радениях, где как бы воспроизводилась пляска царя Давида перед «ковчегом завета».
29
Кафизма — чтение из псалмов. Часослов — книга текстов для ежедневных церковных служб («часов»).
30
…в день Николы вешнего… — 9 мая (ст. ст.).
31
…до холеры… — Холера свирепствовала в Нижнем в 1848 г.
32
…сколько есть чинов ангельских? — В христианской догматике ангелы разделяются на 9 чинов (серафимы, херувимы, архангелы и др.).
33
Кулугурские шутки — Кулугурами называли в народе раскольников-старообрядцев.
34
Святцы — календарь святых и их праздников.
35
Ефрем Сирин — один из отцов церкви (IV в.), сочинитель молитв и духовных песнопений.
36
…бабушка уже успокоилась навсегда… — Последние месяцы перед смертью А. И. Каширина жила отдельно от деда, на Яриле, в приходе Воскресенской церкви; умерла 16 февраля 1887 г.
37
…дед сам ходил… нищий и безумный… — Дед Горького в старости впал в слабоумие; умер через два с половиной месяца после Акулины Ивановны — 1 мая 1887 г.
38
…про Ивана-воина и Мирона-отшельника. — Горький писал 15 февраля 1929 г. И. Груздеву: «Мною в 90-х годах были записаны десятки песен, несомненно, подлинно народных… песен этих нет нигде у собирателей. Кстати: в „Детстве“ есть „Сказание про Мирона-отшельника“. Это — от бабушки. Ни текста такого, ни вариантов его я тоже нигде еще не встречал, хотя фольклором занимался усердно» («Архив А. М. Горького», т. XI. М., 1966; переписка А. М. Горького с И. А. Груздевым, с. 193).
39
О, роза Сарона… — переложение библейской «Песни песней» Соломона.
40
«Родное слово» — учебная книга для детей младшего возраста, составленная К. Д. Ушинским.
41
Большая дорога, прямая дорога… — Из поэмы И. С. Аксакова «Бродяга» (1847–1850). У Аксакова: Прямая дорога, большая дорога, // Простора немало взяла ты у Бога.
42
И вечерней и ранней порою… — Из стихотворения И. С. Никитина «Нищий» (1857).
43
Нечестивый Ахав — библейский персонаж, израильский царь-идолопоклонник.
44
«Записки моего отца» — очевидно, «Записки моего отца. Картины Сибири, 1804–1809 годы» Вас. В. Пассека, вошедшие в книгу «Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком», кн. I. СПб., 1838.
45
Святки — в православном быту 12 дней от рождества до крещения.
46
В школу мы ходили с месяц времени… — Алеша перестал ходить в школу в феврале 1876 г., заболев оспой.
47
В селе Колюпановке, Тамб<овской> губ., Борисоглебского уезда, я слышал иной вариант этой легенды: нож убивает пасынка, оклеветавшего мачеху. Прим. автора.
48
…рядом с домами деда, на Ковалихе. — Ковалихинская, старинная нижегородская улица во 2-й, кремлевской части города. В. В. Каширин купил на этой улице в 1864 г. два дома: фасадом на улицу и флигель во дворе. Это были самые богатые дома из тех, которыми владел дед Алеши.
49
…о ту пору богач был… — Пора наибольшего достатка и почета в жизни В. В. Каширина падает на вторую половину 50-х и 60-е гг. В дни Севастопольской кампании 1855 г. он организовал среди ремесленников города подписку «в помощь ратникам государственного ополчения», собрал 16 рублей серебром и получил награду.
50
…в прощеное воскресенье… — Канун великого поста. По обычаю, просили в этот день друг у друга прощения.
51
…там и родился ты… — Алексей Максимович Пешков родился во флигеле дома В. В. Каширина на Ковалихинской улице 16 (28) марта 1868 г.
52
…триумфальные ворота строить. — Триумфальная арка воздвигалась в связи с приездом в Астрахань летом 1871 г. Александра II. По свидетельству Горького, отец его М. С. Пешков был направлен в это время в Астрахань пароходством И. Колчина на должность управляющего конторой.
53
Пырин — индюк. Сирин — мифологическая птица с женским лицом и грудью.
54
Евгений Максимов — Е. В. Максимов, отчим Алеши; был студентом Константиновского межевого института.
