Франции; Lettres sur l’histoire de France — Письма об истории Франции; Bibliothèque des croisades — библиотека крестовых походов.
В записных тетрадях Гоголя № 10 (оборот переплета) и № 15 (лл. 1 и 36 об. — 38 об.; обе — в ЛБ), сохранились списки книг по истории средних веков, использованные Гоголем при составлении «Библиографии».
Приводим эти списки, дополняя их необходимыми пояснениями справочно-библиографического характера.
<Италия:>
<Г.> Контарини. De Rep
<П.> Жианноне.
Летописи итальянск<ие>:
Летописи Доменика де Гравиана неапол<итанские>.
Испания:
<История> Аравии:
Англичанин
Абульфеда <арабский историк XIII–XIV веков.>
Абульгаргиус <правильно — Абульфарадж, XIII в.>
Абульфеда в XIV веке, справедливейший из историков, писал Жизнь Магомета.
Dictionnaire des origines
Recherches nouvelles sur l’Histoire ancienne par m.
Histoire d’Espagne par John Bigland, traduit d’anglais par
Histoire d’Ottomanes par
Itinéraire descriptif de l’Espagne par M. le comte Alex, cartes et atlas. Livres 12. 2 fr
Франция:
Amelgard. <Амельгард>. Неизданные записки о Карле VII и Людовике XI <конец XV в.>. Григорий Турский <французский хронист VI в.>.
Испания:
<Х.> Бланкас.
Крестовые походы:
* * *
Diario Sanesi di Allegretto
Scipione Ammirato <Сципионе Аммирато>.
* * *
Uberti Folietae. Historiae genuensium <Уберто Фольетта. История Генуи, 1585>.
* * *
Венеция:
Andrea Navigiero. Storia veneziana. <Андреа Наваджера, Венецианская история. 1530.>
Marin
Petri Bembi. Rerum Venetiarum historia. <Пьетро Бембо. История Венеции. 1551.>
* * *
Siena. Orlando Malavolti. <Сиена. Орландо Малавольти, История Сиены (XVI в.)>
Villani <Виллани> Матвей и Иоан<н>. <Флорентийские хронисты XIV в.>.
* * *
* * *
Неаполь.
* * *
Папство. Fra Paolo
Histoire des papes par
The history of the papes
Anastasii. Vite Romanorum pontificum. Рим, 1718. 4 vol. in. fol. <Анастасий. Жизнь римских первосвященников (IX в.) 4 тт.>
Alph. Ciacconii. Vitae a res gestae pontificum Romanorum et cardinalium. Roma. 4 vol. in fol. 1677. <А. Шакон. Жизнь и деяния римских первосвященников и кардиналов. Рим. 4 тт.>
* * *
Кроме того, на различных страницах записных тетрадей №№ 10, 14 и 15 встречаются еще следующие разрозненные библиографические заметки:
Сальвиан, писатель V века.
Источники Германии: Бруно <Магдебургский>. История войны саксон<ской, XI в.>
Chronicon
<К. Д. Hüllmann> Staedtewesen des Mittelalters <К. Д. Гюльман. Средневековые города. 4 тт. Бонн, 1825–1829.>
<Естественная> история <Ж.-Л.> Бюффона, 10 <т.>, 100 <р.>
Вал<ь>тера Скотта о революции. <Предисловие к «Истории Наполеона». 1827>.
Рейналя об Индии («Философская история завоевания европейцами обеих Индий», 1771.>
См. также заметку «Книги*» и примечания к ней* (стр. 491 и 651).
<ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ.>
ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА.
РМ — Копия с поправками, вычеркиваниями и дополнениями Гоголя (ЛБ; шифр М. 3221 № 2). Текст десяти лекций.
РЛ — Писарская копия с поправками и маргиналиями Гоголя (ПБЛ). Текст тех же десяти лекций, переписанный набело и подготовленный для печати.
Печатается по тексту РЛ: нижний слой РЛ (до правки Гоголя) и разночтения РМ приводятся в вариантах.
