Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Том 9. Наброски, конспекты, планы

в доме Арбузова, у служителя Димитрия.

В Ставрополь. Между Смоленск<ом> и Зубринском, от Смирновых, в дом от хозяина.

* * *

У Вебера против церкви Пимена в Сущове-Шатилове. — Охотников на Пречистенке.

Коляска венск<ая>. В Староконюш<енном>, на Сивц<еве> Вражке, в приходе Власия, в доме Киреева 375.

Экипажи, в шестом заведении дилижанс<ов>. <При> Большом театре.

Против Хамовническ<ой> части коляска.

Мясницкой части, 3 кварт<ал> в казенном д<оме> 278 №.

Коляска дешевая на Патриарш<их> прудах, в доме Герасимова, у кучера Семена.

Четвероместная на Большом Пр<е>ч<и>ст<енском> 276, возле дома Кологривова.

У Семена спросить о тракт<ире> в Харькове.

У Аксак<ова> о цензоре Львове. Отдать стакан.

В Лавре календарь.

Ввечеру Смирновой капли Иноземцева.

У Иноземцева, Назимова, Филарета, Тарновского.

У Аксаков<а> в hôtel Жером.

Шубу и ваты.

Шевыреву насчет формата бумаги.

Иноземцеву насчет слабительного.

К Ширинскому-Шихматову*.

* * *

В Симферополе Шмаков* Алекс<ей> Ивано<вич.>

* * *

В Полтаве:

Кожухи приказчику и Антону.

Деньги столяру.

Устье.

Бичевки три.

Чемодан.

Коробка к дверям.

В книжной лавке песни, Арендаренко, карту дорожную.

Херес.

* * *

Книги в Москве. Четьи-Минеи. Больше книг.

О страннолюбии, монастырях и благотворительности.

* * *

Библия и евангелие для Лизы.

Лермонт<ов>. Стих<отворения>.

Рисунки библии. Коробейников*, Иерусалим. Рисунки страшного суда.

Школа рисованья. Виды Иерусалима.

Пальто

Панталоны.

Шевыреву о Рихтере*.

У Рихтера о школах архитектур<ы> и рисованья и юношах, годных в учители,

о бедных, дающих уроки рисованья, о рисовальных школах и книгах, издан<ных> рисоваль<ными> школами

У Погодина. О богобоязни мастеров и рисовальщиков.

Чистописание.

Шервут*.

С Погодиным о <…>

Шевыреву насчет писем из дому.

О Ханыкове*.

Александру Осиповну*.

У графа, когда подать.

* * *

Попечителю и Капнисту*.

Рихтеру о Тоне* и Ржевской цер<кви>.

Погодину.

К рисовальн<ой> школе.

* * *

Книжек для простонародного чтен<ия>.

Геннадия в Смирновой деревне.

Служебник. Служб<ы>.

Требник.

Стклянка для перьев.

Скипидар.

Наменять денег для бедных.

Бумага серая.

Купить материи нитяной на фуфайку.

Ящики для посылок.

Сапоги, Железноводск<ой> воды.

Библии и евангелии в музыкальном магаз<ине>.

Ефрем Сирин. Чет<ьи> Мин<еи>.

В переплетн<ую> и в лавку Москвитян<ина> за посылкой.

К Шевыреву.

* * *

Никола Угрешский, в 15 верстах от Москвы.

Железные воды для вытиранья.

Партитурное собрание четырехголосых и трехголосых духовных песен.

Аптекарские товары на Маросейке.

Перец.

* * *

Свербеев. Дача Наумова.

Попов*, Бахметьев*.

Священ<ник> учебн<ого> Карабинерс<кого> полка протоиерей Стефан Гумилевск<ий>. Спроси<ть> в Красных казарм<ах>.