55
…на войну пойдете? — Речь идет о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
56
Автор известного трехтомного труда — «Религии древнего мира», статьи — «Египетский метампсихоз», а также публицистической статьи — «О браке и женщине». Эта статья, в юности прочитанная мною, произвела на меня сильное впечатление. Кажется, я неверно привел титул ее. Напечатана в каком-то богословском журнале семидесятых годов. Прим. автора.
Епископ Хрисанф (В. Н. Ретивцев, 1832–1883) — преподавал в Казанской духовной академии; был епископом Астраханским и Нижегородским. Горький называет его труды: «Религия древнего мира в его отношении к христианству» (3 тома. СПб., 1872–1878); «Египетский метампсихоз» («Православное обозрение», 1875, № 1); статья о браке названа Горьким неточно, она называется: «Христианские воззрения на брак и современные толки о семействе и общественном положении женщины» («Христианское чтение», 1867, № 2). Горький и в других своих произведениях не раз вспоминал Хрисанфа (в рассказе «О первой любви», статье «Беседы о ремесле»).
57
«Записки врача» («Жозеф Бальзамо») — роман А. Дюма-отца (1802–1870). Книга о Робинзоне — «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1660–1731).
58
Похвальный лист испортил какими-то надписями… — При переходе в 3-й класс (1879 г.) Алеша Пешков получил в награду книги и похвальный лист: «…Кунавинское начальное училище, одобряя отличные перед прочими успехи в науках и благонравие ученика Алексея Пешкова, наградило его сим похвальным листом в пример другим. Июнь 18 дня 1879 года». В тексте листа (хранится в музее А. М. Горького в г. Горьком) действительно сделаны исправления: «благонравие» заменено на «шалости», а к имени добавлено «Башлык».
59
Плащаница — полотнище с изображением Христа в гробу, которое в страстную пятницу выносят из алтаря.
60
Умерла она в августе… — Мать Горького умерла от чахотки 5 (17) августа 1879 г., 35-ти лет от роду.
61
…служу «мальчиком» при магазине «модной обуви»… — Осенью 1879 г. 11-летний Алеша Пешков служил в магазине Л. М. Порхунова на Большой Покровке, одной из центральных улиц Н. Новгорода.
62
«Сонник и оракул» — лубочная книга, содержавшая толкования снов и всевозможные правила «житейской мудрости».
63
«Шар-мазло» — игра, похожая на крокет.
64
«Камчадалка» — сентиментальный роман И. Калашникова. СПб., 1833.
65
Река Медведица — левый приток Дона.
66
…погас брат Коля. — Последний сын В. В. Кашириной, от второго брака, умер летом 1880 г.
67
Иоаким и Анна — по христианскому преданию, родители богоматери.
68
Христос был всего на год старше меня, а уж в то время мудрецы его слушали… — Согласно евангельской легенде, 12-летний Иисус разговаривал в храме с учителями, и «дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 47).
69
Я снова в городе… — Осенью 1880 г. Алеша Пешков поселился в семье чертежника В. С. Сергеева, племянника бабушки. В заметках 1921 г. Горький писал: «…не жил у него как у родственника, а служил как у хозяина».
70
Дворянка с Гребешка — из района в центре Н. Новгорода, на высоком берегу Оки.
71
Кольцо души девицы… — романс на слова В. А. Жуковского («Песня», 1816).
72
…рассказом бабушки о граде Китеже. — Подобного варианта стихов о Китеже в фольклорных сборниках не обнаружено.
73
Чистый понедельник — первый день великого поста, следующий за прощеным воскресеньем.
74
…из Оранского монастыря чудотворную икону… — Встреча иконы Владимирской божией матери происходила в субботу на святой неделе, проводы — 19 июня (1 июля).
75
Иди-ко на «Добрый». — Весной 1881 г. Алеша Пешков нанялся посудником на буксирно-пассажирский пароход У. С. Курбатова.
76
Смурый… сует мне книжку в кожаном переплете… — В автобиографии (1897) Горький вспоминал о Смуром: «…он возбудил во мне интерес к чтению книг… У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно маленькими томиками в кожаных переплетах, и это была самая странная библиотека в мире. Эккартсгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф — с томом „Современника“, тут же была „Искра“ за 1864 год, „Камень веры“ и книжки на малорусском языке».
