каждый особым характером. I-й означается сухостью, грубостью, несовершенством, II — величием и высокостью, III — красотою и прелестью, IV — подражанием. До времен Троянской войны все произведения греков состояли из грубых деревянных статуй, если только можно назвать статуя<ми> безобразные куски дерева. Из числа тогдашних художников дошли до нас имена Дедала, древнейшего, который первый отделил члены своих статуй и открыл глаза им. Омир упоминает о группе, представлявшей пляску, сделанной им для Ариадны. Его считают внуком афинского царя Эрихтея. Упоминают еще о Смилисе, Икаре, изображавшем стыдливость. Достойна замечания статуя, находившаяся в храме Паллады в Коринфе; она была та самая, к которой прибегнул Приам с семейством во время разорения Трои. Она представляла Зевеса, которому, для бо́льшей важности, художник посадил третий глаз посреди чела. Нельзя умолчать при сем об Эпевее, сделавшем того знаменитого деревянного коня, который довершил гибель Трои. В течение пяти веков после разрушения Трои история не упоминает ни об одном художнике и произведения самые утратились. Первый становится известен Рекос, которому приписывают изобретение плавить медь и отливать статуи, а, по мнению Павзания, и ваять. Храм, воздвигнутый им в Самосе, считался огромнейшим во времена Геродота. Приписывают ему же статую Ночь в Ефесе. Сыновья его, Феодор <и> Телеклес, шли по стопам его. О Феодоре Плиний говорит, что он отлил портрет свой из бронзы весьма искусно и построил лабиринт в Самосе. Он вырезал также знаменитую печать для Поликрата (сердолик с изображением меры), которую тиран бросил в море и опять нашел в рыбе, к нему принесенной. К сему времени относят и Тивутия.
Мысли об истории вообще*
Je crois que l’histoire* ne doit pas plus servir de dissertations hors d’oeuvre pour peindre les différentes époques que de portraits hors d’oeuvre pour représenter fidèlement les différents personnages. Les hommes et même les siècles passés doivent entrer pour ainsi dire en scène dans le récit: ils doivent s’y montrer, en quelque sorte, tous vivants, et il ne faut pas que le lecteur ait besoin de tourner cent pages, pour apprendre après coup quel était leur véritable caractère. Thierry.
Адвизное, уведомительное письмо; о нем пишется в векселях.
Ажио есть то, что прибавляется к деньгам меньшей доброты для уравнения с деньгами хорошей доброты.
Акцептация на обороте векселя к платежу денег, и потому вексель называется акцептованным, подписанным.
Акцептователь, акцептатор, или приниматель векселя, который вексель примет или акцептует, то есть на векселе подпишет, что платить будет и в срок заплатит.
Ассекурат, тот, который отдает свой товар ассекуранту.
Ассекурант, тот, который берет на свой страх товар, что он доставит его в целости хозяину, и за то получает некоторую сумму от ассекурата.
Бланк, подписанное одно только имя внизу на чистой бумаге, и на верху которой поверенный может написать всякую доверенность.
Брутто, вес товару вместе с тем, в чем он находился, напр., с ящиком.
Гавария, потеря, трата чего-нибудь на море, напр., корабля, повреждение товара, необыкновенные корабля расходы.
Гросс-бух, счетная книга, в которую из журнала выписывается в разные счеты, что к которому принадлежит.
Дивидент, барыш, получаемый из общей суммы каждым вкладчиком, смотря по числу акций.
Кабала, письменное обязательство в чем-нибудь.
Калькуляция, исчисление, чего товар стоит себе и сколько от него убытку.
Касс-бух, в нее вписывают прием и отдачу денег.
Комитент, тот, который отдает что на комиссию комиссионеру.
Конкурс есть собрание в одно время в судебное место кредиторов, объявляющих свои иски на какого-нибудь одного должника и разобрание дел его.
Копей-бух, в ней пишутся копии с писем, посланных за море или в другие места.
Корн, серебряная или золотая монета без примеси меди, т. е. чистая.
Кредит, собственно значит одолжение деньгами, товаром или чем другим; иногда значит доверие.
