Петербурга во время панихид действительно присутствовало мало народу, об этом писали газеты. В Москве же за гробом Чехова шла многотысячная толпа, что отмечал и сам Горький в письме к Е. П. Пешковой от 11–12 июля 1904 года.
98
В. А. Маклаков (1870–1959) — известный адвокат, кадет, член Государственной думы. В мае 1903 года Чехов приезжал в подмосковное имение Маклакова Дергайково, где предполагал провести лето, но, увидев у хозяина пятнадцать собак, он, по словам мемуариста, «испугался» и уехал «молча, не сказав причины» («Раннее утро», 1909, 2 сентября, № 201).
99
Затеяв писать пьесу «Васька Буслаев»… — Замысел пьесы о Василии Буслаеве возник у Горького в 90-е годы в связи с рисунками А. П. Рябушкина (альбом «Русские былинные богатыри», изданный журналом «Всемирная иллюстрация» в 1893 году, и его же иллюстрации к былине в журнале «Шут», 1898, №№ 15–18). Позднее, в 1912 году, живя на Капри, писатель предполагал создать либретто оперы на ту же тему. В архиве А. М. Горького сохранился ряд стихотворных набросков к «Василию Буслаеву».
100
…«смысл философии всей». — Из стихотворения Гейне «Теория» (1842).
101
…Сулер живет у него. — Л. А. Сулержицкий (1872–1916) жил у Горького в Олеизе, на даче «Нюра», с конца 1901 года до начала апреля 1902 года. Помогал поддерживать непрерывные контакты с Гаспрой, где в то время жил Толстой, с которым Сулержицкий был связан и личным близким знакомством, и своей деятельностью по оказанию помощи духоборам (Т. Л. Сухотина-Толстая. Друзья и гости Ясной Поляны. М., 1923).
102
…Ханаанскую землю… — В Библии так называются земли в Палестине, населенные ханаанскими племенами.
103
…около Толстого нет Эккермана… — И. П. Эккерман (1792–1854) — литературный секретарь Гете; вел дневник, который издал в 1836 году.
104
Творческая история этого произведения, растянувшаяся на четверть века, отличается большой сложностью. Работа была начата еще зимой 1901/902 года, когда Горький жил в Олеизе, в полутора верстах от Гаспры, где в сентябре 1901 года в имении графини С. Паниной поселился Толстой. Крымские встречи писателей, давшие основной материал для произведения, начались со второй половины ноября 1901 года. Горький приехал в Крым 12(25) ноября и 14(27) поспешил навестить Толстого. С этого дня он стал частым гостем Толстого. В свою очередь, Толстой дважды навестил Горького: 23 и 31 декабря (ст. ст.) он приходил в Олеиз на дачу «Нюра». Их тесное общение продолжалось до конца января 1902 года, когда Толстой заболел воспалением легких. Очевидно, основная масса заметок создавалась зимой 1901/902 года и весной 1902 года.
Уход из Ясной Поляны и последовавшая затем смерть Льва Толстого дали мощный толчок размышлениям Горького о личности, творчестве, философии и этике великого современника.
Заключительный этап работы над произведением относится к 1919–1923 годам.
Общественность встретила новое произведение Горького с исключительным интересом. Одним из первых высокую оценку дал В. И. Ленин, прочитавший «Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом» в издании 1919 года. (В библиотеке В. И. Ленина в Кремле есть эта книжка Горького с пометкой: «Экземпляр В. И. Ульянова (Ленина)».)
105
…тощенькую брошюрку князя Кропоткина… — П. А. Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеалы. Женева, 1893.
106
«Интеллигент — это галицкий князь Владимирко…» — Владимир Володаревич Владимирко, умер в 1152 году. Толстой имеет в виду «чудесную» смерть князя, постигшую его за нарушение клятвы и пренебрежительное отношение к кресту (см.: С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 1–2. М., 1959, с. 485).
107
Во избежание кривотолков должен сказать, что религиозное творчество я рассматриваю как художественное; жизнь Будды, Христа, Магомета — как фантастические романы. — Прим. автора.
108
…кажется, он… много путешествовал… — Андерсен ездил в Германию, Францию, Англию, Италию, Грецию, Турцию.
