Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в тридцати томах. Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929-1931

Но изредка они сами чувствуют, что их враньё доходит до нелепости, и тогда получаются курьёзы. Берлинская газета «Руль» — одна из наиболее обозлённых на что-то, очень глупая и хвастливая, — печатает небольшое самовосхваление:

«По поводу разнообразных слухов, вызванных последними событиями в Москве, авторитетная «Кёльнише фольксцейтунг» приводит выдержки из парижской газеты «Круа», которая обращает внимание на ложные информации, идущие большею частью из Риги и Ревеля, и противопоставляет им добросовестную информацию некоторых газет, в особенности берлинского «Руля», имеющего возможность получать сообщения из России и благодаря серьёзной литературной опытности, восходящей ещё к изданию «Речи» в Петербурге, умеющего отличить фальшивые сведения от подлинных.»

В том же номере и на той же странице «Руля»:

«Из Москвы сообщают, что там очень недовольны нынешним «ректором» Казанского университета тов. Григорием Зиновьевым; партийная контрольная комиссия настаивает на его немедленном удалении из Казани. Правда, «академическая» деятельность Зиновьева особых нареканий не вызывает: благодаря многократным чисткам среди профессуры и студенчества, а также энергичному проведению «ленинско-марксистской линии» в научно-учебной работе несчастный Казанский университет доведён ныне до такого плачевного состояния, что пережитые им некогда приснопамятные времена Аракчеева и Магницкого представляются эпохой процветания… Зато широкая жизнь разгулявшегося на волжском просторе тов. ректора, его барские, «помещичьи» привычки… и т. д.»

Но Г.Е. Зиновьев в Казани не был, а в день сочинения этой заметки находился в Берлине. «Несчастный Казанский университет» за последние годы сильно разросся, организовав ряд специальных институтов по изучению трахомы, туберкулёза, а в истекшем году вырос «Институт анатомии».

Газетку «Руль» не однажды уличали во лжи и эмигрантские газеты; так, например, парижская газета Милюкова доказала, что письма «Красного командира» сочинялись в редакции «Руля», и сочинялись безграмотно.

Всё это — ничтожные пылинки, но, когда их много, они образуют облако пыли, и людям, которые искренно хотели бы знать правду о жизни в Союзе Советов, приходится смотреть сквозь грязное облако. Но дело не только в этих людях, а в массе рабочих Европы и Америки, — этой пылью клеветы и лжи хотят ослепить именно пролетариат. Легенды о «принудительном труде» созданы не только для целей экономического бойкота Союза Советов, но и для того, чтоб попытаться скомпрометировать в глазах пролетариата социалистическое строительство рабочих и крестьян Союза Советов.

Его понемножку подготовляют к участию в новой бойне. В 1914 году социал-демократы толкнули его на поля смерти, в 18-м «социалисты» расстреливали рабочих на улицах Берлина. Это следует крепко помнить.

Недавно я слышал в граммофоне песенку хора негров, в ней есть такая фраза:

Мы снова идём куда-то драться,

Но, как в прошлый раз, мы не знаем — зачем?

Если пролетарии Европы и Америки не хотят, чтоб ещё раз десятки миллионов их были уничтожены, они должны твёрдо знать, куда и зачем их толкают, и должны знать, за кем идти следует им.

Клевета и лицемерие. Товарищам просвещенцам Орехово-Зуева

Получил ваше письмо, горячо благодарю вас за внимание к моей работе.

Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят энергичные строители нового мира, новой культуры. Но мне думается, товарищи, что вам не следует особенно возмущаться тем бездарным и тусклым шумом, который подняла пресса буржуазии и эмигрантов и который вы называете «травлей Горького». Шум этот начат не вчера и, я надеюсь, кончится не раньше моей смерти, потому что раньше этого срока я не сойду с позиции, на которую меня поставила ваша боевая энергия.

«Руки прочь от Горького!» Зачем? Пускай касаются, я умею бить и по рукам и по щекам. Пусть наши враги как можно больше и бесплодней тратят остаток своих сил.

