Скачать:TXTPDF
Том 12. Письма 1842-1845

и подарку. В отличие от Погодина и Шевырева, Аксаков протестовал против усиливавшихся у Гоголя религиозно-моралистических настроений, считая их болезненными и опасными для писателя. Узнав об обещанном Гоголем подарке, Аксаков решил, что речь идет о второй части «Мертвых душ». Получив от Шевырева вместо этого «Подражание Христу», Аксаков выразил в письме к Гоголю свое беспокойство и предостерегал его (см. «Историю моего знакомства», стр. 125–129).

160. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано, с пропусками, в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 43–46; пропуски (кроме части приписки) восстановлены в «Русской Старине» 1875, X, стр. 307–308 и в «Письмах», II, стр. 379–382.

Письмо Шевырева от 27 октября 1843 г., на которое отвечал Гоголь, см. в «Отчете ПБЛ» за 1893 г. Прилож., стр. 7-10.

Письмо ко всем вам — письмо № 159.

Лаконические надписочки. Шевырев исполнил просьбу Гоголя: часть последней страницы письма (где были эти «надписочки») отрезана ножницами.

Вы оба — Шевырев и Аксаков.

…моего письма Погодину — письма № 150 (см. примеч. к письму*).

Что касается до 2-го издания М<ертвых> д<уш>… Решение Гоголя «приостановить» подготовку второго издания «Мертвых душ» было вызвано цензурными препятствиями. Шевырев писал: «О втором издании М<ертвых> д<уш> надобно похлопотать сначала в Петерб<урге>. Ты должен написать о том к Плетневу и Одоевскому. Не разрешат, я думаю, не спросяся» (стр. 7–8).

Софья Борисовна — жена Шевырева; Борис — его сын.

161. С. Т. АКСАКОВУ.

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые опубликовано: без конца — в «Записках», II, стр. 7; полностью — в «Истории моего знакомства», стр. 125.

Письмо С. Т. Аксакова от ноября — декабря 1843 г., на которое отвечал Гоголь, см. там же, стр. 123–125; ответ Аксакова — там же, стр. 127–129.

…насчет моего письма к Погодину… — письма № 150.

…одно средство против душевных тревог… — «Подражание Христу» Фомы Кемпийского, (см. № 159* и примеч.* к нему). Аксаков обрадовался, решив, что речь идет о втором томе «Мертвых душ» (см. «Историю моего знакомства», стр. 125–129).

162. П. В. АННЕНКОВУ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано в книге «П. В. Анненков и его друзья», I. СПб. 1892, стр. 495–497.

Написано в ответ на письмо П. В. Анненкова от 11 мая 1843 г., в Рим (опубликовано в книге «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 127), в котором Анненков писал, что будет осенью в Петербурге и готов взять на себя выполнение различных поручений Гоголя. Так как 1 мая 1843 г. Гоголь выехал из Рима, письмо Анненкова попало к А. А. Иванову, который и известил о нем Гоголя.

Анненков, Павел Васильевич (1813–1887) — писатель и критик, биограф и издатель сочинений Пушкина (СПб. 1855); в 40-х годах был близок к кругу В. Г. Белинского, но не разделял революционных взглядов Белинского и склонялся к буржуазному либерализму. Гоголь познакомился с П. В. Анненковым в Петербурге в 1832 г.; в 1832–1836 гг. Анненков посещал собрания кружка нежинских «однокорытников» Гоголя в Петербурге, где получил шутливое прозвище «Жюль»; зимой 1839 г. присутствовал на чтении Гоголем у Н. Я. Прокоповича четырех глав «Мертвых душ». Период наибольшей близости Гоголя с Анненковым падает на весну — лето 1841 г., когда Анненков жил в Риме рядом с Гоголем, ежедневно виделся с ним и переписал под его диктовку первый том «Мертвых душ». После этого Анненков встречался с Гоголем в 1846 г. в Париже и в Бамберге. Сохранилось шесть писем Гоголя к П. В. Анненкову. Из писем П. В. Анненкова к Гоголю известно лишь одно вышеуказанное письмо. О своем знакомстве с Гоголем П. В. Анненков рассказал в своих воспоминаниях «Гоголь в Риме летом 1841 г.» (впервые опубликованы в «Библиотеке для чтения» 1857, № 2 и 11) и «Замечательное десятилетие» (впервые — в «Вестнике Европы» 1880, №№ 1–5). См. П. В. Анненков, «Литературные воспоминания». Л. 1928.

