Скачать:TXTPDF
Письма

нашей в наших и в нашей высокой радости уже есть сам Христос И везде везде, чем в минуты самых чистых Далее было: самых движений, Далее было: в минуты самих откровений небесных Далее было: небесных минут всё он предстанет в небесах Христос. лик Христа И если сколько-нибудь только если только любовь а. немного б. сколько-нибудь любовь любовь наша оторвалась от чувственного, уже уже она край мелькнул Христа. Ибо одна только чувственная любовь Только та любовь, которая а. любит б. привязана чувственно вследствие каких бы то ни было житейских отношений, привязанностей даже кровных, которая видит образ человека, Далее было: эта любовь а не образ В подлиннике: к образу божественного, одна только та любовь не встретит Христа. Далее начато: а. Неизреченна эта любовь б. Любви в. Да, только ею, святой любовью можно молиться Христу. Ее находим в любви душе. Неизменна эта любовь. Тут нет ни утраты, ни разлуки, ни несчастий. Только одна любовь душ, высшая всех любовь мимо родства, дружбы, условий родства земных отношений человеческих уз, только та Но только та, которая истекла из обязанностей непреложных человеков видеть в себе Христа. Мы любим тогда божественные свойства души нашей, стало быть, думая любить Далее было: другого душу друг друга, любим Далее было: в ней Христа. Где вас двое, там и церковь моя, сказал он, наш божественный учитель, когда его спросили, где церковь его. Любовь эта неизменна, тут нет утраты, нет разлуки, нет несчастий, нет смерти. И что в мире может лишить нас нас тогда этих радостей? Итак, как же вы хотите, чтобы не родилось в глубине души моей тайное желание а. чтобы не родилось во мне темное б. чтобы тому, кто ощутил ее в душе и сердце в. чтобы не было в глубине души моей тайного желания при поглядеть на землю, Далее было: где проходило земное странствие а. виновника наших всего моего безграничного?, несравненного чудесного блаженства б. того, кто низвел небеса на землю, подарил бесценные, неизображаемые минуты неизображаемые человеком ? минуты блаженства, и рождает душевные небесную любовь, которой нет имени на земле безграничную, как где проходили небесные ноги того, кто заключил в себе всё то, выше чего не слышал человек, кто сказал речи, чудеснее которых не говорил еще человеческий ум?, виновника вкушаемых небес на земле, для которых нет слов.

2

И разве, разве в сих небесных минутах радости не присутствует Христос? Разве в этом высоком В стройном союзе душ не присутствует не есть сам Христос? разве эта любовь не есть сам Христос? Разве в этом движении глубокой сердечной благодарности не светится сам Христос? Разве всё, что только на один миг оторвется от земли, не есть уже Христос? Разве в любви, В подлиннике: любовь которая сколько-нибудь оторвалась от чувственной любви Далее было: след разве и край не мелькнул край божественной одежды Христа? Разве в высоком стремлении, стремлении души встретить которым влекутся прекрасные души, влюбленные Далее начато: души в божественные свои качества, божественные качества души не есть уже стремление к Христу и царству его? Где вас двое, там и церковь моя. Мы до сих пор не слышим значенья сих небесных слов. Только чувственная любовь, привязанная к видимым образам, Далее было: человека к лицу, к видимому и стоящему пред нами человеку, та любовь только не зрит Христа. Далее начато: Но эта святая Зато она временна, подвержена страшным несчастьям и утратам. И да молится вечно человек, чтобы спасли его небесные силы И да спасет его бог от сей ложной и превратной любви. ложной любви Но любовь души это вечная любовь, тут нет утраты, нет несчастий, нет разлуки, нет смерти. Далее начато: Всё, что с нею вошло в наши души, оно тут только вечно Всякий прекрасный образ, Всякий образ встреченный на земле, здесь уже бессмертен и живет вечно. Что умирает на земле и для других, то живет вечно там в этой любви и ей нет конца, и растет оно бесконечно как нет конца истинному блаженству. Итак, неужели это всё само собою уже не представляет достаточных причин для того, чтобы взглянуть на ту землю, где проходили божественные стопы того, который произнес человекам святые слова сей вечной любви.

Мы движемся благодарностью к поэту, подарившему нам наслаждения души великими творениями, произведениями ? и спешим принесть дань уваженья, спешит взглянуть на посетить его могилу. Далее было: и никто не удивляется такому поступку Никто не спрашивает не спрашивает его о причине такого поступка, никто не удивляется. Сын спешит на могилу отца своего, и никто не спрашивает, зачем он спешит, чувствуя, что дарованье жизни на свет стоит благодарности. А тому, кто подарил всему миру бессмертную жизнь души, не считается надобностью принесть такую благодарность, и всякий с изумленьем спрашивает, зачем он туда отправился, что за причина тому. Да, мой друг, если уже вы взвесите только ту любовь, которая заключена в собственной душе вашей, если вы оцените ее, если вы ей определите меру просто одними беспристрастными очами рассудка, благодарные слезы хлынут из очей ваших и вы уже не спросите, зачем я предпринимаю отправляюсь такое дальнее путешествие, и никогда дерзновенный ропот на какое бы то ни было несчастье не заронится в вашу душу.