Горький же раздражает их постольку, поскольку он служит эхом музыки победоносного марша рабочих и крестьян Союза Социалистических Советов, — марша к великой цели, поставленной ими перед собой. Врагам нашим в истории «не везёт». Что они выдвигают против нас? Мобилизовали свою прессу, и она ежедневно чадит клеветой, ложью. Но без советского «сырья» капиталистам неудобно жить, и они сами же принуждены опровергать грязные выдумки своих «разбойников пера и мошенников печати». Давно ли их пресса доказывала, что «пятилетка» — фантазия? Теперь они всё чаще повторяют, что она осуществима. Давно ли придумали глупую сказку о «принудительном труде»? И уже понемножку сами начинают опровергать её. Они, конечно, могут двинуть, против Союза Советов своих рабочих и крестьян, вооружённых от пяток до зубов наилучшими орудиями человекоистребления. Но чем они замажут глаза и уши своих солдат — людей, которые тоже желают быть свободными и уже знают, что это возможно, что в Союзе Советов нет рабов, нет безработных.

Две недели тому назад европейский капитал пустил в современную действительность серое облако той старой словесной пыли, которой он на протяжении многих веков портил слух и зрение рабочего народа. Устами главы католической церкви, папы римского, хозяина «Града Ватикана», капитализм по радиотелеграфу провозгласил «городу и миру»:

«Богачи должны рассматривать себя как служителей божественного провидения, как хранителей и распределителей его добра, которым сам Иисус Христос вверил судьбу неимущих.»

Так как, в конечном счёте, это не что иное, как голос самих же богачей, то они, служа «божественному провидению» и пользуясь безработицей, не только отказываются кормить 35 миллионов беаработных, а начинают играть на понижении заработной платы. Они устами «князя церкви» мудро советуют «неимущим»:

«Не пренебрегать, — помня пример спасителя нашего Иисуса Христа, его бедность и обещания, — не пренебрегать накоплением духовных богатств, столь доступных им в наше время. И, стремясь к улучшению, в позволительной мере, своего положения» сердечной добротой и прямотой заслужить милосердие господа и, не творить неправедных дел.»

Далее «князь церкви» обращается к

«РАБОЧИМ И РАБОТОДАТЕЛЯМ

Как рабочих, так и работодателей просим избегать всяких враждебных действий и взаимной борьбы и в братском и дружественном единении взаимно поддерживать друг друга: одни — своими средствами и руководством, другие — своим трудом и сноровкой, и, требуя лишь того, что справедливо, и не отвергая ничего справедливого, достигнуть, не нарушая установленного порядка, не одной только личной выгоды, но и, в неменьшей мере, общего блага.»

Вот как, товарищи просвещенцы, просвещает «неимущих» и «рабочих» римско-католическая церковь, выполняя своё «задание» — утверждать и поддерживать капиталистический строй, основанный на бессмысленной и бесчеловечной эксплуатации рабочих и крестьян. Человек, который говорит эти слова, давно лишённые смысла, — человек этот знает, что церковь бедного Христа диавольски богата, что в Италии существует «Банк Санто Спирито» — банк святого духа. Знает он и то, что церкви Христовы отличаются от настоящих банков только тем, что вклады клиентов — в церкви — не возвращают клиентам. Ему, разумеется, известно и то, что «бедные» лишены возможности «накоплять духовные богатства» в условиях капиталистического строя. «Добрый» совет «бедным» князя богатейшей из церковных организаций даёт отличную тему сатирическим журналам, и очень жаль, что буржуазная пресса, при её «свободе слова», лишена свободы смеха.

«Властителям» судеб рабочего народа «князь церкви» очень мило посоветовал «руководствоваться справедливостью, творить благо, а не зло». Это даёт нам право ожидать, что английские твердолобые лорды, так же как закоренелые мещане Франции во главе с Аристидом Брианом, отнесутся к совету из Рима вполне серьёзно; со свойственным этим людям великодушием и «душевной прямотой». Лично я жду, что они немедля прекратят вооружения, откажутся от своего намерения устроить разбойничий набег на Союз Советов и скажут нашим рабочим, нашим крестьянам: «Ну, ребята, — ничего не поделаешь с вами! Папа не желает, чтоб мы делали зло, так уж, если вы начали создавать добро, — продолжайте, мы вам мешать не будем!»

