——
По дороге к Симоновскому:
Новоспасский монастырь.
Покровский монастырь.
Андрониев монастырь.
В Басманной Никита мученик.
——
Крестовоздвиженский, на Воздвиженке.
Новинский монастырь.
Троицы, в Газетном переулке.
Иоанна Предтечи, в Конюшенной.
В Басманной Никиты мученика.
В Хамовниках, у Николы за Остоженкой, у Хамовнической заставы.
Сиротские мещанские заведения.
——
Взметнев служил в министерство финансов; славно знает дела министерства финансов; не служит, живет и хозяйничает в Крыму, где садит сады. Был несколько времени славным губернским предводителем, знает нужды и потребности. Несчастен сыном, которого любит и для которого готовит всё имение. С молоду 1 нрзб. с правдой попался…
——
В Ахтырке изобилие певчих, обитатели отдают детей.
——
О посиделках и супрядках в обществах высших.
Все роды чиновных идеалистов ?
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1846–1851
До свиданья. Франкфурт на Майне 1846, 8/20 октября.
Да не смущается сердце ваше.
Иоанн XIV, 1.
Вексель № 12017 Moscou le 1 Fevrier 1253 f.
Suivant l’avis de M. Rougimont de Lowenberg, Paris.
Zenker et Voller
[Чернильница и чернило
меховые сапоги]
[Описание растений и дерев
Российской Империи
Суворовского сослуживца]
3десь — рисунок Гоголя.
Князь Оболенский
в городе:
[Одеколона,
Полотенца,
Книги. Архитектор.
1 нрзб.
К. Чертковой.
На панталоны.
Спальные сапоги.
Чулки. ]
Гроту, Аксакову, Урусовой
взять бритвник,
просвиру
взять шубу
от портного 2 сертука
подтянуть штрипки,
одну штрипку.
——
На почту адресы.
Сказать о белье
узнать о письмах
у Хвостовой
Писать письма: Плетневу с уведомлением о получении денег,
Шевыреву ответ на его грустное письмо,
Надежде Николаевне.
[Бахметьев в Колымажном Дворе в Собственном Доме. ]
——
Воронья ягода. Будника в Оренбургской губернии.
Маркевича Записки о Малороссии
Пассека Вадима. Путевые записки, предмет Малороссия.
У Пресненских прудов в доме графа Толстого Анастасья Сергеевна.
Об отношеньях Новгорода к великим князьям от Федора до Шуйского.
Самоеды в домашнем и вещественном отношении.
Иславин.
Записки об Алеут ских островах священника Вениамина.
Всеобщий садовник, Осипова и Ушакова. 5 частей, П. 1823.
Садоводство полное, Левшина, 4. 30 р.
Подробный словарь увлекательной ботаники и хозяйства и садоводства, 4 части, пер. Н. Н. 10 р.
Цветоводство подробное или флора русская, Василия Левшина 1820.
Огородник, Левшина.
Карманная книга сельского и домашнего хозяйство, собрал Н. Осипов.
Экономический календарь, Друковцова, 3 р.
Земледельческий — 7р.
В 2 Madame Сара на Дмитровке.
Матиаса на Ильинке наверху.
Русские сказки для детей, разсказанные нянюшкой Черепьевой.
——
Звезда освещена свечами. Пришедши под окны дома, сперва поют тропарь и кондак празднику, а потом виноградье. Между тем звезда беспрестанно круговращается.
——
Святки — праздники торжественные во всех народах, как праздники рождества и проводы старого года. Во многих местах в противуположность зимнему времени домы и церкви убирают ветвями зеленых дерев. Ночь перед рождеством особенно богата всякими поверьями. Все должны непременно быть по домам. Всяк заблудится, кто в это время в дороге. В иных местах женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы чорт вместо их не вздумал сесть за работы. Если кто из молодых девок не допрядет кудели накануне рождества, прялка придет за ними в церковь и при венчании, и мужья подумают, что они лентяйки.