* * *

Замечанья о деревьях. Чтобы хорошо росли, нужно сажать их в кустах и промеж кустами, чтобы ствол был в тени и защищен от ветра и засухи и рос бы прямо, не уклоняясь на стороны, но идя кверху. Где же нет кустов, то их насаживать, употребляя для этого акацию желтую, дикий вишняк, сирень, боярышник и вообще все скоро распространяющиеся. Покуда дерево молодо, необходимо, чтобы оно было защищено куртиною снизу, когда же сделается старо, и тогда куртины нужны: ствол дерева не покрывается мохом и ржавчиной.

Работы для <Васильевки?>:

Насажать мужикам вишенья, переко<па>в их из тех мест сада, где густо разрослись, на место же выкопанных садить клен и другое лесное дерево.

Заводить кусты между вновь насаженных дерев.

По рвам везде садить вишенья.

* * *

Летом копать ямки на той стороне.

* * *

Осенью в сентябре.

Собрать сколько можно больше желудей и садить по рвам, у кузницы, за церковью, на той стороне и во всякой ямке по четыре жолудя, глубиною в ¼.

В октябре навезти из Яресковских лесов прямых, ровных дерев для садки в ямках — клена, ясеня, осокора, осины и липы. Ямки не засыпать до края.

* * *

Кожухи приказчику и Антону.

* * *

Свай 9 в 7 аршин. Брусов больших 3 в 9 аршин. Брус верхний 8 арш<ин>. Один лишний дуб.

* * *

Антону и приказчику кожух.

* * *

Ольге:

как устроить, чтобы женщи<ны> родящие не выходили на работы Тягловые. Антон. Святына Влас. Михайло столяр. Гутникив сын Иван.

Шлапак Демьян Нестир Андрий Семеновичи.

Иван Петр Шлапаки Антоновичи.

Пацюра Михайло Иванович.

Кожевник, волы не работают.

Тарас, Сторчунив сын.

Максим Высоцкий, волы не работают.

Петро Святыненко, волы не работают.

Петро Коваленко, скупой, с коровами.

Гришка Обреканов.

Бруль Антон.

Василий Юрченко, жена хозяйка.

* * *

Толстых дубов — 84

Тонких — 46

Липы — 25

Дров, костров — 17

Остается в наличности леса:

толстых дубов — 82–79

тонких — 32

липы — 25

Досок двухвершк<овых> — 49

«      полуторных — 37

вершковых — 19

Шалевок — 20

Лат — 26

Дерева обрубков — 5

* * *

Хорошие пешие

Трофим Исаченко.

Бруль Антон.

Яков Шабельн<ик.>

Гришка Обреканов, войт.

Устья.

* * *

Плотники работавшие

Антон Высоцкий.

Беспалько Петро

Дзюба, Наум.

Компанеец.

* * *

Ландышевая вода от лихорадки:

на стакан цвету два стакана коньяка, настоять, принимать по чайной ложке.

* * *

Ольховый лист от блох.

* * *

О театре.

* * *

Искусство упало. Высокие доблести, величие духа, всё, что способно поднять, возвысить человека, являются редко. Всё или карикатура, придумываемая, чтобы быть смешной, или выдуманная чудовищная страсть, близкая к опьянен<ию>, которой авто<р> старается из всех <сил> дать право гражд<анства>, составляют содержание нынешних пиэс.

Отдельные записи*

МОСКОВСКАЯ ЦЕНА ХЛЕБА В 1845.

Ржи четверть от 8 р. 50 к. до 9.50 к. Овса от 8 до 10. Ячменя от 8 до 9. Гречи от 7 до 8. Проса от 15 до 21. Пшеницы от 20 до 22. Семя конопляного: 13. Льняного 14. Картофелю 3.50 к.

О КОННОМ ЗАВОДЕ [ГЛЕБОВА]

Кобыла Кинарейка выжеребилась от жеребца Васьки апреля 26 дня и принесла кобылку гнедую, во лбу малая звездка, на левой задней ноге по щетку бело, других отметин нет, да ожеребен еще жеребчик от жеребца Васьки гнедого и кобылы Умильной, с проточиной во весь лоб. На задней ноге повыше щетки бело. Грива налево.

