Скачать:TXTPDF
Статьи «О Современнике» и др.

по тому теплому роскошному колориту, в который с начала до конца облек ее всю поэт.

После “Бахчисар<айский> фонтанбыло: называет

Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай, каковы Жуковского Матте<о> Фальк<оне>, Языкова Сурмин.

После “Сурмин” было: Может быть даже

Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая; таковы Модная жена <Дмитриева>, граф Нулин Пушкина, который сверх того имел значительное выражение, как живая картина.

После “картинабыло: или же сам

Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта.

картину времени и нравов или же собственной фантазии и чувс<тва>

Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.

После “когда” было: рассказанным простым событием обнаруживает

Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.

приемлет аллегорическую одежд<у>

Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.

и

Сказка может быть созданье не высокое по своему содержанию, но <в> высшей степени исполненное прелести поэтической, если поэт, взяв народный мотив, возлелеет ее воображеньем своим и усвоит вполне себе и разовьет из <нее> поэму, как, например, Руслан и Людмила.

После “мотив”: умеет заметить

Наконец, сказка может быть созданье значительное, когда содержание создано всё поэтом, но в духе народном отгаданы дух и время, какова Лермонтова <Про> купца Калашникова, и, наконец, сказка может быть просто пересказ почти слово в слово народной сказки, — созданье менее всего значительное, которое выигрывает только от того, когда поэт сумеет привести ее в лучший порядок, вычистить, удержав в ней то, что есть в ней ее характерное, и отстранив то, что <при>бавлено лишнего.

создана вся

Ученые рассуждения и трактаты должны быть коротки и ясны, отнюдь не многословны.

После “должны быть”: неопределенно

Нужно помнить, что наука для тех, которые еще не знают ее.

После “наукабыло: и без того

Думая через это более раскрыть дело, более темнят.

что через

Подражание Иову, Ломонос <ова>.

После “Подражание Иову, Ломонос<ова>” было: Осень во время осады Очакова, Держа<вина>

Все единомысленно видели в нем восстановление дому Романовых, который, кажется, ежеминутно готовился угаснуть за неимением наследников мужского пола.

После “Все” было: почти пророчески

Все услышали, что родился тот, который потом упрочил надолго и дом царский, подарив России мужественное и сильное царское поколение.

Все как бы услышали в нем появ<ление?>

Все услышали, что родился тот, который потом упрочил надолго и дом царский, подарив России мужественное и сильное царское поколение.

После “надолгобыло: и сильно

На переход Альпийских гор, Держав <ина>.

На взятие Измаила

Благодарность Фелице, Державина.

ПередБлагодарность Фелице” было начато: Клевет<никам России>

Зубову, Державина.

После “Зубову, Державина” было: Мой истукан, Державина

Ответ Рафаэля певцу Фелицы, Капниста.

После “Капниста” было: Памятник, Пушки<на>

Уже со тьмою нощи, Капниста.

Перед “Уже со тьмою нощи” было: Талисман, Пушкина

Телега жизни, Пушкина.

ПередТелега жизни” было: Тройка

Ночь.

После “Ночьбыло: Языкова

Ночь, Жуковского.

После “Ночь, Жуковского” было: Песнь Дельвига, Давыд

Делибаш, Пушкина.

После “Делибаш, Пушкина” было: Давыдова песня

Ночной зефир струит эфир, Пушкин<а>.

ПередНочной зефирбыло начато: испанский

Мечта, Державина.

ПередМечтабыло: Жуковского

Таинственный посетитель, Жуковского.

ПередТаинственный посетительбыло: К месяцу, Жуковского

Весеннее чувство, Жуковского.

Перед “Весеннее чувствобыло начато: Легкий, легкий ветер<ок>

Пушкина, Ненастный день потух.

ПередНенастный день потух” было: Элегия

Я берег покидал туманный Альбиона, Батюшкова.

Перед “Я берегбыло: Элегия

Купальницы, Дельвига.

Языко<ва>

О СОСЛОВИЯХ В ГОСУДАРСТВЕ

(Первоначальные варианты рукописи)

Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.

После “глубокомысленному” было: от свойства

Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.

