дрова? Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий Далее было: опять во Францию. Тот выезжает на одних началах, другой на других. Один сует государю тот проект, другой иной, третий? опять иной. Что ни человек, то разные проекты и разные мысли, что ни город?, то разные мысли и проекты… Как же не образоваться посреди такой разладицы ворам и всевозможным плутням и несправедливостям, когда всякий видит, что везде завелись препятствия, всякий думает только о себе и о том, как бы себе запасти потеплей квартирку?.. Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное беспредельное слово и безграничное слово. Далее было: Что Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Далее было: а. Коммунист ли, фаланстерьен б. Разве ? коммунист, фаланстерьен Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же? стали ловить его, он и рассыпался.
Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Далее было: И отчего у вас такое против него Неужели слово мое, что Я сказал, что проповедник восточной церкви церкви восточной должен жизнью и делами проповедать. И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни Далее было: я дивился и подвигам я дивился, Далее вписано: Хотя они и не знакомы вам, но в тишине сияла хри стианская и видел, что они — созданье нашей восточной церкви, а не западной. Далее вписано: Дивлюсь только тому, как вы могли так несправедливо ? принять Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, дурным попам, а попам опозорившему нашу церковь, но духовенству, возвысившему нашу церковь.
Как всё это странно! Как странно мое положение, что я должен а. Мне кажется б. Еще странней мне самому, что я еще защищаться против тех нападений, которые все направлены не против меня и не против моей книги! Вы говорите, что вы прочли будто сто раз мою книгу, тогда как ваши же слова говорят, что вы ее не читали ни разу. Гнев отуманил глаза ваши и ничего не дал вам увидеть в настоящем смысле. Блуждают кое-где блестки правды посреди огромной кучи софизмов и необдуманных юношеских увлечений. Но какое невежество блещет на всякой странице! Далее было: а. Нет, вы думаете б. Неужели в. Не кончив г. Вы думаете, что можно, только д. Как дерзнуть с таким малым запасом сведений толковать о таких великих вещах. Вы не кончили даже университетского курса. Вы отделяете церковь от Христа и христианства, ту самую церковь, тех самых … пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа. Неужели нынешние эти нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние? Опомнитесь! Далее было: Куда вы зашли? Волтера называете оказавшим услугу христианству и говорите, что это известно всякому ученику гимназии. Да я, когда был еще в гимназии, был еще молод я и тогда не восхищался Волтером. У меня и тогда было настолько ума, чтоб видеть в Волтере ловкого остроумца, но далеко не глубокого человека. Волтером не могли восхищаться полные и зрелые умы, им восхищалась недоучившаяся молодежь. не могли восхищаться ни Пушкин, ни Суворов, ни все сколько-нибудь полные умы. Волтер, несмотря на все блестящие замашки, остался тот же француз. Далее было: который уверен, что можно говорить а. шутя обо всем б. о предметах высоких шутя и легко О нем О Волтере можно сказать то, что Пушкин говорит вообще о французе:
Француз — дитя:
Он так, шутя,
Разрушит трон
И даст закон;
И быстр, как взор,
И пуст, как вздор,
И удивит,
И насмешит.
2
…Христос нигде никому не говорит, говорит каждому из нас что нужно приобрета?ть, а еще напротив и настоятельно нам? велит он уступать: снимающему с тебя одежду, отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, дорогу пройди два.
Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. а. Нельзя, Виссарион б. Нужно прочесть по крайней мере Нужно для этого изучить историю церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных…? бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его.
Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии Далее начато: которою и что, говоря о боге, он чешет у себя у себя пониже другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что Что мне тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Далее начато: умножающихся Они которые строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, но именно доброхотным подаяньем бедных тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о боге, и который делится последней копейкой с бедным и богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас?, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние богу?. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях беспрестанно занятый легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина?, и не замечают того, как уродливо и пошло? изображена у них жизнь. Теперь позвольте же Позвольте также сказать, что я имею более пред вами более пред вами имею права заговорить о русском народе. По крайней мере, все мои сочинения, по единодушному убежденью, показывают знание природы русской, Далее было: Кое-что даже ?, о чем у других …Это прежде подтвердили вы в ваших критиках, что автор углублялся в такие черты, что может быть только глубоким знатоком природы и выдают человека, который был с народом наблюдателен и… стало быть, уже имеет дар входить в его жизнь, о чем говорено было много, что подтвердили сами вы в ваших критиках. А что вы представите в доказательство вашего знания человеческой природы и русского народа, что вы произвели такого, в котором видно это знание? Предмет этот велик, и об этом бы я мог вам написать книги. Вы бы устыдились сами того грубого смысла, который вы придали придали всё же 1 нрзб. советам моим помещику. Далее было: обрезанным цензурою Как эти советы эти обрезаны цензурой, но в них нет протеста противу грамотности, а разве лишь протест против развращенья народа русского грамотою, наместо которая вместо того, Далее было: чтобы? стремить человека что грамота нам дана, чтоб стремить к высшему свету человека. Отзывы ваши о помещике вообще отзываются временами Фонвизина. Далее было: Давно уже всё не то и не в том виде С тех пор много, много изменилось в России, и теперь Далее начато: многое показалось многое другое. Что для крестьян выгоднее, правление одного помещика, уже довольно образованного, который воспитался и в университете и который всё же Далее вписано 2 нрзб. стало быть, уже многое должен чувствовать или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Далее вписано: … какую европейскую цивилизацию Да и много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства. Вообще у нас как-то более заботятся о перемене названий и имен. Далее начато: Мы все хотим? Не стыдно ли вам в уменьшительных именах наших, которые даем мы … иногда и товарищам, видеть униженье человечества Далее было: а. и из этого б. ведь мы их даем иногда и товарищам и признак варварства? Вот до каких ребяческих выводов доводит неверный взгляд на главный предмет…
Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы говорите: В подлиннике: говорите, что «Я знаю общество наше и дух его», и ручаетесь в этом. Как можно ручаться за Как можно знать этот ежеминутно меняющийся хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души человека? Прошли ли вы опыт В подлиннике: опытной. жизни? Живя почти без прикосновенья с людьми Далее было: в скромной доле и светом, ведя мирную жизнь журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными статьями, как вам иметь понятие об этом громадном страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту ловушку, в которую попадают все молодые писатели, рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся за обществом, то упустим и те и другие? так же точно. Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Далее было: на этом. Многие, видя, что общество идет дурной дорогой?, что порядок дел беспрестанно запутывается Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Далее было: а. Мечта, кроме того, что прочитанная книга лежит б. Плоды, если происходят, то вовсе не те, о которых думает автор, а чаще такие, от которых с испугом отшатывается сам. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние