его к Н. В. Гоголю» («Современник» 1858, № 2, стр. 287–289); с припиской — в «Русском Слове» 1859, I, стр. 132–134; полностью — в «Письмах к Прокоповичу», стр. 49–51.
В конце августа 1843 г. Гоголь получил, наконец, через Ф. А. Моллера экземпляр своих сочинений, вышедших еще в начале года, но которых Гоголь до тех пор не видел. Ознакомление с изданием вызвало у писателя глубокое недовольство, которое он — с некоторыми смягчающими оговорками — и старался дать почувствовать своему другу. Обидевшийся на упреки Гоголя Прокопович прекратил переписку и не ответил на два следующих письма Гоголя (эти письма нам неизвестны).
146. М. И. ГОГОЛЬ.
Печатается по тексту «Сочинений и писем», VI, стр. 27–28, где опубликовано впервые.
Письма ваши и вместе с ними письма сестер… Эти письма неизвестны.
…насчет моего письма… — письма № 119 (см. примеч.* к этому письму).
147. Н. М. ЯЗЫКОВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 24–26.
Дмитрий Ростовский (1651–1709) — политический деятель и церковный писатель.
Розыск — «Розыск о раскольнической брынской вере, учении их и о делах их». М. 1745 (был переиздан в составе его «Сочинений», М. 1840 и 1842).
Лазарь Баранович (1620–1693) — епископ черниговский, украинский политический и литературный деятель и церковный проповедник.
«Трубы словес проповедных» (1674) и «Меч духовный» (1679) — два сборника проповедей Барановича.
Стефан Яворский (1658–1722) — политический и церковный деятель петровского времени.
Сочинения… в 3 частях — «Проповеди блаженной памяти Стефана Яворского». М. 1804–1805.
Русские летописи, изданные археографическою комиссиею — «Полное собрание русских летописей, издаваемое Археографической комиссией». К 1843 г. были изданы тт. 2, 3 и 4. (СПб. 1841 и 1843).
Христианское чтение — журнал, издававшийся с 1821 г. Петербургской духовной академией; печатал сочинения «отцов церкви» и другие произведения богословского и религиозно-нравственного характера.
Иноземцев, Федор Иванович (1802–1869) — известный врач, профессор, лечивший Гоголя и Языкова.
…Петр Васильевич Киреевский… послал песни в Петербург в цензуру. П. В. Киреевский приступил к собиранию народных песен в 1831 г. Однако, из-за цензурных трудностей, собранные им песни могли быть изданы лишь в 60-е годы, за исключением небольшого сборника духовных стихов, вышедшего в 1848 г. Языков был одним из инициаторов предпринятого Киреевским собирания песен и принимал в нем активное участие (см. «Письма П. В. Киреевского к Н. М. Языкову». Л. 1935, стр. 51 и Н. М. Языков, «Собрание стихотворений». М. — Л. «Советский писатель», 1948, стр. XXV–XXVI.
Авдотья Петровна — Елагина (см. примеч. к № 129*).
Надежда Николаевна — Шереметева.
Эту маленькую записочку — письмо № 143.
Сильвестр (в других письмах — Селиверст) — слуга Языкова.
148. П. А. ПЛЕТНЕВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Впервые опубликовано: с пропусками — в «Опыте биографии», стр. 147–149; полностью — в «Письмах», II, стр. 343–347.
Шевырев из Москвы известил меня… — см. примеч. к № 124*.
Он подал мне помощь… — Благодаря хлопотам Жуковского Гоголь в августе 1837 г. получил от Николая I пособие — 5000 рублей.
Марья Николаевна — великая княгиня (герц. Лейхтенбергская).
149. С. П. ШЕВЫРЕВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Впервые опубликовано в «Русской Старине» 1875, X, стр. 303–306.
Ответ Шевырева от 27 октября 1843 г. см. в «Отчете ПБЛ» за 1893 г. Прилож., стр. 7-13.
…о завладении моим добром… — см. примеч. к № 124*.
…письмо к моей матери и сестрам — см. № 119* и примеч.* к нему.
…то несвязное и неудовлетворительное письмо… — письмо № 108.
Жернаков — петербургский типографщик, припечатавший и продававший от себя экземпляры «Сочинений» Гоголя (см. примеч. к № 124*).