Опубликовано (по тексту РМ) в Сочинениях Гоголя. 10 изд., т. VI, стр. 277–315. Текст РЛ публикуется впервые.
Рукопись РМ представляет собой, повидимому, запись под диктовку Гоголя. О том, что это — не обычная копия, свидетельствует характер описок, исправленных Гоголем; так, в рукописи было: «провинцию» вместо «оппозицию», «Требулиан» вместо «Триболион», «левдами» вместо «мерами», «Ковис» вместо «Кловис» и т. п. После получения рукописи Гоголь внес в нее многочисленные исправления. Затем текст РМ был снова переписан набело писарской рукой (так возникла рукопись РЛ, нижний слой которой идентичен, за исключением отдельных описок переписчика, тексту РМ, исправленному Гоголем).
Рукопись РЛ открывается — в отличие от РМ — «Библиографией средних веков», за которой непосредственно следует текст лекций. При переписке «Библиографии средних веков» и лекций переписчик оставил широкие поля, на которые Гоголь вписал даты и проставил заголовки к отдельным разделам лекций. Кроме того, после получения лекций из переписи Гоголь внес в них отдельные новые исправления.
Лекции Гоголем не нумерованы. Однако, как правильно указал В. И. Шенрок, дошедшие до нас 10 лекций представляют единое, последовательное изложение событий, соответствующее, с некоторыми незначительными отклонениями, первому отделению составленной Гоголем программы по истории средних веков.
По воспоминаниям Н. И. Иваницкого, Гоголь начал свой курс в сентябре 1834 г. статьей-лекцией «О средних веках», напечатанной позднее в «Арабесках» (см. т. VIII); затем, на второй лекции, он говорил о переселении народов и кончил ее сообщением пособий по истории средних веков. Очевидно, обе эти лекции составляли, по мысли Гоголя, введение к его курсу; после этого, с третьей лекции, он перешел к непосредственному изложению исторического материала. Таким образом, настоящие наброски лекций с наибольшей вероятностью следует датировать осенью 1834 г.
<НАБРОСКИ И ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.>
Гоголь читал древнюю историю несколько раз в качестве раздела курса всеобщей истории в Патриотическом институте в 1831–1834 гг. и один раз в качестве самостоятельного курса в Петербургском университете в начале 1835 г. 14 декабря 1834 г. он писал Погодину по поводу последнего курса: «… на меня взвалили теперь и древнюю историю, от которой я прежде было и руками и ногами, а теперь поставлен в такие обстоятельства, что должен принять поневоле после нового года. Такая беда! а у меня столько теперь дел, что некогда и подумать о ней» (см. т. X наст. изд., стр. 345). Значительная часть отрывков по древней истории, печатаемых ниже, связана с подготовкой к этому университетскому курсу. О том, что курс древней истории не только готовился, но и был прочитан (хотя, может быть, не до конца) Гоголем в Петербургском университете, свидетельствуют воспоминания слушателя Гоголя, Е. А. Матисена, который особо выделяет в них лекции Гоголя, посвященные «идеальному быту и чистоте воззрений афинян», говоря, что эти лекции имели «на молодых его слушателей какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние». (М-н. Воспоминания из дальних лет. «Русская старина», 1881, V, стр. 157).
<1.> Печатается по черновому автографу в записной тетради Гоголя (ЛБ; шифр М. 3121), л. 55, об. Впервые опубликовано В. В. Гиппиусом в приложении к его работе «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». Пермь. 1930, стр. 126. Отрывок связан, повидимому, с тем замыслом, о котором Гоголь писал Погодину 1 февраля 1833 г.: «Это будет всеобщая история и всеобщая география в трех, если не в двух томах, под названием Земля и люди. Из этого гораздо лучше вы узнаете некоторые мои мысли об этих науках». (См. т. X наст. изд., стр. 256). Из письма Гоголя к Погодину от 20 февраля 1833 (там же, стр. 262) видно, что