Существует поверье, что если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что пчелы поют в ульях, приветствуя наступающий день праздника. В Шенкурске есть обычай печь к этому дню из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец, других животных и пастухов; они ставились на стол и посылались в подарок родным.
В Малороссии ходят со звездою всю ночь, мальчишки славят рожденье Христа, за что дают им колбасы, пироги и проч. В Шенкурске целую неделю ходят со звездой из бумаги в аршин. В средние века существовало поверье, что дьяволы в продолжение 8 дней после рождества Христова скитаются по всей земле и при наступлении разрушения их царства в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и отчаянном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. От этого произошло умышленное наряжание в дьяволов и всяких страшилищ, с намерением сим удалить очарование от себя. Все наряжавшиеся потом очищались купаньем в реках в день крещенья господня. Впрочем, во все времена и у всех народов окончанье года сопровождаемо было переряжаньями, [Далее начато: всякою] ночным и дневным ликованьем, гаданьями со множеством суеверий о наступающем году. Будет ли урожай, будет ли замужем, будет ли жив, здоров и богат в новом году. Соединяясь в группы и переходя толпами по домам, чтобы песнями, сказками, прибаутством тешить гостей. Вертеп и священные представления рождества куклами. [Далее начато: Игры 1 нрзб. [— Музыка пастухов — пришельцев на волынках. [с волынками] Ряженье ?, присказки и прибаутки о старом житье-бытье, загадки продолжаются во всё время святок.
——
Ночь накануне Нового года вся в гаданьях. В полночь прислушиваются у церкви под замком, и если там почудится им печальное или радостное пенье, выводят из первого предвещание себе смерти, а из другого — свадьбы. Вечер накануне Нового года называется Васильев вечер, или Богатым, иногда Авсень, Овсень, Усень, Говсень, Бауцень и Таусень. Крестьянские дети ходят обсыпать по домам хозяев овсом и хлебом из рукавиц в предвещание урожая.
——
В масляницу под великим постом прощаются и целуются, прося друг у друга прощенья во всем, в чем случилось оскорбить. Прощаются также и с теми, которых никогда не видали, словами: “Прости меня, брат”. “Бог тебя простит”, отвечает другой. В иных местах ходят на кладбище прощаться с усопшими родственниками. Приходят также к священникам, своим духовникам. В семье прощаются друг с другом перед тем, как итти спать, причем дети кланяются в ноги родителям, а слуги господам. В XVII веке царь ходил на прощанье к патриарху с боярами, окольничьими и думными людьми, и был угощаем медом и романеею. В простолюдьи по окончаньи масленицы идут в баню обмываться. На первой неделе поста пекут в иных местах блины на постном масле.
——
Праздники весенние.
Заклинанья весны. Во многих местах Великой России кличут и закликают весну с гор и высоких мест. В Украйне дети, нося на руках ласточку (сделанную из дерева), ходят из дома в дом славить весну. Песни же называются веснянками; их поют девушки, сбираясь по вечерам с того времени, как запоет овсянка, — до Троицы. Со дня этого праздника начинаются игры в горелки, а как станут распускаться листья на деревьях, игры хороводами.
Существует поверье, что в день праздника Пасхи, приходящей в начале весны, солнце играет. При первом громе, умываются с золота и серебра, и с куриного яйца.
——
(Семик или семицкий четверг, праздник погребенья убогих и завиванья венков; позорищем семика бывает кладбище и роща.)
——
Первый весенний праздник Красная горка. Состоит из хороводов по улице, изображающих сеянье проса. Хоровод. Сходбище, когда из городов возвращаются парни для рабочей поры. Хоровод идет вокруг парня и девки, стоящих в середине. В игрище плетень, взявшись попарно и сомкнувшись руками в виде плетня, вытягиваются в линию, а хороводница запевает: “Заплетися, плетень”. Потом первая пара поднимает вверх соединенные руки, и под эту арку начинают проходить игроки. Хор поет: “Расплетися, плетень”.
