Скачать:TXTPDF
Том 9. Наброски, конспекты, планы

Франции; Lettres sur l’histoire de France — Письма об истории Франции; Bibliothèque des croisades — библиотека крестовых походов.

В записных тетрадях Гоголя № 10 (оборот переплета) и № 15 (лл. 1 и 36 об. — 38 об.; обе — в ЛБ), сохранились списки книг по истории средних веков, использованные Гоголем при составлении «Библиографии».

Приводим эти списки, дополняя их необходимыми пояснениями справочно-библиографического характера.

<Италия:>

Villani. <М. Виллани; автор флорентийской хроники XIV в.> История италианск<ая>:

Janoti. <Д.> Янотти <венецианский историк XVI в., автор диалога «О Венецианской республике»>.

<Г.> Контарини. De Rep Venet <О Венецианской республике. Париж, 1543>.

Barzoni. <В.> (Барцони). О падении Венеции <1800>.

Sanuto. — <М.> Сануто. Жизнь дожей Венец<ии>.

Summonte. <Дж. А.> Сюммонте. Истор<ия> Неаполя <4 тт. 1601–1643>.

<П.> Жианноне. Giannone <неаполитанский историк начала XVIII в.>.

Ammirato <С.> Аммирато (Флор<енция>); <автор «Флорентийской истории», XVI в.>.

Летописи итальянск<ие>:

Летописи Доменика де Гравиана неапол<итанские>. .

Испания:

Zurita. <Х. де> Сурита. Annales d’Aragon <Летописи Арагона, XVI в.>.

<История> Аравии:

Англичанин Ockley, History of the saracens. <С. Оклей. История сарацинов, 2 тт. Лондон, 1708–1718.>

Cardonne. (<Д.> Кардонн). Révolutions de l’Afrique et de l’Espagne. <Революции Африки и Испании. Париж, 1765>

Mills. <Ч.> Миллс. History of mohammedanism. <История магометанства. Лондон, 1817.>

Арабы:

Абульфеда <арабский историк XIII–XIV веков.>

Абульгаргиус <правильно — Абульфарадж, XIII в.>

Абульфеда в XIV веке, справедливейший из историков, писал Жизнь Магомета.

Dictionnaire des origines des découvertes inventions par Sabatier et Prefort. Paris, 1777. 3 vol. in 8°. <Словарь открытий и изобретений А. Сабатье и Префора. Париж, 1777. 3 тт.> Autre par d’Origny. 6 vol. pet in 8°. <Другой словарь, изд. А. Ориньи, 6 тт. Париж, 1776–1778>.

Recherches nouvelles sur l’Histoire ancienne par m. de Volney. Paris, 1814, 3 vol. 8°. <Новые исследования по древней истории К. Ф. Вольнея. Париж, 1814, 3 тт.>

Histoire d’Espagne par John Bigland, traduit d’anglais par Dumas <История Испании Джона Бигланда, переведенная с английского М. Дюма. Париж, 1823-24> в 7 ливрезонах 1 р. 25 каждая, все 8 р. 75 к.

Histoire d’Ottomanes par Alix 3 gros vol. <История оттоманов А. Л. Ф. Аликса. Париж, 1822–1825. 3 больших тома> в 7 ливр<езонах> так<же> 1 р. 25, все 8 р. 75 к.

Itinéraire descriptif de l’Espagne par M. le comte Alex de la Borde. Troisième édition. 6 gros volum in 8° en 12 avec gravure, cartes et atlas. Livres 12. 2 fr pour livr. <Описательный путеводитель по Испании графа Александра Де Лаборд. Третье издание. 6 больших томов с гравюрами, картами и атласом. Париж, 1807–1827 и 1827–1841. 12 книг. 2 франка за книгу.>

Франция:

Amelgard. <Амельгард>. Неизданные записки о Карле VII и Людовике XI <конец XV в.>. Григорий Турский <французский хронист VI в.>.

Испания:

<Х.> Бланкас. Zurita. <Х. де Сурита; арагонские историографы XVI в.>.

Teoria de las Cortes. <Марина. Учение о кортесах. 3 тт. Мадрид, 1813>.

. Cardonne. Histoire de l’Afrique et de l’Espagne. <Д. Кардонн. История Африки и Испании под владычеством арабов. 3 тт. Париж, 1765>.

Крестовые походы:

Mailly. L’esprit des croisades. <Ж. Б. Майи. Дух крестовых походов. 4 тт. Париж, 1780.>

Vertot. Histoire de Malta. <Р. Верто. История Мальты. 1719.>

mémoires relatifs à l’histoire de France. <Собрание мемуаров, относящихся к истории Франции, изд. Ф. Гизо. Париж, 1823–1835.>

Veilli. Histoire de France. <П. Ф. Вейи. История Франции. Париж, 1755–1759>.

