Скачать:TXTPDF
Макар Чудра и многое другое…

говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…

К л е щ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?

А к т е р. Не твое дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, – глухой шум, крики, свисток полицейского.

Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

С а т и н. Люблю непонятные, редкие слова… Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…

Б у б н о в. А ты был и телеграфистом?

С а т и н. Был… (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?

Б у б н о в. Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот – скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые – от краски: меха подкрашивал я, – такие, брат, руки были желтые – по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!

С а т и н. Ну и что же?

Б у б н о в. И больше ничего

С а т и н. Ты это к чему?

Б у б н о в. Так… для соображения… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!

С а т и н. А… кости у меня болят!

А к т е р (сидит, обняв руками колени). Образованиечепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…

С а т и н. Бубнов, дай пятачок!

Б у б н о в. У меня всего две копейки…

А к т е р. Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…

С а т и н. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный приставКлещ, дай пятак!

К л е щ. Пошел к черту! Много вас тут…

С а т и н. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…

А н н а. Андрей Митрич… Душно мне… трудно…

К л е щ. Что же я сделаю?

Б у б н о в. Дверь в сени отвори…

К л е щ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я – на полу… пусти меня на свое место, да и отворяй… а я и без того простужен…

Б у б н о в (спокойно). Мне отворять не надо… твоя жена просит…

К л е щ (угрюмо). Мало ли кто чего попросил бы…

С а т и н. Гудит у меня голова… эх! И зачем люди бьют друг друга по башкам?

Б у б н о в. Они не только по башкам, а и по всему прочему телу. (Встает.) Пойти, ниток купить… А хозяев наших чего-то долго не видать сегодня… словно издохли. (Уходит.)

Анна кашляет. Сатин, закинув руки под голову, лежит неподвижно.

А к т е р (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

А н н а. Душно.

А к т е р. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую-то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.) Ну-ну… твердо! Я – сам больной… отравлен алкоголем…

К о с т ы л е в (в дверях). На прогулку? Ах, и хороша парочка, баран да ярочка…

А к т е р. А ты – посторонись… видишь – больные идут?…

К о с т ы л е в. Проходи, изволь… (Напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку и склоняет голову налево, как бы прислушиваясь к чему-то в комнате Пепла.)

Клещ ожесточенно звякает ключами и скрипит подпилком, исподлобья следя за хозяином.

Скрипишь?

К л е щ. Чего?

К о с т ы л е в. Скрипишь, говорю?

Пауза.

А-а… того… что бишь я хотел спросить? (Быстро и негромко.) Жена не была здесь?

К л е щ. Не видал…

К о с т ы л е в (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла) Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…

К л е щ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…

К о с т ы л е в. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот… Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…

К л е щ (кричит). Ты что меня… травить пришел?

Сатин громко рычит.

К о с т ы л е в (вздрогнув). Эк ты, батюшка

А к т е р (входит). Усадил бабу в сенях, закутал…

К о с т ы л е в. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтется все тебе…

А к т е р. Когда?

К о с т ы л е в. На том свете, братик… там все, всякое деяние наше усчитывают…

А к т е р. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту…

К о с т ы л е в. Это как же я могу?

А к т е р. Скости половину долга…

К о с т ы л е в. Хе-хе! Ты все шутишь, милачок, все играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместитьДоброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…

А к т е р. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)

Клещ встает и уходит в сени.

К о с т ы л е в. (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня…

С а т и н. Кто тебя – кроме черта – любит?…

К о с т ы л е в (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая… (Вдруг, быстро.) А… Васька – дома?

С а т и н. Погляди…

К о с т ы л е в (подходит к двери и стучит). Вася!

Актер появляется в двери из кухни. Он что-то жует.

П е п е л. Кто это?

К о с т ы л е в. Это я… я, Вася.

П е п е л. Что надо?

К о с т ы л е в (отодвигаясь). Отвори…

С а т и н (не глядя на Костылева). Он отворит, а она – там…

Актер фыркает.

К о с т ы л е в (беспокойно, негромко). А? Кто – там? Ты… что?

С а т и н. Чего? Ты – мне говоришь?

К о с т ы л е в. Ты что сказал?

С а т и н. Это я так… про себя

К о с т ы л е в. Смотри, брат! Шути в меру… Да! (Сильно стучит в дверь.) Василий!..

П е п е л (отворяя дверь). Ну? Чего беспокоишь?

К о с т ы л е в (заглядывая в комнату). Я… видишь – ты…

П е п е л. Деньги принес?

К о с т ы л е в. Дело у меня к тебе…

П е п е л. Деньги – принес?

К о с т ы л е в. Какие? Погоди…

П е п е л. Деньги, семь рублей, за часы – ну?

К о с т ы л е в. Какие часы, Вася?… Ах, ты…

П е п е л. Ну, ты гляди! Вчера, при свидетелях, я тебе продал часы за десять рублей… три – получил, семь – подай! Чего глазами хлопаешь? Шляется тут, беспокоит людей… а дела своего не знает…

К о с т ы л е в. Ш-ш! Не сердись, Вася… Часы – они…

С а т и н. Краденые…

К о с т ы л е в (строго). Я краденого не принимаю… как ты можешь…

П е п е л (берет его за плечо). Ты – зачем меня встревожил? Чего тебе надо?

К о с т ы л е в. Да… мне – ничего… я уйду… если ты такой

П е п е л. Ступай, принеси деньги!

К о с т ы л е в (уходит). Экие грубые люди! Ай-яй…

А к т е р. Комедия!

С а т и н. Хорошо! Это я люблю…

П е п е л. Чего он тут?

С а т и н (смеясь). Не понимаешь? Жену ищет… И чего ты не пришибешь его, Василий?!

П е п е л. Стану я из-за такой дряни жизнь себе портить

С а т и н. А ты – умненько. Потом – женись на Василисе… хозяином нашим будешь…

П е п е л. Велика радость! Вы не токмо все мое хозяйство, а и меня, по доброте моей, в кабаке пропьете… (Садится на нары.) Старый черт… разбудил… А я – сон хороший видел: будто ловлю я рыбу, и попал мне – огромаднейший лещ! Такой лещ, – только во сне эдакие и бывают… И вот я его вожу на удочке и боюсь, – леса оборвется! И приготовил сачок… вот, думаю, сейчас

С а т и н. Это не лещ, а Василиса была…

А к т е р. Василису он давно поймал…

П е п е л (сердито). Подите вы к чертям… да и с ней вместе!

К л е щ (входит из сеней). Холодище… собачий…

А к т е р. Ты что же Анну не привел? Замерзнет…

К л е щ. Ее Наташка в кухню увела к себе

А к т е р. Старик – выгонит.

К л е щ (садясь работать). Ну… Наташка приведет…

С а т и н. Василий. Дай пятак

А к т е р (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный

П е п е л. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!

С а т и н. Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

К л е щ (угрюмо). Им легко деньги достаются… Они – не работают…

С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются…

Скачать:TXTPDF

говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика… К л е щ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь? А к т е р. Не