Курс вексельный, лишек, платимый за вексель продающему оный сверх суммы векселя.
Маклер, сводчик, медиатор.
Марка, вес, употребляемый для драгоценных вещей и особенно для золота и серебра. Марка содержит в себе 24 карата, а карат разделяется на 12 гранов; марка серебра содержит в себе 16 лотов, а каждый лот 18 гранов.
Мемориал, книга, в которую записываются всякий день все торговые дела подробно, напр<имер>, договоры, отпуск товаров, прием и проч.
Нетто, вес одного товара, т. е. голого.
Одобритель есть тот, который словесно или письменно уверяет о добром состоянии и достатке плательщика.
Памятная книга, в ней записываются такие дела, которые надобно в назначенное время сделать.
Пари, сравнение цены разных монет.
Премия, сумма, которую ассекурат должен заплатить ассекуранту.
Претензия есть требование долгу или другого чего.
Протест есть объявление векселя, где следует, по форме, о неустойке по оному должниковой; в другом случае означает объявление неудовольствий.
Редер есть тот, который на свой счет покупает или строит корабль.
Рекамбио есть налог на должника осьми процентов на сто от дня протеста векселя, единовременно за неустойку.
Расписная книга, в ней расписываются в получении денег, товаров и проч.
Спедиция, препровождаемый к кому-нибудь из отдаленных мест товар, чтоб он его отослал в назначенное место.
Спекуляция, исследование, то есть знать место, где торговать, знать товар, какой куда посылать для продажи; вообще, как производить выгодную торговлю.
Тара, вес того, в чем товар находится, наприм<ер> ящика и проч.
Торговля газардная, наудачу ссужать деньгами отправляющегося за море с условием, что если отправляющийся благополучно возвратится, то сумму должен отдать обратно с большими процентами, а если корабль потонет, то и самый долг уничтожен. Так же называется и всякое предприятие, сопровождаемое опасностью.
Фактурная, в ней пишутся книги фактур отправляемых товаров на свой или на чужой счет.
Фонд есть капитал, употребляемый сначала к заведению фабрики или торговли.
Фрахт, провоз товаров в назначенное место.
Шифредерия, дела, относящиеся к строению и снаряжению корабля.
Шрот, полный вес монеты с примесью, из каких бы она металлов ни состояла и сколько бы она количеством ни различествовала.
О Малороссии. Загадки*
I. Стоїть стріла середь двора, а в тій стрілі семсот і два (маковка).
II. Крикнула утка на морі, чутко збіглися дітки, да не одної матки (церковь).
III. Костян, дерев’ян через гору свині гнав (гребень).
IV. Між двума дубами зав’язло теля зубами (топор).
V. Висить, бовтаеться, всяк за його хапаеться (замок).
VI. Біжать коні булані, на них узди порвані, узлики знать, та не розв’язать (звезды).
VII. Пливе щука з Кременчука, куди гляне, трава в’яне (коса).
VIII. Бігла чечіточка мимо мої воріточка, вибіг чичик, — вона й стала. —
IX. Без рук, без ніг, на горище зліг (дым).
X. Без вікон, без дверей, полна церква людей (арбуз).
XI. Жолтая куриця під тином кублиться (морковь).
XII. За лісом, за пролісом талалай плеще (язык).
XIII. Сидит баба на ганку, довбаеться в поганку (каганец).
XIV. Вилетів птах На шесті ногах, Сів на могилі, Боже мій милий!
Як мені бог дав над царями, над панами,
Тільки не дав бог волі,
Шо щука в морі (комарь).
XV. Один каже: «світай боже», другий каже: «не дай боже», а третій каже: «мені все однаково, шо в день, шо в нощи».
Малороссийские блюда и кушанья*
Путря — ячменных круп кладут солоду (вроде кутьи), имеет кислоту и сладкость (род толокна).
Соломаха — из учиненного житного теста наподобие лепешки, но вкус имеет кисловатый.
Зубцы — кутю наливают молоком и варят.
Кваша (по Котлярев<скому>) — соложенное тесто.