После “случаях” было начато: пост<упал>

Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правленье не есть вещь, которая сочиняется в голове некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, на которой живет народ, из истории самого народа, которая показыва<ет> человеку глубокомысленному, когда и в каких случаях успевал народ и действовал хорошо и умно, и требует — внимательно всё это обсудить и взвесить.

После “умно” было: и выводит из этого

История государства России начинается добровольным приглашеньем верховной власти.

открывается

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами”, — слова эти были произне<сены> людьми вольных городов.

произносили люди

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами”, — слова эти были произне<сены> людьми вольных городов.

После “вольных городов” было начато: Стало быть, монарх а России утв<ержден?>

Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себяпотребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.

нелицеприятно судить

Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себяпотребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.

чисто естественная

Все сословия, дружно требуя защиты от самих себя, а не от соседних врагов, утвердили над собою высшую власть с тем, чтобы рассудить самих себяпотребность чисто понятная среди такого народа, в котором никто не хочет уступить один другому и где только в минуты величайшей опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется в один человек и делается одним телом.

из среды которых

Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.

После “начале” было: все признали

Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.

а. во время, еще когда

б. во время, при нер<а>звитом

Итак, в самом начале, во время, когда не пробуждается еще потребность организации стройной, во время, когда легко ужиться с безнач<алием>, уже всё потребовало одного такого лица, которое, стоя выше всех, не будучи связано личною выгодою ни с каким сословием преимущественно, внимало бы всему равно и держало бы сторону каждого сословия в государстве.

выше их

Во всю историю нашу прошла эта потребность суда постороннего че<л>ове<ка>.

После “прошла эта” было: потребность третейской власти <1 нрзб.>

Если правление переходило сколько-нибудь в народное, это обнаруживалось совершенною анархией и полным отсутствием всякого правления: ни одного человека не бывало согласн<ого>, всё спорило между собою.

демократическое

Стало быть, вопрос: где, в каких случаях следует допустить демократическое, народное участие и где, в каких случаях участвование короны и правительствующего корпуса?

коронное и монархическое

Это — лицо, которое уже должно жить другою жизнью, нежели обыкновенный червь.

После “червьбыло: Как мож<но>

Где особенно и в каких случаях полезна мирская сходка?

После “особенно” было: полезна

Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.

После “но” было: положа на каждую душу по рублю

Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.

сумма всех

Поэтому кто не сообразив и наложит на каждого заплатить по рублю, будет несправедлив, но, сложивши сумму, какая должна выйти, если положить рубль на человека, — потребовать эту сумму со всего мира.

После “какая” было: выйдет, принимая во

Верховный совет государства предполагается состоящим из лиц, знающих нужды своего государ<ства>, которые достигнули этого звания не одним письменным поприщем и повышеньем за выслугу лет, но имея по службе, на многих поприщах внутри государства, случай стоять лицом <к тому>, как там происходит внутри государства.

После “но” было: пребыва<ньем> знаньем личным

Правительство не имеет дела порознь [ни с кем] из со<словия>, но с целым сословием вместе.

не должно дела иметь ни с кем порознь с этим сословием

Сами они должны из себя избрать для того и чиновников, и блюстителей, и ускорителей, не требовать от правительства никакого для этого жалованья и не обременять этим сложность государственного механизма.

После “ускорителей” было: Везде, где только

Но где дело касается до определения постановлений, там совещаются одни испытанные в делах государственные мужи, и определенье уже непреложно, если скреплено рукой монарха.

выдачи

Сословия могут посылать своих депутатов, которые могут предъявлять справедливые причины упущения или необходим<ые> требования, но они принимаются только к соображению и усмотрению.

После “соображению” было: если они

Если они будут отвергнуты, сословие не имеет права на апелляцию.

После “отвергнуты” было: никто

Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.

из чужестранцев

Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.

После “обративших” было: их в в<ассалов?>

Во всех других землях дворянство образовалось из пришельцев, из народов, захвативших земли туземцев и обративших народ силою в своих вассал<ов>.

После “дворянствобыло: из

Большею частью заслуги пред царем, народом и всей землей русской возводили у нас в знатный род людей

Скачать:TXTPDF

по тому теплому роскошному колориту, в который с начала до конца облек ее всю поэт. После “Бахчисар фонтан” было: называет Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный