всегда производное от массы, фокус, в коем сосредоточивается её энергия и который отражает её обратно в массу. Это — диалектика драки.
Философия воспитывает интеллект, но плохо действует на социальные эмоции, на чувство органической связи единицы с массой. Философам свойственно изображать себя сверхчеловеками. Критика? Она действует приблизительно так же. Критик воображает себя слишком учителем, а учителя в огромном большинстве — это люди, которые, поучая, забывают необходимость учиться самим. Они слишком часто глохнут и слепнут от словесного шума нахватанных знаний, от мишурного блеска мысли, которую они наскоро усвоили. Это очень относится к нашим критикам.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство. Именно влиянием художественного образа надобно объяснить тот факт, что икона действовала на массу всегда более сильно, чем молитва.
Практический вывод из сказанного здесь такой: для успешной борьбы против заболевания «ячностью», против вкоренённого веками индивидуализма необходимо дать массе наших молодых читателей историю индивидуалистов в XIX веке. Эта история — драматическая, но и смешная — «трагикомическая» история, — великолепно написана крупнейшими художниками Европы и России в художественных образах огромной и убедительной силы.
Госиздат должен организовать выпуск серии книг, посвящённых молодому человеку XIX столетия. Эти книги покажут молодым нашим людям, заболевающим «ячностью», что переживали их предшественники и в каком болоте утопали они, покажут воочию, как даже и талантливые люди, защищая неприкосновенность частного хозяйства своей души, бесплодно жили, бессмысленно погибали.
Комментарии
Ответ на анкету американского журнала
Впервые напечатано после смерти автора в журнале «Интернациональная литература», 1941, номер 6, июнь.
Статья не закончена; по содержанию и внешним признакам рукописи она датируется концом 1928 — началом 1929 года.
В авторизованные сборники статья не включалась.
Печатается по тексту журнала «Интернациональная литература», сверенному с рукописью (Архив А. М. Горького)
…убийство Сакко и Ванцетти. — Итальянские рабочие Сакко и Ванцетти, работавшие в США, 5 мая 1920 года были арестованы в штате Массачусетс по ложному обвинению в ограблении и убийстве, сфабрикованному американскими охранниками. В следующем году американский суд приговорил их к смертной казни. Приговор вызвал возмущение трудящихся всего мира. В течение нескольких лет честные люди всех стран требовали отмены приговора. Тем не менее приговор был приведён в исполнение: 23 августа 1927 года Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле
«дело Дрейфуса»… — см. примечание к статье «Поль Верлен и декаденты» в томе 23 настоящего издания
…сухой режим. — Речь идёт о принятом в США в 1920 году законе, запрещавшем изготовление и продажу спиртных напитков. Принятие закона породило в США невиданную спекуляцию спиртными напитками, ввозившимися контрабандным путём. Ввоз контрабанды нередко сопровождался вооружёнными столкновениями контрабандистов с полицией. В 1933 году закон о «сухом режиме» был отменён.
О «маленьких» людях и о великой их работе
Первая часть статьи, кончая словами: «…имеют право на титул великих людей нашего мира», впервые напечатана в виде редакционной статьи в журнале «Наши достижения», 1929, книга первая январь-февраль. Вторая часть — в журнале «Наши достижения», 1929, книга вторая март — апрель.
Написано в конце 1928 — начале 1929 года.
Идея создания журнала «Наши достижения» возникла у М. Горького в 1927 году, до его приезда из Италии в СССР. Журнал «Наши достижения» издавался под редакцией М. Горького с 1929 по 1936 год.
Статья «О «маленьких» людях и о великой их работе» включалась во все издания сборника статей М. Горького «О литературе».
Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и другими авторизованными текстами (Архив А. М. Горького).
«Чем беспощадней и свободнее становится наука, тем больше приходит она в согласие с интересами и стремлениями рабочих». — Изменённая цитата из книги Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах» (см. К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т. XIV, М.-Л. 1931, стр.677–678).
«Религия — дурман для народа». — М. Горький, по-видимому, имеет в виду следующее место из статьи В.И. Ленина «Социализм и религия» (1905): «Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (В.И. Ленин, Сочинения, изд.4-е, т.10, стр.66).
«Рабочий народ должен овладеть наукой», — многократно повторял Ленин… — См., например, статьи и речи В.И.Ленина: «О чём думают наши министры?» (В.И. Ленин, Сочинения, изд.4-е, т.2), «Очередные задачи Советской власти» (там же, т.27), «Задачи Союзов Молодёжи» (там же, т.31), «Лучше меньше, да лучше» (там же, т.33) и др.
О мещанстве
Впервые напечатано в журнале «На литературном посту», 1929, номера 4–5, февраль-март.
Статья написана не позднее 20 февраля 1929 года, о чём свидетельствует письмо М. Горького к одному из его корреспондентов (Архив А. М. Горького).
Статья включалась в первое и второе издания книги М. Горького «Публицистические статьи».
Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с рукописью, авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького) и печатным текстом.
Когда Советская власть предложила… — В 1927 году на подготовительной Комиссии к конференции по разоружению в Женеве Советским правительством был предложен проект всеобщего, полного и немедленного разоружения. Правительства Европы отклонили предложение СССР; последующее предложение Советского правительства — принять решение о частичном (до 50%) всеобщем разоруженнии — было также отвергнуто империалистами
…такие слова… — М. Горький приводит слова мещанина Чикилева — героя романа Л. Леонова «Вор».