* * *

Diario Sanesi di Allegretto Allegretti. <Сиенская хроника Аллегретто Аллегретти (XV в.)> Ch. Ducange. <Ш. Дюканж, историк XVII в.; Гоголь имеет в виду, вероятно, его «Историю Константинополя» (1657) или «Словарь средних и малозначительных латинских писателей» (1678)>; <Л.> Бруни <итальянский историк и гуманист начала XV в., автор «Истории Флоренции».>

Scipione Ammirato <Сципионе Аммирато>. Guicciardini. <Ф. Гвиччардини, История Италии (1564).> Bizzari. <П. Биццари, автор «Истории Генуи» (1579).>

* * *

Giustiniani. Annali di Genoa. Genoa, 1537 in fol. (2-e — De origine urbis Venetiarum). <А. Джустиниани. Летописи Генуи. Генуя, 1537, в большую долю листа. (2-е. Б. Джустиниани. О происхождении города Венеции. 1492.>

Uberti Folietae. Historiae genuensium <Уберто Фольетта. История Генуи, 1585>.

Raynaldus. Annal eclesias. <О. Райнальдус. Летописи церкви (1595–1671).>

* * *

Венеция:

Andrea Navigiero. Storia veneziana. <Андреа Наваджера, Венецианская история. 1530.>

Marin Sanuto. Vita de duci di Venez. <Марино Сануто. Жизнь дожей Венеции, XVI в.>

Petri Bembi. Rerum Venetiarum historia. <Пьетро Бембо. История Венеции. 1551.>

* * *

Siena. Orlando Malavolti. <Сиена. Орландо Малавольти, История Сиены (XVI в.)>

Villani <Виллани> Матвей и Иоан<н>. <Флорентийские хронисты XIV в.>.

* * *

Muratori. Antiquitates Italiae medii aevi. <Л. А. Муратори Древности средневековой Италии. Милан, 1738–1742.>

* * *

Неаполь. Giannone. Storia civile del Regno di Napoli <П. Джанноне. Гражданская история неаполитанского королевства. Неаполь, 1723.>

* * *

Папство. Fra Paolo . Traite de bénéfices. <Паоло Сарпи. Трактат о бенефициях. 1750.>

Fleury. Institutions au droit ecclésiastiques. Histoire ecclésiasti. <К. Флёри. Постановления церковного права, 1687. История церкви, 1691>.

Collier. Ecclesiastical history . <И. Колльер. История церкви Великобритании. 2 тт. Лондон, 1708.>

Selden. History of tithes. <Д. Сельден. История десятины. Лондон, 1618>.

Histoire des papes par Bruys, 1738. 5 vol. in 4. <История пап Ф. Брюйса. 1738, 5 тт.>

The history of the papes Bower, архиепископ 1749. I vol. in 4. <История пап. А. Боуер. 1749. I том.>

Anastasii. Vite Romanorum pontificum. Рим, 1718. 4 vol. in. fol. <Анастасий. Жизнь римских первосвященников (IX в.) 4 тт.>

Alph. Ciacconii. Vitae a res gestae pontificum Romanorum et cardinalium. Roma. 4 vol. in fol. 1677. <А. Шакон. Жизнь и деяния римских первосвященников и кардиналов. Рим. 4 тт.>

Orsi, Istoria ecclesiastica. <Ж. О. Орси. История церкви. 21 тт. 1746–1762>.

* * *

vie privée des français. <П. Ж. Б. Легран д’Осси. История частной жизни французов. 3 тт. Париж, 1783.>

Кроме того, на различных страницах записных тетрадей №№ 10, 14 и 15 встречаются еще следующие разрозненные библиографические заметки:

Сальвиан, писатель V века.

Источники Германии: Бруно <Магдебургский>. История войны саксон<ской, XI в.>

Chronicon saxon; Wilkins. Leges anglo-saxon <Англо-саксонская хроника (X–XII вв.); Д. Уилкинз. Законы англо-саксов. Лондон, 1721>.

<К. Д. Hüllmann> Staedtewesen des Mittelalters <К. Д. Гюльман. Средневековые города. 4 тт. Бонн, 1825–1829.>

<Естественная> история <Ж.-Л.> Бюффона, 10 <т.>, 100 <р.>

Вал<ь>тера Скотта о революции. <Предисловие к «Истории Наполеона». 1827>.

Рейналя об Индии («Философская история завоевания европейцами обеих Индий», 1771.>

См. также заметку «Книги*» и примечания к ней* (стр. 491 и 651).