Вы видите уже, что любви много заключено в душе моей. Далее было: но что она растет и будет расти более, что ей потребен круг шире Но любовь бесконечна и она обтекает большой круг. Далее было: ибо Человек давно позабыл о том, что В подлиннике: чтобы он должен жить этой любовью, ограничил и ограничил любовь свою и скупо изливает ее на окружающих. Отец думает, что он всё доставил, если доставил счастье только одному своему семейству. Сын думает, что он всё исполнил, если он только привязан к своим родителям. А другие и больше того того больше ограничивают любовь свою. О распространении любви на брата мы не беспокоимся ? и немудрено, что без презрения слышим, как слова веры превратили в зло.

Положим, моему рассудительному, отчасти хладнокровному образу не пристало иметь такую мысль. Человеку, не носящему ни митры, ни монашеского клобука, смешившему заставлявшему смеяться подчас людей и считающему считавшему за долг доныне важной обязанностью погружаться во всю их пустую жизнь, своим первым долгом стать среди их, изучать все их движения и кажется Далее было: очень странным предпринять такое путешествие. Но разве не бывает в природе странностей? Разве не странно вам было встретить в сочинении, подобном Мертвым душам, Далее начато: жаркую лирическую восторженность? Не смешною ли она вам казалась вначале и не примирились ли вы с нею, хотя не вполне еще знаете значение? Так примиритесь и с сим этим лирическим движеньем души 1 нрзб. душой хладномыслящего автора. И почему можно знать, что то, которое кажется нам минутным вдохновением, налетевшим нежданно с небес откровением, это Далее было: не есть уже высшею волею бога не вложено В подлиннике: вложенно в самую природу и зрело в нас, невидимо для других. Почему можете вы сказать, чем что выполняется призванье мое в мир, Далее начато: а. что есть неотразимое б. между жизнью что отдаленное путешествие мое не имеет самой тесной и сильной связи с этим моим сочинением, с Мертвыми душами которое с жалкими погремушками выступило в свет в мир из низкой калитки, а не из триумфальных ворот в сопровождении трубы и грома, с самою жизнью и с будущим, которое невидимо грядет и близко к нам. и с будущею участью, которую готовит бог миру Благословенье же святому промыслу и молитва богу: это говорит вам вся глубина души. Блаженство, может быть, растет такое на земле, о котором во сне и в самом невероятном мечтать не приходило еще человеку Блаженство мы такое ныне встретим на земле, о котором не помышляла душа наша и которое обильно, но живительно нисходит на нас, если только в душах есть стремление, жаждущее принять ее. Вот всё, что говорит вам холодный человек. Пусть же не страшит вас мое отдаленье! И путешествие это никаким образом не может быть прежде окончания труда моего. Ни я, Далее начато: душой ни душа моя не может быть готова прежде к такому путешествию и до того времени и потому нет никаких причин думать, чтобы мы не увиделись опять друг с другом. Это может случиться, если это будет нужно. Далее начато: и если бог Но во всяком случае верьте, что ничего не может быть лучше, Далее начато: Не в силах так прекрасно и так лучше всего, что не в силах что не есть выдумать человек, то, что ниспосылает нам бог. Итак, светлей, светлей, выше, выше! да достигнет дух ваш. Да обратится весь в молитву дух ваш И пусть жизнь в мире, Далее начато: не кажется печаль или невзгода, которую безумно называет человек несчастьем, не возмутит обращенной к небесам души вашей. Прощайте. Это письмо вместе будет и для Ольги Семеновны.

Придет время, Перед этим было: а. Если я вам скажу, что б. Неужели вы не чувствуете когда вам даже покажется странно, как вы не могли почувствовать в глубине души вашей, что в сем путешествии есть тайная связь со всей моей жизнью и с поэмой, моей поэмой которая разрешит загадку моей жизни. Итак, не ропщите В подлиннике: ропчите на долготу нашей разлуки. Весьма может быть, что мы еще увидимся. Путешествие мое еще не скоро. Оно никакими судьбами не может быть раньше окончания труда моего. И потому нужно быть слишком готову к нему и сердцем и душою, а этого мне труднее достигнуть, чем другому, ибо от меня больше потребуется, чем от другого. Прощайте же, будьте веселы и светлы душою.

К М. И. ГОГОЛЬ

Гастейн Сентября 1/Августа 19 1842.

Черновая редакция

Я получил ваше письмо. Очень рад, что вы доехали благополучно Далее было: и не без приятного и путешествие ваше было приятно Далее было: а. Вы упоминаете, что между прочими знакомыми, с которыми случилось вам встретиться в дороге, вы встретились в Харькове с одним почтенным человеком. Я не разобрал его фамилии. Вы пишете, что он служит в Харькове в казенной палате. Впрочем до фамилии его нет дела. Он предпочитает лучше терпеть бедность и унижение, чем брать взятки. Скажите, что подвиг высок его, что я проникнут к нему высоким уважением, но что не могу постигнуть, как

Скачать:TXTPDF

нашей в наших и в нашей высокой радости уже есть сам Христос И везде везде, чем в минуты самых чистых Далее было: самых движений, Далее было: в минуты самих откровений