Народ меньше испорчен, чем всё это грамотное население. Народ лучше исполняет долг, чем мы. Но издать книги для этих господ, которые бы открыли им тайну, как быть с народом и с подчиненными, которые им поручены, не в том обширном смысле, в котором повторяется слово: не крадь, соблюдай правду или: помни, что твои подчиненные люди такие же, как и ты, и тому подобные, но которые могли бы ему открыть, как именно не красть, и чтобы точно соблюдалась правда.