по тому теплому роскошному колориту, в который с начала до конца облек ее всю поэт.
После “Бахчисар<айский> фонтан” было: называет
Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай, каковы Жуковского Матте<о> Фальк<оне>, Языкова Сурмин.
После “Сурмин” было: Может быть даже
Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая; таковы Модная жена <Дмитриева>, граф Нулин Пушкина, который сверх того имел значительное выражение, как живая картина.
После “картина” было: или же сам
Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта.
картину времени и нравов или же собственной фантазии и чувс<тва>
Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
После “когда” было: рассказанным простым событием обнаруживает
Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
приемлет аллегорическую одежд<у>
Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
и
Сказка может быть созданье не высокое по своему содержанию, но <в> высшей степени исполненное прелести поэтической, если поэт, взяв народный мотив, возлелеет ее воображеньем своим и усвоит вполне себе и разовьет из <нее> поэму, как, например, Руслан и Людмила.
Наконец, сказка может быть созданье значительное, когда содержание создано всё поэтом, но в духе народном отгаданы дух и время, какова Лермонтова <Про> купца Калашникова, и, наконец, сказка может быть просто пересказ почти слово в слово народной сказки, — созданье менее всего значительное, которое выигрывает только от того, когда поэт сумеет привести ее в лучший порядок, вычистить, удержав в ней то, что есть в ней ее характерное, и отстранив то, что <при>бавлено лишнего.
создана вся
Ученые рассуждения и трактаты должны быть коротки и ясны, отнюдь не многословны.
После “должны быть”: неопределенно
Нужно помнить, что наука для тех, которые еще не знают ее.
После “наука” было: и без того
Думая через это более раскрыть дело, более темнят.
что через
Подражание Иову, Ломонос <ова>.
После “Подражание Иову, Ломонос<ова>” было: Осень во время осады Очакова, Держа<вина>
Все единомысленно видели в нем восстановление дому Романовых, который, кажется, ежеминутно готовился угаснуть за неимением наследников мужского пола.
После “Все” было: почти пророчески
Все услышали, что родился тот, который потом упрочил надолго и дом царский, подарив России мужественное и сильное царское поколение.
Все как бы услышали в нем появ<ление?>
Все услышали, что родился тот, который потом упрочил надолго и дом царский, подарив России мужественное и сильное царское поколение.
После “надолго” было: и сильно
На переход Альпийских гор, Держав <ина>.
На взятие Измаила
Благодарность Фелице, Державина.
Перед “Благодарность Фелице” было начато: Клевет<никам России>
Зубову, Державина.
После “Зубову, Державина” было: Мой истукан, Державина
Ответ Рафаэля певцу Фелицы, Капниста.
После “Капниста” было: Памятник, Пушки<на>
Уже со тьмою нощи, Капниста.
Перед “Уже со тьмою нощи” было: Талисман, Пушкина
Телега жизни, Пушкина.
Перед “Телега жизни” было: Тройка
Ночь.
Ночь, Жуковского.
После “Ночь, Жуковского” было: Песнь Дельвига, Давыд
Делибаш, Пушкина.
После “Делибаш, Пушкина” было: Давыдова песня
Ночной зефир струит эфир, Пушкин<а>.
Перед “Ночной зефир” было начато: испанский
Мечта, Державина.
Перед “Мечта” было: Жуковского
Таинственный посетитель, Жуковского.
Перед “Таинственный посетитель” было: К месяцу, Жуковского
Весеннее чувство, Жуковского.
Перед “Весеннее чувство” было начато: Легкий, легкий ветер<ок>
Пушкина, Ненастный день потух.
Перед “Ненастный день потух” было: Элегия
Я берег покидал туманный Альбиона, Батюшкова.
Купальницы, Дельвига.
Языко<ва>
О СОСЛОВИЯХ В ГОСУДАРСТВЕ
(Первоначальные варианты рукописи)
Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.
После “глубокомысленному” было: от свойства
Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.
После “случаях” было начато: пост<упал>
Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.
После “умно” было: и выводит из этого
История государства России начинается добровольным приглашеньем верховной власти.
открывается
“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами”, — слова эти были произне<сены> людьми вольных городов.
произносили люди
“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами”, — слова эти были произне<сены> людьми вольных городов.
После “вольных городов” было начато: Стало быть, монарх а России утв<ержден?>
Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себя — потребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.
нелицеприятно судить
Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себя — потребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.
чисто естественная
Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себя — потребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.
из среды которых
Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.
После “начале” было: все признали
Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.
а. во время, еще когда
б. во время, при нер<а>звитом
Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.
выше их
Во всю историю нашу прошла эта потребность суда постороннего че<л>ове<ка>.
После “прошла эта” было: потребность третейской власти <1 нрзб.>
Если правление переходило сколько-нибудь в народное, это обнаруживалось совершенною анархией и полным отсутствием всякого правления: ни одного человека не бывало согласн<ого>, всё спорило между собою.
демократическое
Стало быть, вопрос: где, в каких случаях следует допустить демократическое, народное участие и где, в каких случаях участвование короны и правительствующего корпуса?
коронное и монархическое
Это — лицо, которое уже должно жить другою жизнью, нежели обыкновенный червь.
После “червь” было: Как мож<но>
Где особенно и в каких случаях полезна мирская сходка?
После “особенно” было: полезна
Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.
После “но” было: положа на каждую душу по рублю
Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.
сумма всех
Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.
После “какая” было: выйдет, принимая во
Верховный совет государства предполагается состоящим из лиц, знающих нужды своего государ<ства>, которые достигнули этого звания не одним письменным поприщем и повышеньем за выслугу лет, но имея по службе, на многих поприщах внутри государства, случай стоять лицом <к тому>, как там происходит внутри государства.
После “но” было: пребыва<ньем> знаньем личным
Правительство не имеет дела порознь [ни с кем] из со<словия>, но с целым сословием вместе.
не должно дела иметь ни с кем порознь с этим сословием
Сами они должны из себя избрать для того и чиновников, и блюстителей, и ускорителей, не требовать от правительства никакого для этого жалованья и не обременять этим сложность государственного механизма.
После “ускорителей” было: Везде, где только
Но где дело касается до определения постановлений, там совещаются одни испытанные в делах государственные мужи, и определенье уже непреложно, если скреплено рукой монарха.
выдачи
Сословия могут посылать своих депутатов, которые могут предъявлять справедливые причины упущения или необходим<ые> требования, но они принимаются только к соображению и усмотрению.
После “соображению” было: если они
Если они будут отвергнуты, сословие не имеет права на апелляцию.
После “отвергнуты” было: никто
Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.
из чужестранцев
Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.
После “обративших” было: их в в<ассалов?>
Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.
После “дворянство” было: из
Большею частью заслуги пред царем, народом и всей землей русской возводили у нас в знатный род людей