Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дело Артамоновых

в виду историю этой семьи, как-то сказал мне: „Интересная тема для произведения о вырождающихся поколениях буржуазии. Напишу роман“» (Архив А. М. Горького).

В 1904 году у М. Горького уже складываются конкретные очертания замысла произведения под названием «Атамановы», получившего в окончательной редакции название «Дело Артамоновых». А. Н. Тихонов, говоря об истории создания «Дела Артамоновых» и, в частности, о связи между произведением «Атамановы» и повестью «Дело Артамоновых», вспоминает: «„Атамановы“ — это первоначальный вариант названия „Дела Артамоновых“. В 1904 году в Сестрорецке Алексей Максимович, делясь со мною своими творческими планами, подробно изложил замысел „Атамановых“ — произведения на тему о трёх поколениях одной буржуазной семьи. Алексей Максимович говорил о том, что он намерен изобразить в трёх поколениях буржуазной семьи основные этапы развития русского капитализма: „рыцарей первоначального накопления“ и представителей промышленного капитала. Алексей Максимович просил меня рассказать ему о банках, акционерных обществах и собрать некоторый цифровой материал о количестве в России банков и акционерных обществ» (Архив А. М. Горького).

На органическую связь этих двух названий («Атамановы» и «Дело Артамоновых») указывает и черновая редакция повести, в которой М. Горький ещё часто называет Артамоновых Атамановыми. С. Т. Морозов, вспоминая о беседах с М. Горьким, говорил: «Рассказывал я как-то Горькому нашу родословную… Ему понравилось. Собирается роман написать и даже название придумал: „Атамановы“ (Александр Серебров (А. Н. Тихонов), Время и люди. Воспоминания, „Советский писатель“», 1949, стр. 205).

Исключительное значение в формировании замысла повести «Дело Артамоновых» сыграли встречи и беседы М. Горького с В. И. Лениным.

В 1908 и 1910 годах М.Горький встречался с В. И. Лениным на острове Капри (Италия).

В письме к Н. К. Крупской от 16 мая 1930 года М. Горький, вспоминая об этих встречах с Владимиром Ильичом Лениным, писал: «Беседуя со мной на Капри о литературе тех лет, замечательно метко характеризуя писателей моего поколения, беспощадно и легко обнажая их сущность, он указал и мне на некоторые существенные недостатки моих рассказов, а затем упрекнул: „Напрасно дробите опыт ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу, в какой-нибудь большой роман“. Я сказал, что есть у меня мечта написать историю одной семьи на протяжении 100 лет, с 1813 г., с момента, когда отстраивалась Москва, и до наших дней, Родоначальник семьи крестьянин, бурмистр, отпущенный на волю помещиком за его партизанские подвиги в 12 году, из этой семьи выходят: чиновники, попы, фабриканты, петрашевцы, нечаевцы, семи- и восьмидесятники. Он очень внимательно слушал, выспрашивал, потом сказал: „Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что вы бы с ней сладили, но — не вижу: чем вы её кончите. Конца-то действительность не даёт. Нет, это надо писать после революции, а теперь что-нибудь вроде „Матери“ надо бы“. Конца книги я, разумеется, и сам не видел. Вот так всегда он был на удивительно прямой линии к правде, всегда всё предвидел, предчувствовал» (газета «Правда», 1936, номер 167, 19 июня).

После встречи с В. И. Лениным М. Горький, отодвинув срок реализации замысла произведения «о трёх поколениях русской буржуазии», не прекращает подготовительной работы над этой темой.

Д. Н. Семёновский, вспоминая о своих встречах с М.Горьким, рассказывает, как в 1915 году Алексей Максимович говорил ему о том, что собирается написать большую повесть о трёх поколениях купеческой семьи (Дм. Семёновский, А. М. Горький. Письма и встречи, «Советский писатель», 1940, стр. 85).

