Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в тридцати томах. Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929-1931

право» на убийство словами больного манией величия.

«Я принадлежу, — заявляет он, — к числу людей наиболее сильных, скажу даже — совершенно исключительно одарённых силой воли и способностью принимать решения.»

Это не хвастовство, он очень решительно изругал сенаторов Польши позорными именами, что нисколько не повлияло на их «гонор» и здоровье. Может быть, его нельзя было бы назвать маньяком, если бы он ограничился только поношением сенаторов, но он явно стремится подражать в действиях своих русским царям, и наиболее ненормальным среди них — Ивану Грозному, Павлу.

Можно привести ещё ряд фактов, которые подтвердят основной и чудовищный факт: жизнью народов управляют люди совершенно обезумевшие. И совершенно ясно, что, пока власть над жизнью и волей народов в руках этих людей, войны и всякие «мирные грабежи» — и вообще социальные катастрофы — неизбежны.

3. О том, какова будет война, очень красноречиво писал в августе 1930 года один из бывших премьеров Франции господин Кайо.

«Прочь иллюзии! Последняя война была войной тяжёлой артиллерии, пулемётов и подводных лодок; будущая война, если только человечество безумно на неё согласится, будет войной химической, войной газовой; в 1914–1918 комбатанты гибли миллионами — в Х-м году, который, хочу надеяться, не будет никогда внесён в календарь, — гражданское население будет уничтожено, нет никаких средств предохранить гражданское население. В настоящее время имеется газ, который проникает под кожу без всяких ран, незаметно для жертвы, который вызывает через некоторое время сильные конвульсии, а затем приводит к хроническому и неизлечимому помешательству…»

Эти пытки отныне предназначены отнюдь не для одних сражающихся, но главным образом для гражданского населения.

Тогда же, в августе, показания господина Кайо подтвердил один из лучших военных учёных генералов, Бертгольд фон-Деймлинг, на основании внимательного изучения воздушных маневров, производимых этим летом в Италии, Франции и Англии.

«В Лионе, перед налётом «вражеских» аэропланов, населению были розданы противогазовые маски и организована подача медицинской помощи. Город защищался специальным отрядом аэропланов, электрическими прожекторами и зенитными орудиями. Тем не менее нападающий отряд проник в город и забросал его бомбами. Последние маневры показали, что зенитные орудия не могут принести большой пользы, так как аэропланы могут всегда подняться выше или ниже разрыва шрапнели. От их осколков, как доказали английские маневры, страдает гораздо больше мирное население, чем неприятель

4. Что стоила война 1914–1918 годов народу Франции и что мог бы он иметь, если бы не было этой войны, — хорошо подсчитано было журналом «Vu»: истрачено 887 миллиардов франков — всё это деньги трудового народа, иных денег в мире нет. А сколько было уничтожено здоровых, социально ценных людей!

Если я не ошибаюсь, в каждом государстве существует закон «о предупреждении и пресечении преступлений».

Казалось бы, что прямой логический вывод этих угроз войны должен быть таков: людей, которые предполагают устроить для защиты своих ничтожных интересов массовое истребление человечества, — людей этих следует изолировать.

Есть очень гуманные способы изоляции таких социально опасных: например, их можно бы выселить на Соломоновы острова или в другие места, обитаемые антропофагами. Я совершенно уверен, что это моё предложение нельзя считать жестоким, особенно для господ Черчилля, Чемберлена, архиепископа Кентерберийского, Пуанкаре и подобных им. Кентерберийский архиепископ, конечно, читал труды святого Иеронима и помнит, что этот святой «юношей сам видел в Галлии аттикотов, племя британское, питающееся человеческим мясом». «Вершители судеб Европы», будучи сосланы к людоедам, могли бы там возобновить старые вкусы. Но вместо того, чтоб, действуя на основании закона, разрешающего предупреждать и пресекать преступления, предложить тот или иной план изоляции преступников, Кайо делает совершенно неожиданный вывод: по его мнению, спасение человечества в повторении древнего мифа о Прометее — люди должны сковать нового Прометея. «Если человек хочет существовать, он должен сковать нового Прометея: науку».