——
Радуница, Радунец, Радовница. Отрадный праздник заупокойный совершается на могилах в Фомино воскресенье или около того. Прежде поминали память умерших родственников блинами, пивом; женщины причитали добродетели покойника заунывным, плачевным голосом; мужчина, взявши чарку с вином, отливал часть на могилу, а остальное допивал сам.
Существовало также христосованье с покойниками в светлую седмицу; покатя по могиле красным яйцом, говорили: “Христос воскресе”, думая, что усопший отвечает ему в могиле: “Воистину воскресе”. В Патерике Печерском описывается, как в 1465 телеса усопших святых ответствовали на возглас священноинока в Великий день. В Киеве Радуница называется проводами в воспоминанье того, как по распятии господа телеса многих святых восстали и вновь по воскресении господнем возвращались опять после праздников в гробы, сопровождаемые гражданами. [Был] Обычай поздравлять умерших с праздником воскресения Христова повсеместен (во вторник Фомин). В Белоруссии прежде катают яйца на могилах, потом садятся за стол, приглашая усопших: “Святые родители, придите с нами хлеба-соли кушать”, а по окончании пиршества обращаются вновь, извиняясь, что небогато угостили, и прибавляя: “чем богаты, тем и рады”. В это же время женихи и невесты приходят просить благословенья на брак у своих усопших родителей.
——
Юрьев день. Георгий Победоносец уважается особенно у всех народов. В победе его над драконом изображается победа христианства над язычеством. Он покровитель на войне и в битвах и он же покровитель пастухов; сему последнему установлен праздник Юрьев день, с которого выгоняют в первый раз скотину в поле; пастухи получают себе по десятку яиц, по кувшину молока и готовят в поле себе яичницу. В Малороссии это начинается крестным ходом на жито, с молебном и водосвятьем, и окропленьем нив святой водою, после чего молодежь забавляется играми, катается по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Белороосии выгоняют скот вербой на Юрьеву росу; поговорка: “выдти на Юрьеву росу” значит выздороветь больному человеку. По выгоне скота на Юрьеву росу, хозяин уже не заботится об нем, будучи уверен в безопасности своей скотины, порученной покровительству св. Георгия. Есть поговорка: “св. Юрий коров запасает, а Никола коней”. Юрьев день [есть] время перелома во времени. Пословицы: Егорий с водой, а Никола с травой — знаменуют время разлива и спаденья вод, бывающих в это время. Егорий с полувозом, а Никола с целым возом, Егорий с теплом, а Никола с кормом; Егорий с кормом, а Никола с мостом. С этого дни начинаются торги, сроки, выгоны, первое сеянье ярового и огородных растений, словом, все важные труды и сделки крестьян, а потому имя Георгия призывается сильно в помочь. Как весенний, так и осенний Юрьев день в старину был замечателен сроком перехода поселян от одного помещика к другому и поселения их по условиям на помещичьей земле. Самый оброк, взносимый крестьянами, называется Юрьевым.
——
Крещенье кукушки в пятое, шестое, иногда седьмое воскресенье по Пасхе есть праздник женского побратанья; в день жен мироносиц поселянки идут в лес, уже покрытый листьями, и там, нагнув две молодые березки, связывают их ветвями, платками и полотенцами, так чтобы они составили венок, и к этому венку привешивают два креста. Две подруги, желающие покумиться, ходят вокруг венка в разные стороны и по три раза крестообразно целуются сквозь венок, а прочие женщины поют: “Ты кукушка ряба, ты кому же кума? Покумимся, кумушка, покумимся, голубушка, чтоб нам с тобою не браниться”. После сего подруги меняются крестами и, с того времени называясь кумами, живут в мире и согласии. В ознаменованье готовят тут же яичницу и после дружеского пиршества пляшут обыкновенные плясовые соседки. В иных местах, надев на кукушку крестик или на травку кладут на платок и сев вокруг, меняются крестами. Мужчины не допускаются. В иных местах сливается с Семиком.
Земледельческие праздники.
Дожинки — последний день жатвы.
Оборки — остальный день оранья. Досевки — последний день сеяния. Толоки с играми и забобонами.