<ИЗ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ.>

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА.

РМ — Копия с поправками, вычеркиваниями и дополнениями Гоголя (ЛБ; шифр М. 3221 № 2). Текст десяти лекций.

РЛ — Писарская копия с поправками и маргиналиями Гоголя (ПБЛ). Текст тех же десяти лекций, переписанный набело и подготовленный для печати.

Печатается по тексту РЛ: нижний слой РЛ (до правки Гоголя) и разночтения РМ приводятся в вариантах.

Опубликовано (по тексту РМ) в Сочинениях Гоголя. 10 изд., т. VI, стр. 277–315. Текст РЛ публикуется впервые.

Рукопись РМ представляет собой, повидимому, запись под диктовку Гоголя. О том, что это — не обычная копия, свидетельствует характер описок, исправленных Гоголем; так, в рукописи было: «провинцию» вместо «оппозицию», «Требулиан» вместо «Триболион», «левдами» вместо «мерами», «Ковис» вместо «Кловис» и т. п. После получения рукописи Гоголь внес в нее многочисленные исправления. Затем текст РМ был снова переписан набело писарской рукой (так возникла рукопись РЛ, нижний слой которой идентичен, за исключением отдельных описок переписчика, тексту РМ, исправленному Гоголем).

Рукопись РЛ открывается — в отличие от РМ — «Библиографией средних веков», за которой непосредственно следует текст лекций. При переписке «Библиографии средних веков» и лекций переписчик оставил широкие поля, на которые Гоголь вписал даты и проставил заголовки к отдельным разделам лекций. Кроме того, после получения лекций из переписи Гоголь внес в них отдельные новые исправления.

Лекции Гоголем не нумерованы. Однако, как правильно указал В. И. Шенрок, дошедшие до нас 10 лекций представляют единое, последовательное изложение событий, соответствующее, с некоторыми незначительными отклонениями, первому отделению составленной Гоголем программы по истории средних веков.

По воспоминаниям Н. И. Иваницкого, Гоголь начал свой курс в сентябре 1834 г. статьей-лекцией «О средних веках», напечатанной позднее в «Арабесках» (см. т. VIII); затем, на второй лекции, он говорил о переселении народов и кончил ее сообщением пособий по истории средних веков. Очевидно, обе эти лекции составляли, по мысли Гоголя, введение к его курсу; после этого, с третьей лекции, он перешел к непосредственному изложению исторического материала. Таким образом, настоящие наброски лекций с наибольшей вероятностью следует датировать осенью 1834 г.

<НАБРОСКИ И ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.>

Гоголь читал древнюю историю несколько раз в качестве раздела курса всеобщей истории в Патриотическом институте в 1831–1834 гг. и один раз в качестве самостоятельного курса в Петербургском университете в начале 1835 г. 14 декабря 1834 г. он писал Погодину по поводу последнего курса: «… на меня взвалили теперь и древнюю историю, от которой я прежде было и руками и ногами, а теперь поставлен в такие обстоятельства, что должен принять поневоле после нового года. Такая беда! а у меня столько теперь дел, что некогда и подумать о ней» (см. т. X наст. изд., стр. 345). Значительная часть отрывков по древней истории, печатаемых ниже, связана с подготовкой к этому университетскому курсу. О том, что курс древней истории не только готовился, но и был прочитан (хотя, может быть, не до конца) Гоголем в Петербургском университете, свидетельствуют воспоминания слушателя Гоголя, Е. А. Матисена, который особо выделяет в них лекции Гоголя, посвященные «идеальному быту и чистоте воззрений афинян», говоря, что эти лекции имели «на молодых его слушателей какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние». (М-н. Воспоминания из дальних лет. «Русская старина», 1881, V, стр. 157).

<1.> Печатается по черновому автографу в записной тетради Гоголя (ЛБ; шифр М. 3121), л. 55, об. Впервые опубликовано В. В. Гиппиусом в приложении к его работе «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». Пермь. 1930, стр. 126. Отрывок связан, повидимому, с тем замыслом, о котором Гоголь писал Погодину 1 февраля 1833 г.: «Это будет всеобщая история и всеобщая география в трех, если не в двух томах, под названием Земля и люди. Из этого гораздо лучше вы узнаете некоторые мои мысли об этих науках». (См. т. X наст. изд., стр. 256). Из письма Гоголя к Погодину от 20 февраля 1833 (там же, стр. 262) видно, что

Скачать:TXTPDF

Франции; Lettres sur l’histoire de France — Письма об истории Франции; Bibliothèque des croisades — библиотека крестовых походов. В записных тетрадях Гоголя № 10 (оборот переплета) и № 15 (лл.