Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Письма

не могу судить по первому впечатлению, делает хорошо, так повелевает правдивая скромность. Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедливости Но человек, который может высказать все свои первые впечатления, не опасаясь ни компрометировать себя, ни оскорбить чем-либо нежной разборчивости, этот человек великодушен. Этот подвиг изображает верх его любви и доверенности к тому, которому он вверяется. Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. Всякий Более всего часто образованный, умный человек может выказать Часто одолевает человека Далее было: показать боязнь, сказавши такое-то вслух, чрез то показаться глупее другого. Мы позабыли, что человек так создан, что требует вечной помощи других и что без откровенной помощи никогда не узнает вполне вещей, потому что всякий устроен иначе, у всякого не та нерва одни нервы чувствительнее, чем у другого, у всякого есть что-то, чего нет у другого, хотя бы он был совершенная мелочность и мог стал замечать одни только мелочи. Ошибаясь в главном, он может Далее было: тут же вскользь сказать тут же вскользь важную истину, и только дружный размен и взаимная помощь могут дать возможность всем увидеть с равной ясностью увидеть ясно и со всех сторон предмет.

Что касается до мнения Константина Сергеевича, я не сомневался и знал, что многое он почувствует больше и глубже других, знал даже, что Далее было: он заметит некоторые некоторые Далее было: увидит потом места, ускользнувшие вначале, он увидит потом, и твердо уверен, что его критика доказывает Далее было: верно место определительно значение поэмы. Но знаю также и то, что Погодин отчасти был почти прав, Далее было: ее не поместивши ее. Я думаю прямо, не читав ее, что ей несколько рано быть напечатанной ныне. Молодой человек встретит слишком сильную оппозицию у старых. Уже вопрос, почему старые люди не могут почувствовать с первого раза Мертвых душ, один намек об этом оскорбит многих. Далее начато: И вместо распространения Мой совет обождать с этой критикой и напечатать ее по крайней мере зимою, после двух или трех других критик, и рассмотреть ее слишком строго относительно вопроса, почему иные не могут понять, чтобы не было Вырвано. слышно: видно, что я первый понял. Далее начато: Слово Чтобы слово я заменилось словом многие и чтобы никак не слышалось преимущества на стороне тех, которые с первого разу поняли. Люди не понимают, Далее было: что даже беспристрастный что нет в этом никакого греха и что это может случиться с самым глубоко образованным человеком, как случается в минуту хлопот и мыслей другим прослушать какое—нибудь замечательное слово. Самое лучшее, если бы Константин Сергеевич, переписавши бы эту критику на тоненькой бумажке, прислал бы заблаговременно ее ко мне в Рим. Далее было: Мнение Ваше мнение: нет человека, который с первого раза понял вполне значение, совершенно справедливо и оно должно распространиться решительно на всех, потому что многое понятно одному только мне. Не Вырвано. испугайтесь … Вырвано. вашего первого впечатления, что восторженность во многих местах казалась вам Вырвано. до Вырвано. ходившей до зам Вырвано. етного исступления. Это вероятно потому, что полное значение многих лирических порывов только Вырвано. узнается Вырвано. позднее из чтения. Далее было: Впрочем я вам скажу При всякой неблагоприятности первого впечатления При всяких толках на массу, которое В подлиннике: которого я подозревал заранее, Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие я чувствовал вместе с тем, что у меня будут новые читатели найдутся многие люди и что будут душевные сочувствия. Далее было: потому Еще первое испытание получилось самое благоприятное. Оно произведено было над цензором. Второе после получения рукописи из цензуры Петербургского комитета. Я получил на другой день письмо от моего цензора Никитенка. Оно уже мне было приятно потому, что Далее было: было не заключало случай узнать прекрасную сторону в человеке. Я не был знаком коротко с Никитенком, считал его раньше за неглупого человека, несколько тяжелого в суждениях. И потому-то вы можете судить, как мне было приятно найти в душе его глубину чувства. Далее начато: и чувства Я не говорил о его письме, потому что это было неловко, Далее было: с моей стороны и потому и потом я не хотел, чтобы на вас подействовало как-нибудь невольно суждение другого. Мне хотелось, чтобы Далее было: вы сохранили впечатление было чисто вашим. Теперь я могу сказать об этом и выписать привести его слова. Как видите, слышна искренность, вынудившая 1 нрзб.

Вере Сергеевне скажите, что я был тоже очень рад, увидевши в Петербурге ее друга, я разумею Карташевскую, и никак не жалею даже о короткости времени, Далее начато: а. именно свидание? б. есть души, которые любишь вдруг, уважаешь потому что есть души, которые Далее было: а. выражаются вполне сами собою б. не могут от меня укрыться, но все выражаются не закрыты никакою корою и блещут как бриллианты, с первого раза Далее было: а. их вдруг уже необделанные б. дорогие камни в. взгляд ювелира их узнает Далее начато: в них взгляд ювелира, и я обыкновенно Далее было: до времени полной встречи с ними спешу, мое сказавши от полноты души: слава богу, и влекусь по странному влечению к тем, которых душа скрывается корою и труден к ним путь и самому Далее было: тому всемогущему создателю. И мнения ее о Мертвых душах вы все-таки опишите, хотя об этом никому не сказывайте. Далее было: потому Всё, что сказано человеком от Вырвано. искренней души, во всем том остается много самой души, и потому вы… Вырвано.