Итак, вот к чему — к варварству приводит мир власть капиталистов — класса, идеологи которого утверждают, что именно этот класс является творцом и хранителем культуры. Капиталисты находят, что наука дала им достаточно средств для междоусобной борьбы и для самозащиты против рабочего класса, — и довольно науки! Не будет ничего удивительного в том, что Европа так же, как С.Ш.Америки, родит своих «низколобых» Брайанов и что в скором времени мы будем свидетелями «обезьяньих процессов», где обвинителями выступят епископы.

Не вижу причин, почему бы капиталистам не восстановить инквизицию.

Что капитализм губит культуру, об этом неоспоримо говорит интеллектуальное обеднение Европы.

5. Что можно сделать для избежания войны?

То же самое, что сделано в Союзе Советов. Чтобы кончить с порочной действительностью, необходимо с чего-то начать. Рабочий класс начал совершенно правильно: установил в стране свою власть. Результаты его деятельности за тринадцать лет, возбуждая дикую ненависть мошенников всего мира, возбуждают и будут возбуждать активные симпатии рабочих масс всей земли и всех честных людей её.

Письмо серпуховским рабфаковцам

Товарищи! Получил ваше письмо и, разумеется, обрадован вашими успехами, — горячо поздравляю вас!

Вы представить себе не можете, какой заряд радости и гордости дают такие письма, как ваше, какую жажду работы возбуждают эти, не редкие, письма у меня, человека, который живёт в атмосфере совершенно иных, резко противоположных впечатлений.

Вот вы сообщаете, что в маленьком уездном городе за два года рядом с вашим рабфаком «выросли ещё 5 учебных заведений: медфак, текстильный техникум, педагогический техникум, строительный техникум и сельскохозяйственный техникум. А в этом году вырос новый боец за техническую грамотность рабочего — учебный комбинат, охватывающий своей сетью различных курсов и вечерних университетов до 1 500 человек.

Что же у нас получается? Получается то, что все способные учиться — учатся».

Это, товарищи, небывалый рост интеллектуальных, творческих сил страны Союза Советов, и вы имеете право утверждать, что никогда, за всю историю человечества, не было такой быстроты и силы развития потенциальной энергии трудовых масс, такого мощного процесса превращения её в энергию кинетическую, актуальную, творческую.

А что наблюдаю, что вижу я здесь?

Не так давно газеты Германии убеждали молодёжь свою не стремиться в университеты, потому что страна страдает от избытка «учёных», от перепроизводства интеллигенции. Под этой якобы заботой о безработных скрыто сознание опасности, что избыток интеллигенции пойдёт на службу пролетариата, в партию коммунистов. Но буржуазией сознаётся не только эта, так сказать, «частная» опасность, — буржуазия всё более ясно ощущает общий упадок своих сил, истощение энергии, поглощённой веками безумной погони за наживой, веками хищнической эксплуатации рабочих и крестьян.

Буржуазия Европы, чувствуя, что стремительный поток истории схватил и несёт её к окончательной гибели, начинает говорить вообще о том, что «чрезмерное развитие науки не может облегчить жизнь человечества», что она «механизирует человека», «убивает личность» и что «спасение человечества в религиозном возрождении». Под «человечеством», конечно, понимается только буржуазия.

Что всё это так — об этом говорит некий граф Кайзерлинг, философствующий фельетонист, которого немецкое мещанство считает почти гением. Летом он прочитал в Берлине несколько лекций, в которых доказывал, что «индустриализация превращает людей в муравьёв», что жизнь приняла «патологический», болезненный характер и что спасения от этой болезни надо искать в Испании и южноамериканских республиках, где ещё сохранилось «человеческое тепло», — под «теплом» граф подразумевает религию, которая в Испании, как известно, носила и всё ещё носит особенно изуверский характер 6.

