и от тех бытовых пережитков, которые затрудняют культурный рост деревни.
Разоружить зоологический крестьянский индивидуализм можно, только вооружив крестьян машинами — трудом рабочих рук, рабочего разума.
Ленинская идея социалистического соревнования — одна из крупнейших идей этого человека, Действительного вождя всей мировой массы трудового народа. Как все его идеи, она — проста. Она требует только одного: усилить напряжение труда рабочих на самих себя, на своё государство, где только они — хозяева, работать честнее, лучше, чем они работали на капиталистов.
Социалистическое соревнование требует также решительной и быстрой перемены к лучшему небрежнейшего и постыдного отношения к рабочим-изобретателям. Если подсчитать всю ту пользу, которую уже принесло изобретательство рабочих рабоче-крестьянскому государству, то есть самой же массе трудящихся, — мы получим ослепительную цифру в миллионах рублей. Мы увидим, что вместе с работниками науки наши изобретатели, развивая и совершенствуя науку и технику, успешно освобождают Страну Советов, то есть её рабочих и крестьян, от зависимости иностранного капитала, от необходимости ввозить к нам из-за границы продукты иностранных промышленников.
Факты отвратительного, казённого, бюрократического отношения к изобретателям всем известны. Им не должно быть места в стране, организующей социалистическое соревнование, в стране, где простой низовой рабочий маляр выдвигает такую прекрасную идею, как «День индустриализации», — день, которому следует придать значение ежегодного праздника.
Мы слишком дёшево ценим такие факты, как выступление маляра Слободчикова, а ведь они говорят нам о действительном преображении рабочего, который ещё не так давно — в массе своей — был покорным и немым рабом бесчеловечных владык.
Я знаю, помню, что мы не веруем в «героев» и не от них ждём «освобожденья». Но я вижу, что в наш мир пришли иные, новые герои — герои иного характера, иных целей. Этих героев родит и выдвигает трудовая масса, и они не требуют преклонения себе. Но надобно мнать и помнить, что необходимо внимание к их работе. Посылая их далеко вперёд себя как пионеров индустрии, как разведчиков путей к социализму, рабочая армия, партия и Советская власть должны создавать для них атмосферу сочувствия к ним, к их труду. Это — в интересах рабочего класса и Советской власти, не понимать этого — преступно.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой!
Так! Но наши герои труда и науки — это пальцы могучей руки рабочего класса.
О том, как надобно писать для журнала «Наши достижения»
В капиталистическом государстве, разорвавшем людей на взаимно враждебные классы, рабочие и крестьяне трудятся на фабрикантов и помещиков. Трудом рабочих и крестьян укрепляется власть хозяев, которые живут, кидаясь роскошью, создавая из пота и крови трудящихся бессмысленные многомиллионные капиталы, заботясь не о том, чтобы облегчить труд, а только о том, чтобы заплатить за труд дешевле. Государство капиталистов совершенно равнодушно к тому, что в тяжких условиях труда рабочие вырождаются, что среди них вместе с ростом нищеты растут пороки, болезни, растёт преступность. Из множества этих пороков особенно пагубны привитые капитализмом зависть и жадность. Они зародились на почве «инстинкта собственности», на почве звериного стремления человека создать для себя независимый уголок в жизни и урвать более сытный кусок хлеба для себя и своей семьи. Это хищническое стремление образовало обширный слой мелких собственников — «мещанство». Капиталисты окружили себя мещанами, как дворовыми собаками, и, бросая им кости со своего стола, выкормили себе покорных рабов, усердных идеологических и физических защитников власти хозяев, защитников «священного института собственности» и паразитов рабочего класса. Так же, как и капиталист, мещанин питается потом и кровью рабочих. Капиталистическое государство — организация крупных и мелких воров и грабителей; они становятся всё более откровенно наглыми и бесчеловечно жестокими в отношении к рабочему классу и нищенски живущему крестьянству. В капиталистическом государстве рабочие и крестьяне бессмысленно трудятся на крупную и мелкую буржуазию в явный вред себе, для упрочения власти хозяев, для укрепления своего рабства.
В государстве рабочем, социалистическом все его работники трудятся друг для друга. Труд каждого из нас есть труд для всех, и труд всех — для каждого из нас.
Это надобно хорошо сознавать, и только тогда, когда этот факт будет осознан, у нас вырастет, образуется новое, необходимое отношение друг ко другу — отношение истинных, честных социалистов. Надобно продумать, понять очень простой факт: все области и формы труда одинаково нам — государству рабочих и крестьян — необходимы, и все они государственно, социалистически равноценны. Для жизни каждого из нас необходима работа крестьянина в поле, для крестьянина необходима работа инженера, техника, литейщика, слесаря, токаря, создающих машины, которые облегчают каторжный труд крестьянина; для каждого из нас необходима работа шахтёра, добывающего металлы и топливо из-под земли, электротехника, который даёт нам свет. Жизнь каждого из нас зависит от людей, которые обувают, одевают нас, вооружают наш разум, нашу волю и наши руки — «орудие всех орудий», учат нас грамоте, порабощают и организуют для нас различные силы природы, открывают пред нами тайны её и сокровища, скрытые в земле, картинно, образно рассказывают нам о нас же, о наших радостях и печалях, о преступлениях наших друг против друга, о наших глупостях, ошибках и пороках, а также о героическом, великом труде нашем, который всё более быстро обогащает Страну Советов. Ткачиха и швея, учительница и актриса так же необходимы каждому из нас, как плотник и столяр, кузнец и каменщик, так же, как учёный, который защищает наше здоровье, как изобретатель, который создаёт новые аппараты, инструменты, машины, как все те работники нашего мира, которые развивают, обогащают наши знания, наш разум, организуют нашу волю на борьбу против всего, что мешает нам создавать здоровую, лёгкую, красивую жизнь, социально справедливые формы и условия государственной жизни. Мы все — борцы единой трудовой армии, цель её — именно в том, чтобы завоевать, создать
совершенно иные, новые формы и условия жизни, новые отношения друг к другу. Эти отношения могут быть созданы лишь тогда, когда мы по-новому переоценим значение труда, решительно изменим отношение к труду.