…капитанская жена… совершенно права… Гоголь намечает здесь тот реакционный взгляд на вопросы вины и наказания, который он развил позднее в статье «Сельский суд и расправа» (в «Выбранных местах из переписки с друзьями») и который вызвал гневную отповедь Белинского в его зальцбруннском письме к Гоголю.

Романович — Любич-Романович, В. И. (1805–1888). См. Гоголь. АН СССР, X, стр. 408.

163. М. П. ПОГОДИНУ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано, без приписки, в газете «Русская Жизнь» 1892, № 57 от 28 февраля, стр. 2, а также в «Письмах», II, стр. 392–395.

Датируется по почтовому штемпелю.

Письмо является ответом на письмо Погодина от 12 сентября 1843 г. (опубликовано в «Русской Старине» 1890, III, стр. 855). Оно было написано Гоголем после того, как он узнал от С. Т. Аксакова, что его предыдущее письмо к Погодину (№ 150) не было передано последнему (см. примеч.* к этому письму).

Вот что говорит Марк Аврелий… Марк Аврелий Антонин (121–180 н. э.) — римский император, философ-стоик. Гоголь цитирует § 42, кн. IX его сочинения «Наедине с собой. Размышления» (см. Марк Аврелий, «Наедине с собой». М. Изд. М. и С. Сабашниковых. 1914, стр. 139–140).

164. А. О. СМИРНОВОЙ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано в газете «Литературный Ленинград» 1934, № 15/37 от 31 марта, стр. 3 и в книге «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», т. I, стр. 70. Там же (стр. 107) см. обоснование датировки.

Дом Paradis — дача в Ницце, где жили Вьельгорские и Гоголь.

…графиню с обеими чадами… — имеются в виду Л. К. Вьельгорская и ее дочери, А. М. Вьельгорская и С. М. Соллогуб (см. примеч. к № 171*).

Мария Оливко<во>е масло — повидимому, прислуга Смирновой.

уконтентовать — удовольствовать (от французского «content» — довольный).

Кн. Гагарин, Иван Сергеевич (1814–1882) — реакционный публицист; в 1843 г. поселился во Франции, перешел в католичество и примкнул к иезуитам.

Куси — неустановленное лицо.

165. Н. М. ЯЗЫКОВУ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 46–51; полностью — в «Письмах», II, стр. 386–391.

Ответ Языкова от 27 февраля 1844 г. см. в «Русской Старине» 1896, XII, стр. 617–619.

перевод святых отцов, изданный при Троицкой лавре… — «Творения святых отцов, в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии». М. 1843–1864 (издавалось по четыре книжки в год).

Стойкович — стоянье на ногах (см. примеч. к № 74*). Гоголь имеет в виду предписание некоторых врачей того времени — после обеда не садиться и не ложиться, а стоять, что якобы способствует пищеварению.

…вручит тебе книгу Шевырев… — «О подражании Христу».

О Коппе см. примеч. к № 130*.

166. А. О. РОССЕТУ.

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые опубликовано в «Русском Обозрении» 1897, I, стр. 6–7.

Из письма видно, что Гоголь живет в Ницце, что скоро начнется весна, но что Гоголь еще не решил, куда он поедет на лето и что время отъезда его из Ниццы также еще не определено. Все это дает основание датировать настоящее письмо февралем 1844 г., так как в следующих письмах (№№ 167–169) Гоголь сообщает уже о своем отъезде.

О В. А. Перовском и Алеше см. примеч. к № 181*.

167. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано, без приписки, в «Русской Старине» 1875, X, стр. 308–311; полностью печатается в настоящем томе.

Письмо, на которое отвечал Гоголь, неизвестно.

…ко всем вам троим… — Шевыреву, Аксакову и Погодину.

168. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ.

Печатается по тексту «Записок», II, стр. 7–9, с дополнением по тексту «Писем», II, стр. 395–397 и IV, стр. 473.