Южноамериканские республики привлекли внимание графа, вероятно, потому, что там среди буржуазной интеллигенции существует вызванное тем же страхом гибели течение, подобное «народничеству», пережитому нашей интеллигенцией в шестидесятых — семидесятых годах XIX столетия. Суть этого течения такова: обитатели городов, ремесленники и рабочие вырождаются под гнётом культуры, и спастись от вырождения можно только за пределами города, отдав себя во «власть земли».

Один из южноамериканских писателей, Уго Васт, рекомендует «обрезать крылья воображения, полюбить глубину и прелесть простых вещей». Мы прекрасно знаем, что значит «простые вещи» в быте деревни: женщина в положении рабочего скота, безграмотность, суеверие, пьянство — как единственное удовольствие, «снохачество», сифилис, каторжный труд на земле, нищета и вымирание.

Ещё дальше, чем граф Кайзерлинг и Уго Васт, идёт бывший премьер-министр Франции Кайо. Он прямо говорит: «Если человек хочет существовать, он должен заковать в цепи нового Прометея — науку».

Всё это, товарищи, явные признаки одичания буржуазии, — одичания от страха перед гибелью. Признаков таких можно указать десятки и сотни.

Все эти панические, старые церковные мысли воскресают, распространяются, как плесень, и, конечно, не могут не влиять на массы мещанства, способствуя процессу его «загнивания с головы» и убыстряя этот процесс.

Отнюдь не преувеличивая силы факта, мы можем сказать, что в деле организации и накопления рабочей творческой энергии уже опередили буржуазию Европы.

В тёмную многомиллионную массу нашего крестьянства мы ежегодно выпускаем тысячи молодёжи, которая отлично сознаёт значение науки, её руководящую роль, сознаёт, что для полного уничтожения тьмы и горя жизни необходим именно Прометеев огонь науки.

И не с неба, как Прометеем, добывается вами этот огонь, а вы зажигаете его в себе, живя и работая над собой в условиях нелёгких, но не теряя мужества и всё более глубоко чувствуя радость познания.

Горячий мой привет вам, товарищи, и поздравляю вас с тринадцатым годом новой жизни, с третьим годом пятилетки, великой и трудной задачи, которую вы призваны разрешить и — разрешите!

Письмо ЛОКАФу Белорусского военного округа

Дорогие товарищи!

Благодарю вас за ваше письмо, высоко ценное не только для меня.

Разумеется, я горжусь тем, что бойцы Красной Армии считают меня, литератора, «своим человеком», товарищем, но ваше письмо имеет другое, более важное, культурно-революционное значение. В чём я вижу его?

В том, что никогда ещё не было армии, которая говорила бы революционеру: ты — наш друг; в том, что бойцы советской Красной Армии, обучаясь владеть винтовкой, сознают и силу революционного слова, а сознавая это — хотят научиться действовать словом так же, как своим оружием.

В том, что вы, бойцы Союза Советов, ясно понимаете: в будущих битвах против вас выступят такие же, как вы, рабочие, крестьяне, обманутые хозяевами, ослеплённые ложными идеями, и что против людей, которые пойдут на смерть для того, чтобы укрепить над собой власть хозяев, — вам, товарищи бойцы, придётся употреблять и оружие слова, придётся создавать из невольных врагов искренних товарищей.

«На войне — дерутся, а не рассуждают», — говорили генералы капиталистов. Наверное, они и сейчас думают всё ещё так. Но мы имеем не мало оснований думать, что солдаты буржуазных армий уже и теперь «рассуждают» и что недалеки те дни, когда эти солдаты тоже заговорят языком бойцов Красной Армии. Солдатам европейских армий слишком часто приходится выступать против безработных, и они начинают понимать, что, отслужив в армии, которая охраняет буржуазию от напора безработных, от «внутреннего врага», — они сами должны будут увеличить количество безработных.

Экономический кризис растёт, безработица усиливается. Новогодние речи политических «вождей» буржуазии прозвучали уныло,

Скачать:PDFTXT

право» на убийство словами больного манией величия. «Я принадлежу, — заявляет он, — к числу людей наиболее сильных, скажу даже — совершенно исключительно одарённых силой воли и способностью принимать решения.»