Название кобыл: Прелестная

Лисичка

Роза

Наянка

Смирная

Злая

Тупоносая

Умильная

Галка

Лебедка

Постоянная

Львица

Красавица

Игрушка

Фигурка

Молодка

Мурашка (от бел<ых> пятен в ноздрях и лбу)

Краснощечка

Птичка

Струя

Арабка

Цыганка

Суета

Любезная

Название жеребцов Васька

Диктатор

Ворон

Соколенок

Фиц-Патрик

Красненький

Мужичок

Рулет

Свирепый

Бриллиант

Потешный

Цыган

Атласный

Юпитер.

ПТИЦЫ, НАЙДЕННЫЕ ЛЕПЕХИНЫМ Саратов<ская губерния>.

Птичка кептушка величиной с луговку. В луговых низмен<ных> местах летает стадами <с> криком. Криком предвещает дождь.

Плешанка. Род трясогузки темного цвета.

Дербничек. Род сокола с голубой спиной, рыжеватым брюхом и теме<не>м.

Пустельга. Из того же рода.

Перепелистые потатуйки с хохолками летали по угоркам.

Приморские касатки, перепархивая с места на место, сопровождали странствующих.

Комментарии

В настоящий IX том, которым завершается Полное собрание сочинений Н. В. Гоголя (в X–XIV томах публикуются его письма), входят стихотворения Гоголя, различные его мелкие отрывки и черновые наброски, материалы Гоголя по русской и всеобщей истории, русскому языку, географии, этнографии и фольклору, а также записные книжки Гоголя (кроме двух записных книжек, опубликованных в VII т. академического издания как материал к работе Гоголя над «Мертвыми душами»). Впервые публикуются в настоящем томе полностью конспекты Гоголя по всеобщей истории, которые служили ему при подготовке к лекциям в Петербургском университете и из которых Н. С. Тихонравовым, В. И. Шенроком и Г. П. Георгиевским были опубликованы лишь незначительные отрывки. Значение этих конспектов заключается в том, что они свидетельствуют о серьезном внимании Гоголя-историка к политическим, юридическим и социальным отношениям и о реалистических чертах его исторического мировоззрения в целом. Конспекты эти показывают вместе с тем, насколько тщательно и серьезно готовился Гоголь к своим лекциям по истории, и опровергают взгляды представителей старой либерально-буржуазной науки о недостаточных специальных знаниях Гоголя-историка.

Кроме исторических конспектов Гоголя, впервые вводятся в собрание его сочинений материалы для объяснительного словаря русского языка, над составлением которого Гоголь работал в последние годы жизни, а также материал, связанный с работой Гоголя над изучением географии и этнографии России в период работы над вторым томом «Мертвых душ». Текст записных книжек Гоголя, опубликованных Н. С. Тихонравовым и В. И. Шенроком по копиям, с пропусками, печатается по подлинникам.

Не включены в собрание сочинений: 1) интересовавшие Гоголя тексты, которые представляют собой выписки из сочинений других авторов, в том числе стихотворения Ломоносова, Державина, Пушкина, переписанные Гоголем, выписки из Киевской летописи, а также собранные им русские и украинские песни;[10] 2) тексты, связанные с занятиями Гоголя языками, каллиграфией и т. д.; 3) небольшое число текстов узко бытового и моралистического характера («Размышление о божественной литургии» и др.), опубликованных в прежних изданиях, но не представляющих литературного интереса (описание этих текстов см. в каталоге Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина; «Рукописи Н. В. Гоголя». Сост. проф. Г. Георгиевский и А. Ромодановская. М., 1940; см. также «Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. Вып. I. Н. В. Гоголь». Сост. Е. Хмелевская. М. — Л., 1951).