Труд — основа культуры. Всё в мире создано и создаётся трудом, — это известно, это понятно, это особенно хорошо должен чувствовать рабочий. Но всё ещё плохо сознаётся и чувствуется тот совершенно новый факт, что в Стране Советов труд должен служить не для накопления денег, не для того, чтобы — как это делается в государствах капиталистов — превратить пот, кровь и мускульную силу рабочих в золото, хранить его в бездонных карманах буржуазии, тратить его на вооружение для защиты своей власти над миром, для организации всемирного истребления рабочих и крестьян, тратить на бессмысленную и отвратительную роскошь, тратить — в конце концов — на организацию всевозможных преступлений против трудового народа.
Есть пословица: «Не в деньгах — счастье», эту пословицу давно пора изменить так: «Несчастье мира — в деньгах». В Стране Советов цель труда — снабдить всё население страны всеми продуктами труда, которые необходимы для того, чтобы все люди были сыты, хорошо одеты, имели бы удобные жилища, были здоровы, пользовались бы всеми благами жизни, в Стране Советов цель труда — развитие культуры, развитие разума и воли к жизни, создание образцового государства работников культуры. В Стране Советов каждый излишне заработанный рубль должен возвратиться в общегосударственную кассу для того, чтобы снова послужить культурным потребностям всех рабочих и крестьян, для того, чтобы ускорить процесс обогащения всей страны, процесс индустриализации её. У нас все рабочие и крестьяне работают друг на друга и каждый — на всех, а не для своего личного накопления дрянненьких, грязных бумажек, которые служат для капиталистов орудием порабощения рабочих, причиною развития зависти, жадности, роста преступления и вырождения трудового народа.
Необходимо понять, что всякий труд в Союзе Советов — государственно необходим и общественно полезен не как труд, создающий «удобства жизни» для «избранных», а как труд, который строит «новый мир» для всей массы рабочих и крестьян, для каждой из единиц этой массы. При таком понимании нового значения труда мы оценим каждого труженика как «своего человека», который работает для всех, а он должен понять, что все работают на него.
До Октябрьской, социальной революции огромное большинство рабочих и крестьян было заинтересовано только тем, чтобы не умереть от голода. Лишь незначительное меньшинство рабочих интересовалось общим ходом развития производства, которое росло за счёт их труда. В наши дни необходимо, чтобы каждый рабочий и крестьянин хорошо знал всё, что создаётся, строится коллективной силой всей рабочей массы на полях и на фабриках всего Союза Советов.
Журнал «Наши достижения» неоднократно говорил о том, почему рабочие и крестьяне должны знать всё, что делается ими, весь процесс и все результаты великого труда, быстро обогащающего нашу страну. Знать это они должны потому, что они хозяева в своей стране. Плох тот хозяин, который не имеет достаточно ясного представления о том, как растёт его хозяйство.
По своей основной цели журнал «Наши достижения» должен быть не только журналом для массы, но журналом, который создаст сама же масса в лице своих грамотных представителей: рабселькоров, крестьян-опытников, начинающих писателей и различных «выдвиженцев» из массы. Журнал должен быть зеркалом, которое последовательно, ежемесячно отражает рост и ход государственной работы всех сил Союза Советов.
Изданные в текущем году книги журнала цели этой не осуществили. Деятельного сотрудничества передовых единиц массы редакция не могла организовать, большинство статей журнала писалось не теми людьми, на труд которых редакция рассчитывала. Печатались главным образом статьи «хозяйственников». Хозяйственникам писать статьи для массы — некогда, и они не умеют писать с достаточной простотой. Они пишут или сухо, казённо, как пишутся отчёты, или же слишком «мудрёными» словами. В общем они плохо пишут потому, что плохо понимают, для кого пишут, — они недостаточно определённо представляют себе читателя.
Писатель должен вполне определённо и ясно видеть лицо того существа, на внимание которого он рассчитывает. К современному массовому читателю нельзя обращаться с таким, например, набором слов: «Комплекс этих и равноценных фактов не может не возбуждать героику и энтузиазм трудовой массы».
В этих словах два отрицания, поставленные рядом, только путают понимание читателя, и хотя слова говорят о массе, но направлены мимо неё. Бесполезно для читателя соединять такие слова, как, например: «Действительность императивно диктует», или: «Прыжок через барьеры, нагороженные моралью культуртрегеров на арене социальной педагогики, обязателен для волюнтариста».
Попробовав пережевать эту словесную мякину, читатель — молодой рабочий — сердито спрашивает: «Волюнтарист, это кто такой? Представляется вроде козла, что ли?»
Грамотные люди форсят своим знанием иностранных слов, очевидно, не зная, что наш язык достаточно богат и мы вполне точно, вполне свободно можем всё сказать своими словами, прибегая к помощи чужеязычных только изредка, очень осторожно. Обращаясь к