77
«Умбракул, распещренный звездами…» — Из книги «Масон без маски, или Подлинные таинства масонские, изданные со многими подробностями точно и беспристрастно» Т. Уилсона, пер. с франц. И. В. Соца, СПб., 1784,— антимасонский памфлет, в котором описывается масонский ритуал и воспроизводится масонская терминология. Умбракул (от лат. umbraculum) — тенистое место, навес. Профаны — непосвященные, не масоны. «Оголение левой груди…» — деталь ритуала посвящения в масоны.
78
Венерабль (франц. vénérable — почтенный) — «великий мастер», масон, возглавлявший ложу.
79
Фрер (франц. frère — брат) — обращение, принятое у масонов. Сюверьян — искаженное «сюрвельян» (франц. surveillant — надзиратель) — помощник мастера в ложе.
80
Профаны, любопытствующие знать наши дела… — масонская песня, помещенная в конце книги «Масон без маски».
81
«Омировы наставления» — по-видимому, «Омаровы наставления, книга для света, каков он есть, а не каким быть должен», ч. I–II. М., 1819 — сочинение Карла Эккартсгаузена (1752–1803), немецкого литератора и философа-мистика. «Мемории артиллерийские» — Пьер Сюрирей де Сен-Реми. Мемории, или Записки артиллерийские, в которых описаны мортиры, петарды, доппельгакены, мушкеты, фузеи и все, что принадлежит ко всем сим оружиям…, в 2-х томах. СПб., 1732–1733; значительную часть книги перевел В. К. Тредиаковский. «Письма лорда Седенгали» — вероятно, «Адель де Сенанж, или Письма лорда Сиденгама», перевод книги Аделаиды де Флао (маркизы де Суза). М., 1803. Гервасий! — Очевидно, «Толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами, сочиненное Никифором, архиепископом Славенским; переведено с греческого в Казанской академии иеродиаконом Гервасием», ч. 1–2 (1803).
82
«Ивангоэ» — роман «Айвенго» Вальтера Скотта (1771–1832). Ричард Плантагенет — герой романа, английский король Ричард I Львиное Сердце.
83
«Повесть о Томасе Ионесе, или найденыше, сочиненная на английском языке г. Фильдингом, перев. с франц.», тт. 1–4. СПб., 1770–1771.
84
Трушша — вероятно, чувашское «тарашша» в значении «живее».
85
«Предание о том, как солдат спас Петра Великого» — копеечная лубочная книжка в цветной обложке с картинкой, изображавшей подвиг храброго солдата, отрубающего головы шведам.
86
Господи, да не яростию твоею обличиши мене… — 37 псалом Давида.
87
…князь Михаила Черниговского и болярина Феодора, «не поклонившихся солнцу»… — Герои древнерусского «Сказания об убиении в Орде кн. Михаила Черниговского с болярином Феодором»; отказались поклоняться татарским идолам и были замучены в 1246 г. в Золотой Орде.
88
Жандармский ключ. — Это название ключ получил от находившихся поблизости жандармских конюшен.
89
Семик — весенний народный праздник поклонения душам умерших, справлялся в четверг на седьмой неделе после пасхи («зеленый четверг»); в православном быту славянский праздник семик сливался с церковным праздником троицы и духова дня.
90
«Нива» (изд. с 1870 г.) и «Живописное обозрение» (изд. с 1872 г.) — иллюстрированные еженедельные журналы «для семейного чтения». «Русский курьер» — газета, издававшаяся в Москве с 1879 г.
91
Ксавье де Монтепэн (1823–1902) — французский писатель и журналист, автор многочисленных авантюрных романов и мелодрам. В России во второй половине XIX в. было переведено более 60 его романов. Горький приводит первую фразу его романа «Трагедия Парижа» (1875).
92
…читатели-то железную дорогу взорвали, хотели убить… — Речь идет о неудавшемся покушении на Александра II (взрыв на линии Московско-Курской ж. д. 19 ноября (1 декабря) 1879 г.).
93
А при Благословенном государе Александре Павловиче… — В последние годы царствования Александра I масонское движение подверглось преследованию: в 1822 г. были закрыты все масонские ложи, в которых Александр усматривал