НОВОСЕЛЬЕ.

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА.

РП — Письмо П. И. Мартоса к П. И. Бартеневу от 16 февраля 1866 г. (ЦГЛА). Копия с автографа, по которому стихотворение было помещено в лицейском журнале «Метеор».

РА — Автограф стихотворения, без 9 средних строк (ЛБ). Печатается по РП; варианты по РА.

По свидетельству Петра Ивановича Мартоса, учившегося в Нежинской гимназии высших наук в одно время с Гоголем, стихотворение было написано Гоголем в Нежине и под названием «Новоселье» помещено в 1826 г. в школьном рукописном журнале «Метеор», который издавал Мартос. Сохранившийся беловой автограф стихотворения дает другое название — «Непогода». Неизвестно, какая редакция стихотворения — сохраненная Мартосом или дошедший до нас автограф — является более поздней. Однако, так как автограф, по которому стихотворение печаталось до сих пор, не дает полного текста стихотворения (в нем вырезаны средние 9 строк), в настоящем издании стихотворение печатается по тексту письма Мартоса, а разночтения автографа даются в отделе «Вариантов».

Дошедший до нас автограф стихотворения был, повидимому, переписан Гоголем еще в нежинские годы и подарен его ближайшему другу — А. С. Данилевскому. Об этом свидетельствует приписка Данилевского на рукописи: «Я нашел эти стихи, к сожалению, разорванные, они еще писаны в Нежине на школьной скамейке. А. Данилевский».

По автографу стихотворение напечатано впервые Н. С. Тихонравовым в книге «Сочинения Н. В. Гоголя. Дополнительный том ко всем предшествовавшим изданиям сочинений Гоголя». Вып. I, М., 1892 («Библиотека для чтения», приложение к журн. «Царь-Колокол», III), стр. 3–4. Полный текст стихотворения найден Н. И. Арнольдом и опубликован им в «Литературном наследстве», т. 58, стр. 773–774.

АКРОСТИХ

Напечатан впервые П. А. Кулишом в «Записках о жизни Н. В. Гоголя», СПб., 1856, т. I, стр. 24, вместе со следующим рассказом старшего товарища Гоголя по Нежинской гимназии Г. И. Высоцкого: «Охота писать стихи высказалась впервые у Гоголя по случаю его нападок на товарища Бороздина, которого он преследовал насмешками за низкую стрижку волос и прозвал расстригою Спиридоном. Вечером, в день именин Бороздина, 12 декабря (в день св. Спиридона; это была шутка, так как Бороздина звали Федором. Ред.), Гоголь выставил в гимназическом зале транспарант собственного изделия с изображением чорта, стригущего дервиша, и со следующим акростихом» (следует текст стихотворения). Стихотворение было сообщено Высоцким Кулишу на память, почти через тридцать лет после окончания гимназии, поэтому считать текст стихотворения точным и целиком принадлежащим Гоголю с уверенностью нельзя: стихотворение могло быть написано и кем-либо другим из нежинских гимназистов или явиться плодом коллективного творчества. Во второй строке стихотворения сделано исправление: вместо «Пугалище дервишей всех», как напечатано у Кулиша (по цензурным соображениям), восстановлено по смыслу: «Пугалище монахов всех», — см. В. Гиппиус. «Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях». М., 1931, стр. 12.

ИЗ ПОЭМЫ «РОССИЯ ПОД ИГОМ ТАТАР».

Опубликовано Г. П. Данилевским в его статье-воспоминаниях «Знакомство с Гоголем» («Исторический вестник», 1886, XII, стр. 496) по припоминанию матери Гоголя, которую Данилевский

Скачать:TXTPDF

в доме Арбузова, у служителя Димитрия. В Ставрополь. Между Смоленск и Зубринском, от Смирновых, в дом от хозяина. * * * У Вебера против церкви Пимена в Сущове-Шатилове. — Охотников