Судя по воспоминаниям Л. П. Пасынкова, М. Горький уже в 1916 году набрасывает ряд этюдов к повести.«…Горький… — говорится в воспоминаниях Л. П. Пасынкова, относящихся к 1916 году, — ровным голосом, как бы прислушиваясь к себе, говорит о том, что хорошо бы человеку, который не владеет сюжетным, крепким мастерством, писать портреты.

Взять семью. Непременно маленький городок, по-своему серый, по-своему живописный. Родоначальник семьи затеял из местных торфов готовить картон и обёрточную бумагу, или, к примеру, строить кожевенный завод. Жестокостью родоначальник скопил деньги — жестокостью и недоеданьем семьи. Вот везут бумагоделательную машину; сам хозяин подставил, для примера рабочим, плечо, а машина и завались…

— И наш хозяин, — говорит Горький, — …тут и дал маленько соку. Но машину всё же поставили. Хозяин подлечился. И, когдя давил рабочих, вспоминали ему, как сам он лежал под машиной…

— Вы, конечно, по-своему… по-своему постройте, — нетерпеливо говорит А. М. и взглядывает. — Начав с портрета, непременно продолжите портретами семьи. Слепые, жадные жизни, ничтожные и обильные смерти…

Ворота представьте себе, железные, кованые, крытые медянкой. А? И замки на воротах. Зачем? Не один замок, — протестует Горький, — на одном засове два замка, — один другого пудовей… А на дворе — исхищенный из соседнего леса волк. Да, ручной волк. И на дочерей старика обратите внимание, ни одна не вышла замуж… Желанье есть, деньги есть, а…

И хохочет.

Он садится. Повесть, видимо, ещё не сложилась, но уж в достаточной полноте вырисовалась, как ряд намёток; эти намётки он и предлагал гостю» («Литературная газета», 1946, номер 25, 15 июня).

В 11 и 12 номерах журнала «Летопись» за 1916 год и в первых четырёх номерах 1917 года было помещено следующее объявление: «В течение 1917 года в „Летописи“ будет напечатана повесть М. Горького „Атамановы“».

Однако произведение это не появилось ни в «Летописи», ни в каком-либо другом издании.

Но самый факт появления указанного объявления говорит о том, что в 1916 году, в связи с революционным подъёмом в России накануне Великой Октябрьской социалистической революции, М. Горький счёл возможным приступить к началу реализации своего большого замысла «об основных этапах развития русского капитализма».

Заключительная стадия в истории формирования замысла «Дела Артамоновых» относится к периоду 1917–1924 годов.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции дала возможность М. Горькому в самой действительности увидеть конец своей будущей книги и окончательно решила судьбу художественного замысла писателя о трёх поколениях буржуазной семьи.

К написанию «Дела Артамоновых» М. Горький приступил в 1924 году, видимо, не ранее мая, так как до 5 мая 1924 года писатель работал ещё над книгой «Рассказы 1922–1924 гг.», о чём свидетельствуют его письма к ряду корреспондентов (Архив А. М. Горького).

5 сентября 1924 года А. Н. Тихонов писал М. Горькому: «Сегодня получил Ваше письмо от 19/VIII… Конечно, мы будем очень рады, если Вы пришлёте нам Ваши „Заметки“. Что касается повести (не „Атамановы“ ли это, о которых Вы когда-то мне рассказывали?), то было бы хорошо начать ею новый год! Когда вы думаете её закончить?» (Архив А. М. Горького).

7 октября 1924 года в письме к М. Ф. Андреевой М. Горький известил её, что пишет повесть (Архив А. М. Горького).

15 марта 1925 года в письме к Стефану Цвейгу писатель сообщал о том, что им написана повесть «Дело Артамоновых», которую он хотел бы посвятить Ромэну Роллану. Вопрос о посвящении повести Р. Роллану был окончательно решён автором в начале июня. В письме от 3 июня 1925 года М. Горький писал К. А. Федину: «Написал большую повестьДело Артамоновых“… Повесть посвятил Ромэну Роллану, с которым оживлённо переписываюсь и коего уважаю» (Архив А. М. Горького).