150. М. П. ПОГОДИНУ.
Печатается по копии (ЛБ).
Впервые опубликовано в «Русской Старине» 1890, II, стр. 411–416 и в «Истории моего знакомства», стр. 118–123.
Письмо Гоголя было ответом на примирительное письмо Погодина от 12 сентября 1843 г. (опубликовано в «Русской Старине» 1890, III, стр. 855). В нем Погодин, после почти полуторагодичного молчания с обеих сторон, причиной которого были столкновения, имевшие место, когда Гоголь жил у Погодина в Москве в 1841–1842 гг. (см. примеч. к № 42*), пытался возобновить прежние дружеские отношения с Гоголем. Письмо было послано Гоголем С. Т. Аксакову вместе с не дошедшим до нас письмом к последнему от 2 ноября 1842 г. В нем Гоголь уполномачивал Аксакова и Шевырева прочесть предварительно его письмо к Погодину, а затем самим решить — отдавать ли его адресату.
Аксаков и Шевырев решили письмо Гоголя Погодину не передавать, найдя его слишком резким и оскорбительным для последнего. Об этом решении Аксаков писал к Гоголю в ноябре — декабре 1843 г. (см. в «Истории моего знакомства», стр. 123–125). Гоголь согласился с Аксаковым (см. №№ 160* и 161*). Таким образом, данное письмо осталось Погодину неизвестным.
Маленькое письмо до нас не дошло.
151. Н. М. ЯЗЫКОВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Отрывок впервые опубликован в «Записках», II, стр. 36–39; письмо с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 31–37; полностью — в «Письмах», II, стр. 359–365.
Письмо Языкова от 1 октября 1843 г., на которое отвечал Гоголь, до нас не дошло.
Измайлов, Александр Ефимович (1779–1831) — баснописец и романист. Гоголь имеет в виду заключительные строки его басни «Яшка повар»: «Иной писатель поспешит, да всех и насмешит» (см. «Сочинения А. Е. Измайлова», т. I, СПб. Изд. А. Ф. Смирдина. 1849, стр. 52).
…получено ли ими письмо… — см. № 150* и примеч*. к нему.
152. В. А. ЖУКОВСКОМУ.
Печатается по подлиннику (ЛБ).
Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 37–38.
Письмо В. А. Жуковского, на которое отвечал Гоголь, неизвестно.
Рейтерн, Гергардт (Евграф) Романович (1794–1865) — тесть В. А. Жуковского, художник.
О Соллогубах и Вьельгорских см. в примеч. к № 171*.
Place Victor (piazza Vittorio), Place de la Croix de Marbre — площади в Ницце.
153. НЕУСТАНОВЛЕННОМУ ЛИЦУ.
Печатается впервые по подлиннику (ПД).
Описание см. в «Литературном Архиве», I, стр. 449.
Датируется временем не позднее 1843 г., так как в письме к Шевыреву от 28 февраля 1843 г. (№ 108) Гоголь в последний раз просит адресовать ему письма в Рим по адресу банкирского дома Валентини, упоминаемого в данной записке (сам Валентини умер в 1842 г.; см. письмо № 80*). Второе упоминаемое в записке имя (Розенштрем) также, повидимому, — имя банкира. Записка могла быть адресовано М. П. Погодину, В. А. Жуковскому или другому лицу, близкому к Гоголю и бравшему на себя (во время совместной жизни) выполнение его поручений.
154. П. И. РАЕВСКОЙ.
Печатается по подлиннику (ЦГЛА).
Впервые опубликовано в «Голосе минувшего» 1913, № 3, стр. 210–211.
В. Каллаш, публикуя письмо, датировал его предположительно 1841 годом, основываясь на словах Гоголя о «годе», проведенном Е. В. Гоголь в доме П. И. Раевской, куда в мае 1840 г. Гоголь поместил свою младшую сестру Елизавету (см. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 375). В действительности Е. В. Гоголь пробыла в доме Раевской не год, а два года — до мая 1842 г. (см. «Историю моего знакомства», стр. 61–63), поэтому письмо не может быть написано ранее этого времени. Письмо написано вскоре после возвращения Е. В. Гоголь к матери, т. е. в 1842–1843 гг. Может быть, данное письмо является одним из тех двух писем, о которых говорится в конце письма № 120.
155. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ.