Вас страшит мое длинное и трудное путешествие. Вы говорите, что не можете понять ему причины. Вы говорите, что хотели несколько раз спросить меня и останавливались, не хотели не решаясь навязываться на доверенность. Зачем же вы не спросили? Нет, никогда не нужно останавливаться, если душевная жажда спросить. Никогда сердечный вопрос другого не может быть докучен или неуместен. Самое большое, что я бы отвечал сделал вам на это молчанием. Но вопрос ваш был всё бы приятен душе моей, потому что он сделан любящим человеком. потому что он от друга. И на молчанье мое вы бы не рассердились, потому что если Далее начато: друг на сердечный вопрос друга отвечают молчаньем и если молчание это светло и выражает спокойствие душевное, то, стало быть, оно уже ответ, и, ничем другим не мог выразиться этот ответ. И что мог бы я вам сказать на это? Так нужно! Вы рассмотрите, что во мне вы нашли похожего на ханжу или на это что на добродушное богомольство и набожность, которою наша дышит добрая Москва, которой заражена добрая не думая и не стремясь быть лучше. Или слепую веру привязанность во все обычаи предков, не разделяя, на правде или на лжи основаны? строгие, истинные ли. Далее начато: Что нашли во мне вы похожее Разве не довольно я хладнокровен, разве вы нашли во мне юношескую незрелость и пылкость в мыслях, разве вы видите во мне что-нибудь похожее на фанатизм и способность увлекаться? И если в этом огражденном и разумом, и летами, и темпераментом, Далее было: человеке, испытавшем многое одаренном знанием людей и жизни, Далее приписано: стало быть и если в сердце такого человека заключается мысль предпринять такое это путешествие и если так решительна эта мысль, то вероятно уже благодетельна такая мысль. Верно тут и ум, и разум, и сердце преклонились послужить, Далее было: такой мысли. Но если бы и не было глубокой мысли, для которой вызвано мое существованье в мир, то и тогда разве нет причины верно не следствие мгновенного порыва эта мысль Вместо этой фразы начато на полях: И если такой человек, который уже от рождения более спокойного и размышляющего характера, чем пылкий, который уже сколько-нибудь умудрен жизнью и опытом и знаньем людей, если такой человек предпринимает это подобное путешествие, то это верно следствие не мгновенного порыва, верно и разум, и душа его соединились, чтобы послужить такой мысли верно она плод долгих соображений, верно опытом внушена, верно заключено в ней много благодетельного, верно это то, для чего вызвано в мир вызвано всё мое существованье. Далее начато: И если скажу, что вы не знали моей душевной радости, то как же вы хотите Разве вы не видите, что к ней я стремлюсь невольно, как стремится человек к лучшему. Но если бы и не заключено было никакой в этом мысли высокой, благодетельной, Но если бы положим в этом не было никакой высокой, благодетельной для никакого подвига во имя любви к братьям, для братьев никакого дела во имя Христа, то разве вся моя жизнь не представляет уже достаточных причин для такого путешествия? Разве торжественная минута моей радости не стоит благодарности? а. В жизни моей много прекрасного. Чтобы не возродилось благодарности б. Разве жизнь моя, полная таких многих 1. радостей 2. торжественных, такой высокой радости не стоит благодарности? в. Разве мои г. Разве те небесные радостные минуты и радости, которыми озаряется жизнь моя, не стоят благодарности? Или вы думаете, у меня не бывает такой высокой радости, Далее было: Подумайте, сколько наслаждений высоких представляет нам созданье поэта! пред которой ничто всякая радость? Разве любовь, которая возрастает увеличивается с каждой минутой, не стоит благодарности? Далее было: а. Разве для меня не существует благодарности за встречу тех душ, к которым несется полная любви душа, за минуты за жизнь их среди мира? Творя молитвы за жизнь. Эта б. Разве не воскуряется во мне вечный гимн за жизнь тех прекрасных душ, с которыми встретилась моя душа? Разве встреча с теми с прекрасными душами, с которыми прекрасна жизнь, не стоит благодарности? Разве я не нахожусь в небесном блаженстве и любви?

1

Разве вы не знали до сих пор, что в минуты сей торжественной любви, в сии торжественные минуты встречаемся всегда с Христом, что душа, Далее было: встречает двигаясь Далее было: неся ? к любви не чувственною, но высокою любовью, находя другую душу, уже находит Далее было: в такой в соединении сем Христа? Он присутствует Вырвано. незримо в сем высоком соединении. Далее (на поле) начато: Разве я не чувствую в сей встрече ту бесконечную любовь, которой нет в мире, и в сей любви всегда является Христос, ибо всё есть в

Скачать:TXTPDF

не могу судить по первому впечатлению, делает хорошо, так повелевает правдивая скромность. Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедливости Но человек, который может высказать все свои первые впечатления, не опасаясь