Впервые опубликовано: без пометки Гоголя С. Т. Аксакову на обороте — в «Записках», II, стр. 7–9; полностью — в «Письмах», II, стр. 395–397 и IV, стр. 473.

В письме Гоголь пишет, что остается три с половиной недели до пасхи, которая в 1844 г. была 26 марта (7 апреля н. ст.). Следовательно, письмо написано около 15(3) марта. Ответ Н. Н. Шереметевой на это письмо от 19 марта — 8 апреля 1844 г. хранится в ЛБ.

Я получил от вас два письма… Письмо Шереметевой от 19 (у Гоголя «20») января 1844 г. хранится в ЛБ, второе письмо — неизвестно.

…смущал один слух… — см. примеч. к № 155*.

…присланную в письме выписочку… — молитву на французском языке («Faites que je vous aime, mon Dieu…»), хранящуюся в ЛБ (см. «Рукописи Гоголя», стр. 119).

Боборыкин, Николай Николаевич (ок. 1812–1888) — поэт-дилетант, встречался с Гоголем у Аксаковых.

Молитвы св. Дм<итрия> Ростовского. Тетрадь с молитвами, присланная Гоголю Шереметевой, сохранилась в бумагах Гоголя в ЛБ (см. там же, стр. 119).

169. А. А. ИВАНОВУ.

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые опубликовано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 54–56; полностью — в «Современнике» 1858, XI, стр. 143–145.

Письмо А. А. Иванова, на которое отвечал Гоголь, до нас не дошло; ответ Иванова от апреля 1844 г. см. в книге М. П. Боткина «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка». СПб. 1880, стр. 164–165.

Письмо от Моллера неизвестно.

Насчет картины вашей… — имеется в виду «Явление Мессии».

Бутенев, Аполлинарий Петрович (1787–1866) — русский посланник в Риме (1843–1853).

Чижов, Федор Васильевич (1811–1877), был одновременно с Гоголем адъюнктом Петербургского университета (по математике), в 1843 г. жил в Риме в одном доме с Гоголем (см. «Записки», I, стр. 326–327).

170. А. О. СМИРНОВОЙ.

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые опубликовано: с пропусками и без подписи — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 56–57; полностью — в «Письмах», II, стр. 406–407.

Ответ Смирновой от 25 марта 1844 г. см. в «Русской Старине» 1888, VI, стр. 597–598.

Записочка, на которую отвечал Гоголь, неизвестна.

…мы все… — Гоголь, Вьельгорские и Соллогубы (см. примеч. к № 171*).

Вл<адимир> Ал<ександрович> — Соллогуб.

171. Л. К. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ.

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано в «Вестнике Европы» 1889, X, стр. 478–479.

Гр. Вьельгорская, Луиза Карловна (1791–1853) — жена гр. Михаила Юрьевича Вьельгорского (1788–1856; см. выше). Гоголь сблизился с семьей Вьельгорских в 1838 г., в Риме. В 1839 г. Гоголь ухаживал за старшим сыном Л. К. Вьельгорской — Иосифом во время его предсмертной болезни (см. отрывок «Ночи на вилле» в т. III наст. изд.). Дружеские связи Гоголя с Вьельгорскими возобновились в Ницце в 1843–1844 гг. Здесь жили в это время, кроме графини Вьельгорской, две ее дочери — Софья Михайловна (в замужестве — Соллогуб) и Анна Михайловна, сын — Михаил Михайлович Вьельгорский-Матюшкин (1817–1839), служивший при русском посольстве в Берлине, и муж С. М. Соллогуб — писатель гр. Владимир Александрович Соллогуб (1814–1882) с матерью. Гоголь вскоре после приезда в Ниццу переселился в дом Вьельгорских (см. письма Л. К. Вьельгорской и ее дочерей к Гоголю в «Вестнике Европы» 1889, № 10, стр. 475–493 и № 11, стр. 88-153; «Материалы» Шенрока, IV, стр. 261–273 и сл.). По мнению С. Т. Аксакова, сближение с

Скачать:TXTPDF

и подарку. В отличие от Погодина и Шевырева, Аксаков протестовал против усиливавшихся у Гоголя религиозно-моралистических настроений, считая их болезненными и опасными для писателя. Узнав об обещанном Гоголем подарке, Аксаков решил,