Печатается по подлиннику (ЛБ).
Впервые опубликовано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 38–40.
Одно из писем Шереметевой (от 5–6 августа), на которые отвечал Гоголь, и ее ответ (от 19 января 1844) хранятся в ЛБ.
…неприятные слухи, рассеиваемые про меня — слухи об увлечении Гоголя А. О. Смирновой.
156. Н. М. ЯЗЫКОВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Впервые опубликовано в «Русской Старине» 1875, IX, стр. 121–123, где ошибочно датировано 1842 г. Дата исправлена в «Письмах», II, стр. 369.
Письма Языкова, на которые отвечал Гоголь, неизвестны.
О Вьельгорских и Соллогубах см. примеч. к № 171*.
Кн. Мещерские — Николай (1798–1862) и его жена Александра (урожд. кн. Трубецкая; ум. 1873) — знакомые А. О. Смирновой, с которыми Гоголь встречался за границей.
Это письмецо — письмо № 155.
157. В. А. ЖУКОВСКОМУ.
Печатается по подлиннику (ЛБ).
Впервые опубликовано, без подписи, в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 41–42.
Письма В. А. Жуковского, на которые отвечал Гоголь, неизвестны.
Шамбо, Иван Павлович (1783–1848) — секретарь императрицы, у которой Жуковский выхлопотал для Гоголя пособие (1000 р.).
158. А. А. ИВАНОВУ.
Печатается по подлиннику (ЛБ).
Отрывки из этого письма впервые опубликованы в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 40; письмо с пропуском напечатано в «Современнике» 1858, XI, стр. 142–143; пропуск восстановлен в «Указателе» Шенрока, стр. 82–83.
Письма А. А. Иванова, на которые отвечал Гоголь, см. в книге М. П. Боткина «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка». СПб. 1880, стр. 160–161.
О Кривцове см. примеч. к № 123*.
…отказались от работ, которые вам предлагал Тон — для строившегося Тоном храма Христа-спасителя в Москве; позднее, в начале 1845 г., Иванов написал по заказу Тона эскиз образа «Воскресения Христова»; однако Тон передал заказ на этот образ Брюллову.
О Моллере см. примеч. к № 48*.
Рихтер, Федор Иванович (1808–1868) — архитектор, строитель (вместе с К. А. Тоном) нового Кремлевского дворца; в 1834–1840 гг. жил в Риме, где познакомился с Гоголем и Ивановым.
159. С. Т. АКСАКОВУ, М. П. ПОГОДИНУ и С. П. ШЕВЫРЕВУ.
Печатается по подлиннику (ПД).
Впервые опубликовано: без подписи в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 42–43; полностью — в «Письмах», II, 377–379.
Письмо было послано Гоголем к Шевыреву вместе с письмом № 160.
Подражание Христу — сочинение немецкого средневекового мистика Фомы Кемпийского (1380–1471), написанное около 1441 г.; русский перевод — «О подражании Иисусу Христу, четыре книги Фомы Кемпийского». Пер. с лат. М. М. Сперанского. Изд. 1. М. 1829; изд. 4 — СПб. 1844.
Письмо отражает рост тех ложных, религиозно-мистических настроений, которые начали развиваться у Гоголя с 1843 г. Влияние этих настроений сказывается уже в письмах к С. П. Шевыреву и С. Т. Аксакову от августа 1842 г. (№№ 75 и 76), в следующий период они дают себя знать особенно часто в письмах к матери. Гоголь приехал в Россию в 1841 г., в период, когда в России начиналось резкое усиление общественной борьбы. Столкнувшись с новыми вопросами, поставленными развитием русской действительности, Гоголь не смог найти на них правильного ответа, так как оказался оторванным от передовых, демократических сил русского общества, не сумел понять значение деятельности Белинского и Герцена, призывавших к уничтожению дворянской монархии и крепостного права. Росту ошибочных, религиозно-мистических тенденций в мировоззрении Гоголя способствовали его длительная жизнь за границей и то влияние, которое постепенно приобретали близкие к нему лица из реакционно-дворянского и славянофильского лагеря (Жуковский, Языков, Плетнев, Погодин, Шевырев и др.), стремившиеся оторвать Гоголя от Белинского и подчинить его творчество своему воздействию.
Друзья Гоголя по-разному отнеслись к его письму