109
…великий князь Николай Михайлович… — Н. М. Романов (1859–1918), двоюродный дядя царя Николая II, историк по образованию, владелец имения Ай-Тодор, расположенного рядом с имением С. В. Паниной в Гаспре, не без ведома царя трижды наведывался к опальному Толстому.
110
…Фридрих Прусский очень хорошо сказал… — Возможно, Толстой имеет в виду известную резолюцию Фридриха II (1712–1786) на докладе духовного департамента о католических школах: «Все веры должны быть терпимы, ибо в нашем отечестве всякий имеет право спасти свою душу путем, какого сам пожелает» (см.: «Русский вестник», 1863, № 46).
111
По-своему (франц.).
112
…не знаю сам… — Из стихотворения А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» (1843).
113
Читал ему свой рассказ «Бык»… — Речь идет о ранней (несохранившейся) редакции рассказа «Бык».
114
«Бог есть мое желание». — В тетрадке дневника, начатой 28 октября 1895 года и законченной 17 декабря 1897 года, Толстой развивает мысли, связанные с его работой над трактатом «Изложение моей веры».
115
…в Юсуповском парке. — Рядом с Гаспрой, где жил Л. Н. Толстой, находилось имение князей Юсуповых.
116
…по поводу «Исповеди» Руссо. — Толстой говорил критику Евг. Соловьеву в июле 1903 года: «Руссо я любил всю жизнь, с самой юности, и всегда им увлекался. Мне думается, что вся литература XIX века, весь ее реализм от него. Для своего времени его „Исповедь“ была откровением. Это огромная вещь. Пусть он был болен и раздражен, но его стремление к правде, к тому, чтобы освободиться от литературных прикрас, несомненно. И он достиг многого» («Одесские новости», 1903, 17 июля, № 603).
117
…штундисты из Феодосии… — Штундисты — христианские секты, возникшие во второй половине XIX века среди украинских и русских крестьян под влиянием протестантов, переселенцев с Запада. Не признавали православной церкви и единственный авторитет видели в Библии.
118
«…господня земля и исполнения ее» — последний возглас священника во время предания тела земле (Псалтырь, псалом 23, стих I).
119
Вы согласны с Познышевым… — См. «Крейцерову сонату», гл. XV.
120
…в одном из его рассказов… — «Поликушка» (1861–1862).
121
Диккенс очень умно сказал… — Толстой имеет в виду слова изобретателя Дойса из романа Ч. Диккенса «Крошка Доррит»: «Человек должен бороться за свою жизнь и защищать ее, пока хватит сил. Также и изобретатель должен бороться за свои изобретения» (Чарльз Диккенс. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 20. М., Гослитиздат, 1960, с. 248).
122
…книжку Льва Тихомирова… — Книга «Почему я перестал быть революционером» бывшего члена Исполнительного комитета партии «Народная воля» Л. А. Тихомирова (1850–1923), помилованного Александром III и превратившегося, по словам Веры Фигнер, в «ультраконсерватора и ультрамонархиста», вышла в Женеве в 1888 году и в Москве в 1895 году.
123
«Позолота-то сотрется, свиная кожа останется». — Из сказки Андерсена «Старый дом» (1848).
124
…доктор Никитин — Д. В. Никитин (1874–1960) — домашний врач Толстых в 1902–1904 годах.
125
Плеве В. К. (1846–1904) — реакционный государственный деятель; с 1902 года — министр внутренних дел и шеф жандармов. Убит 15 (28) июля 1904 года эсером Егором Сазоновым.
126
«Мысль есть зло…» — Имеются в виду поучения раннехристианского писателя Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (до 160 — около 220).
127
…письмо «Интеллигенция, государство, народ»… — Под этим названием в памяти Горького объединились две статьи Л. Н. Толстого: «Об общественном движении в России» (1905) и «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам, народу» (1906).
128
…«арзамасский ужас…» — 2–3 сентября 1869 года Толстой был проездом в Арзамасе и, ночуя в гостинице, испытал беспричинные «тоску, страх, ужас», о чем писал С. А. Толстой 4 сентября 1869 года («Письма графа Л. Н. Толстого к его жене. 1862–1910». М., 1913, с. 167). Об «арзамасском ужасе» см. рассказ Толстого «Записки сумасшедшего» (1884).