Таким образом, судя по письму к С. Цвейгу от 15 марта 1925 года, можно предположить, что повесть «Дело Артамоновых» была окончена М. Горьким не позднее середины марта 1925 года.

В письме к одному из своих корреспондентов от 16 декабря 1925 года М. Горький сообщал, что скоро выйдет его повесть «Дело Артамоновых» (Архив А. М. Горького). Повесть вышла из печати в конце декабря 1925 года отдельным изданием.

В 1923 году в ответ на отзыв Ромэна Роллана о «Деле Артамоновых» М. Горький писал ему: «Очень обрадован Вашим мнением о старике Артамонове, мне хотелось изобразить этого человека именно так, как Вы его поняли. Против его мною поставлен Тихон Вялов, видоизменённый тип Платона Каратаева из „Войны и мира“» (Архив А. М. Горького).

Начиная с 1925 года, повесть «Дело Артамоновых» включалась во все собрания сочинений.

Печатается по тексту издания «Книга», 1925, сверенному с рукописью (Архив А. М. Горького).

Примечания

1

т. е. после отмены крепостного права в 1861 г. — Ред.

2

6 августа по ст. стилю, т.ж. яблочный спас — Ред.

3

мясник — Ред.

4

управляющий в имении — Ред.

5

из бычьей кожи, выделанной по русскому способу, на чистом дёгте — Ред.

6

женщина в каждом приходе, приставленная для печенья просвир; обычно вдова духовного звания — Ред.

7

устар. негодный, неуклюжий — Ред.

8

головной убор — Ред.

9

По лугам, по зелены-им… — Ср.: «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.» Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном, т. 1, СПб., 1900, с. 441.

10

бархатовидная ткань — Ред.

11

шёлковая плотная ткань, обычно с разводами — Ред.

12

ткань из шёлка-сырца — Ред.

13

Ой, свату великому… — Свадебная песня. Ср.: там же, с. 385.

14

Девичникпоследний вечер перед свадьбой, когда невеста прощается с подругами и ей расплетают косу.

15

шампанское красного цвета — Ред.

16

У барина, у Мокея… — Ср.: сб. Шейн, с. 32.

17

«Марфа, Марфа, печешися о многом, а единое на потребу суть» — Евангелие от Луки, гл. 10, стихи 38–42.

18

«Пришел к Марье кум Захарий…» — Волжская бурлацкая припевка, исполнявшаяся на мотив «Дубинушки» (см.: Е. В. Гиппиус. Из истории народных песен «Эй, ухнем» и «Дубинушка». — «Советская музыка». 1953, № 9, с. 54–56).

19

Елена Льняница — народное название местного (престольного) праздника христианской церкви в честь причисленной к лику святых матери римского императора Константина I — Елены (ок. 244–327). Православной церковью отмечается 21 мая (3 июня). По бытовавшему среди крестьян поверью, посеянный в этот день лен давал хорошее волокно. Рождение дочери в день святой Елены было воспринято как счастливое предзнаменование.

20

9 мая по старому стилю — Ред.

21

Кафизма — название каждого из двадцати разделов Псалтыря. «Камо гряду от лица твоего и от гнева твоего камо бегу?» — Псалтырь, псалом 138, стих 7.

22

Огорчился бы, когда царя убили… — Имеется в виду убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года.

23

«Родное слово» — «Родное слово для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте». Сост. М. Ушинский. Первым изданием вышла в 1864 году.

24

Двоих братов под Севастополь угнали… — Имеются в виду события Крымской войны (1853–1856). Против России, которая тогда вела войну с Турцией, выступили Англия и Франция. «Отсталая в техническом и экономическом отношении Россия подверглась натиску двух наиболее могущественных тогда держав с высокоразвитой промышленностью […] главный удар союзники решили нанести России в Крыму. Высаженная в сентябре 1854 г. у Евпатории шестидесятитысячная десантная армия приступила к осаде

Скачать:TXTPDF

Дело Артамоновых Максим читать, Дело Артамоновых Максим читать бесплатно, Дело Артамоновых Максим читать онлайн