…снабжает его психологией Ивана Ильича… — главный персонаж повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Макар Девушкин — главный персонаж романа Ф.М. Достоевского.
Президиуму Серпуховского вечернего рабфака имени М. Горького
Впервые напечатано в газете «Правда», 1929, номер 77 от 4 апреля.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту газеты «Правда», сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
См. также письмо М. Горького серпуховским рабфаковцам.
Речь на открытии II Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников
Впервые напечатано в стенографическом отчете Всесоюзного съезда воинствующих безбожников в 1930 году.
Речь произнесена М. Горьким 10 июня 1929 года в Москве.
В авторизованные сборники не включалась.
Печатается по тексту первой публикации.
Предисловие к брошюре о дне индустриализации
Впервые напечатано в 1929 году.
Под статьей имеется дата: 10/VII 1929.
В авторизованные сборники статья не включалась.
Печатается по рукописи (Архив А.М. Горького).
Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры
Впервые напечатано в виде вступительной статьи к «Книге тысячи и одной ночи», том I, издание, Л. 1929.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту указанной книги, сверенному с правленными автором двумя рукописями, авторизованными машинописями и корректурой (Архив А.М. Горького).
О бесчеловечии
Впервые, под заглавием «Циничное бесчеловечие…», напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, номер 171 от 28 июля.
Под заглавием «О бесчеловечии» включено в первое издание книги М. Горького «Публицистические статьи».
Печатается по тексту указанной книги. Текст сверен с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
День индустриализации
Впервые, под заглавием «Пальцы могучей руки рабочего класса», напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, номер 178 от 6 августа.
Под заглавием «День индустриализации» включалось в первое и второе издания книги М. Горького «Публицистические статьи».
Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги. Текст сверен с авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
…тем скорее будет выполнен боевой завет Владимира Ильича Ленина… — М. Горький имеет в виду следующие слова В.И.Ленина из статьи «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь 1917 г.): «В силу ряда исторических причин… в России раньше других стран вспыхнула революция. Революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны.
Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически» (В.И.Ленин, Сочинения, изд.4-е, т.25, стр.338).
О том, как надобно писать для журнала «Наши достижения»
Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, номер 193 от 23 августа.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту газеты «Известия», сверенному с авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
«Чем ночь темней, тем звёзды ярче»… — см. примечание к статье «Десять лет» в томе 24 настоящего издания.
…«чтобы словам было тесно, мыслям — просторно». — Из стихотворения Н.А.Некрасова «Форма».
Пионерам
Впервые напечатано в журнале «Пионер», 1929, номер 16 от августа.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту журнала «Пионер».
О Викторине Арефьеве
Впервые напечатано в журнале «Сибирская живая старина», издание Восточно-Сибирского отдела государственного русского географического общества, вып. VIII–IX, Иркутск, 1929.
Арефьев Викторин Севастьянович был в ссылке в Сибири; ему принадлежит ряд работ по этнографии Сибири, имеющих научное значение и содержащих много записанных В. Арефьевым песенных текстов. Ленинская «Искра» (номер 9, 1901, октябрь) в связи со смертью В.С. Арефьева опубликовала некролог.
В авторизованные сборники статья не включалась.
Печатается по тексту журнала «Сибирская живая старина»
…целое исследование о саратовской «Матане»… — напечатано в «Саратовском дневнике», 1893, номер 285, 30 декабря; номер 286, 31 декабря, под названием «Новые народные песни. Деревенские думы и дела». Подпись: Н.А-ф-в
…забыл их в лодке Изота… — Изот — крестьянин села Красновидова; см. о нём в повести М. Горького «Мои университеты».
Хорошая книга
Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, номер 290 от 10 декабря. Тот же текст опубликован в виде предисловия к книге К.Горбунова «Ледолом», М.-Л. 1930.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту газеты «Известия», сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, номер 292 от 12 декабря; номер 293 от 13 декабря.
Включалось в первое и второе издания книги М. Горького «Публицистические статьи».
Печатается по тексту, подготовленному автором для второго издания указанной книги.
Текст сверен с рукописью и авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького).
…«величайшее дело нашего века»… — выражение принадлежит французскому писателю Р.Роллану. См. примечание к статье «О белоэмигрантской литературе» в томе 24 настоящего издания.
«Высшее существо для человека — сам человек…» — По всей вероятности, М. Горький цитирует по памяти следующее место из статьи К.Маркса «К критике гегелевской философии права» «Критика религии заканчивается учением, что человек есть высшее существо для человека, следовательно категорическим императивом ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, обременённым, презренным существом…» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. I, стр. 406).
О сказках
Впервые напечатано в виде вступительной статьи к «Книге тысячи и одной ночи», том I, издание, Л. 1929.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту указанной книги, сверенному с правленными автором двумя рукописями, авторизованными машинописями и корректурой (Архив А.М. Горького).
Предисловие к книге писем и речей крестьян о Советской власти
Впервые напечатано в 1929 году.
В авторизованные сборники не включалось.
Печатается по тексту первой публикации, сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).
Молодая литература и её задачи
Впервые напечатано в извлечениях после смерти автора в газете «Правда», 1941, номер 167 от 18 июня. Полностью — в книге «Архив А.М. Горького,