129
…книжку Льва Шестова. — Л. Шестов. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь). СПб., 1900.
130
Тихон Задонский (1724–1783) — церковный писатель, епископ воронежский; уйдя на покой, жил в Задонском монастыре.
131
Он дал нам евангелие… — Имеются в виду запрещенные в России произведения Толстого: «Краткое изложение Евангелия», «Как читать Евангелие и в чем его сущность», «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий», напечатанные в Англии издательством «Свободное слово».
132
…поэт Булгаков… — Ошибка памяти писателя: речь идет о В. Д. Ляпунове, стихотворение которого с рекомендацией Толстого напечатано в журнале «Русская мысль», 1898, № 1.
133
Он излагает им учение Лао-тце… — Толстой интересовался учением древнекитайского философа Лао-тце (Лао-цзы, VI в. до н. э.), утверждавшего существование некоей мировой силы, независимой от сознания человека, проповедовавшего пассивность и созерцательность.
134
…у этих, у фурьеристов, учился думать, у Буташевича… — в 1847 году Достоевский примкнул к кружку М. В. Буташевича-Петрашевского, изучавшему утопический социализм.
135
Но черту Буслаева постиг в Толстом… Олаф Гульбрансон… — Имеется в виду рисунок Олафа Гульбрансона из серии «Галерея знаменитых современников» (дружеские шаржи) в немецком сатирическом журнале «Симплициссимус», выходившем в Мюнхене.
136
Второй раз я видел его в Ясной. — Вторая встреча Горького С Толстым произошла в Хамовниках 11(24) февраля 1900 года. Здесь описывается третья встреча с Толстым — 8(21) октября 1900 года.
137
Грибы сошли… — Из стихотворения И. А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» (1898).
138
…у него в «Азбуке»… — Имеется в виду «Азбука Социальных наук» В. В. Берви-Флеровского (1829–1918), крупного экономиста, социалиста, утописта.
139
Поль Астье — персонаж романа А. Доде «Бессмертный» (1888) и пьесы «Борьба за существование» (1889).
140
Амадис — герой испанского рыцарского романа XIV века; Зигфрид — герой древнегерманского эпоса «Песнь о Нибелунгах» (XII–XIII вв.).
141
«Братья Земганно» — роман Эдмона Гонкура (1879).
142
…выдумал итальянец Ломброзо… — Имеются в виду книги: Ч. Ломброзо. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892; М. Нордау. Вырождение. Спб., 1893.
143
Богомилы — христианская секта, возникшая в Болгарии в X веке, отвергавшая церковное учение, обрядность и т. п.
144
Произведение создавалось Горьким непосредственно после смерти В. И. Ленина, зимой 1924 года.
Горький не был удовлетворен первой редакцией своего очерка о Ленине. Уже в письме к М. Л. Павловичу (М. Л. Вельтману) от 29 декабря 1925 года он заявил, что «написал о Владимире Ильиче плохо». И так объяснял причину этого: «Был слишком подавлен его смертью и слишком поторопился выкричать мою личную боль об утрате человека, которого я любил очень. Да» («Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1926, 10 января, № 8).
Н. К. Крупская, работавшая в это время над своими воспоминаниями о Ленине, 30 октября 1930 года писала Горькому: «Сегодня получила Ваши воспоминания об Ильиче — хорошие. Живой у Вас Ильич. О Лондонском съезде очень хорошо. Правда все. Каждая фраза ваших воспоминаний вызывает ряд аналогий. И потом Вы любили Ильича. Кто не любил бы, тот не мог бы так написать. Живой весь Ильич…» («Октябрь», 1941, № 6, с. 24).
С большим интересом воспоминания Горького были встречены — еще в первой редакции — и за границей. В конце сентября 1924 года Ромен Роллан сообщал, что слышал много восторженных отзывов о его произведении, опубликованном к тому времени в «La Bevue Européenne» («Архив А. М. Горького». КН-ин-ф-5–1–32). «Как взволновали меня Ваши воспоминания