После этого, дома у себя они предложат рабочим «перековать мечи на орала» и начнут кормить миллионы рабочих, умирающих с голода.

Но — если отбросить «шутки» в сторону и вслушаться в кроткий голос капитала из Рима серьёзно? Какая скудость мысли звучит в этом голосе, какая нищета духа! И — какое лицемерие!

Сердечно приветствую вас, товарищи борцы за прекрасное будущее!

Привет победителям

Горячо поздравляю товарищей рабочих-мазутчиков Баку с прекраснейшей победой!

Товарищ Сталин сказал, что у нас есть все объективные условия для победы социализма и дело за условиями субъективными. Эти условия целиком сводятся к двум: одно из них — сознание рабочим классом цели своего героического труда, другое — сознание, что для концентрированной трудовой энергии нет препятствий, которые она не могла бы преодолеть.

Вы, товарищи, выполнив пятилетку в два с половиной года, доказали, что оба эти условия у нас налицо. Ваша победа послужит вдохновляющим примером для рабочих всех областей промышленности, добывающей и обрабатывающей. Вашей победой вы ещё раз сказали врагам Союза Советов, как богатырски выросли вы за тринадцать лет, как велика ваша сила, как организована воля.

Привет победителям! Путь от победы к победе становится всё свободнее, шире!

Да здравствуют победители и вожди их!

Ответ костромским рабочим типографии «Красный печатник»

Получил ваше письмо, дорогие товарищи. Очень благодарю Вас за дружеские чувства, выраженные Вами в этом письме, и, конечно, горжусь тем, что Вы хотите дать «Красному печатнику» моё имя.

Каждый раз, получая письма, подобные Вашему, чувствуешь точно ожог энергии, которая притекает из Союза Советов, где эта энергия творит чудеса, создавая новую жизнь, новых людей. А вместе с этим становится грустно, что вот здесь, в Италии, рабочий класс ещё не создал писателей, которые могли бы честно, свободно и с радостью служить ему. Но эта грусть ненадолго, на минуту. Сияние северной энергии достигает и сюда

Бывают случаи, когда и здесь встречаются люди, чувствующие «по-советски», случаи такие наблюдаешь всё чаще. Здесь много ходит по деревням немецких рабочих безработных; они работают у крестьян за кусок хлеба, за лиру — за две в день, лира — 10 копеек.

Есть тут и свои безработные. Люди разного языка неплохо понимают друг друга потому, что есть слова, которые на всех языках звучат одинаково. Слова эти: Ленин, Сталин, Советы. В церквах здесь по приказу папы римского попы молятся за «страдающий русский народ». Но бывает так, что прихожане спрашивают попа: «А Вы знаете, что русские рабочие — хозяева в своей стране и безработных там нет?» За такие вопросы, конечно, арестуют.

Вот на днях я получил письмо от рабочих из Сибири, с Кузнецкого строительства; автор письма жалуется на тяжёлые жилищные условия, а пожаловавшись, пишет: «Впрочем — наплевать, потерпим. Начали строить дома для нас, кино строят, ФЗУ. Можно потерпеть, работаем на себя, а не на чужого дядю». Всё глубже врастает в сознание советского рабочего то, что он работает именно на себя и что его примеру последует пролетариат всего мира.

Это — самое главное, что нам надо, товарищи. В этом сознании смысла работы — неисчерпаемый источник творческой энергии.

Крепко жму железные Ваши руки, строители нового мира!

Может быть, летом увидимся.

О действительности

На процессе

Скачать:PDFTXT

Но изредка они сами чувствуют, что их враньё доходит до нелепости, и тогда получаются курьёзы. Берлинская газета «Руль» — одна из наиболее обозлённых на что-то, очень глупая и хвастливая, —