Перепічка (по Котлярев<скому>) — ржаная лепешка.
І коливо з кутей зробили.
Бу́цыки — хлебное кушанье наподобие галушек с сметаною и маслом.
Малороссия*
МАЛОРОССИЯ. ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. МАЛОР<ОССИИСКИЕ> ПРЕДАНИЯ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ.
На всех выездах села малороссияне делают загороду, чтобы препятствовать скоту портить молодой хлеб; это укрепление называется коворотом или царыною, а приставленный сторож к оному — коворотным.
Существует поверье, что ведьмы снимают и прячут звезды.
Троицкие песни поют обыкновенно в продолжение зеленой недели, начиная с Духова дня, ибо в Малороссии сим днем называется воскресение, а Троица, т. е. Троицын день, бывает в понедельник. В сей день обыкновенно кумятся.
Зеленая неделя называется еще клечальною, от деревьев, ставимых в домах, церк<вах> и на дворах (кле́чанье или май). Около Стародуба сия неделя называется греною, а песни — гренухами, гренушками.
По народному поверью русалки, живущие обыкновенно в Днепре, в сие время расходятся и бегают по лесам и бурьянам до Петрова дня, посему и неделя называется русальною, а песни — русальными, русальями.
Папороть (по-русски — папоротник, или кочедыжник, filix) цветет огненным цветом только в полночь под Иванов день, и кто успевает сорвать его, и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад.
Купаловые песни поют в Иванов день или в день Купала. Песни сии поются обыкновенно вечером. В сие время скачут через огонь, через кучи крапивы и проч. Ивановская ночь есть та, в которую сеймы ведьм собираются на Лысой горе в Киеве; туда улетают они через комін, помазав сперва под мышками отваром из разных ведёмских трав, в числе коих известен по названию какой-то тирли́ч. Улетают они либо на помеле, либо на вилках (ухвате), либо крадут клушню (ручка или упор от колеса к верхнему бруску малороссийского воза), которую крестьяне на сию ночь затыкают чекою. У карпато-россов сей день празднуется не Купале, но Ладе и не вечером, а утром, почему песни сего обряда называются там ладовыми.
Обжинками называется обряд, когда в первый день жатвы возвращаются все жнецы домой с пеньем. Девушка впереди несет маленький сноп, который хозяин ставит на покуте и оставляет у себя, а жнецам пир.
Свадьба у крестьян малороссийск<их> обыкновенно бывает осенью, и есть пословица про девушку, не вышедшую замуж в это время: «Прошли уже і Покрова, заревіла дівка, як корова».
Песня свадебная: «Заковала зозуленька» поется тогда, когда молодая на посаде, т. е. когда невеста сидит на парадном месте, за короваем. Разрезывая коровай, поют:
Сві́тить місяць у раю
На́шому короваю
Шоб було видненько
Покраять його дрібненько (М. Максимович)
Надошник, болотное растение; если им потереть какую-нибудь часть тела, то она вмиг покраснеет, но частое его употребление портит лицо, делает его шероховатым и даже угреватым.
І зараз в горщичок наклали
Відьомських всяких разних трав,
Які на Йванів вечір рвали,
І те гніздо, що реміз клав.
Васильки, папороть, шевлію,
Петрів батіг і конвалію,
Любисток, проскурень, чебрець,
І все се налили водою
Погожою, непочатою,
Сказавши скількось і словець. («Енеїда» Котляр<евського>).
О мавках, малороссийских русалках. Это суть умершие, некрещеные дети. В сие время простолюдины так боятся их, что без зелени не ходят и в церковь; только полынь и чеснок предохраняют от них. Ежели же кто скажет: «Петрушка!», то зачекотят на смерть. Вот как люди говорят, встретясь с ними:
Мавка (спрашивает) «З чим ідеш?» «Челов<ек> (надо сказать) «З полинем». — Мавка. «Мене мати родила, нехрещену положила, часник та полинь то погане зілля, а петрушка тоже моя душка. Полинь на той год прикинь». А ежели кто-нибудь скажет, что идет с петрушкой, мавка в