Собрание сочинений в тридцати томах. Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933

ведёт мир трудящихся к вырождению и гибели. Они должны понять, что рабочий Союза Советов, полноправный властелин страны своей, указывает им путь к возрождению трудового человечества.

Капиталистический мир на краю пропасти, историческая обязанность пролетариата — столкнуть этот изживший себя, гниющий мир в пропасть.

Не забывать ни на минуту…
Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сёстрам в их великом труде, молодёжь должна неутомимо вооружаться знаниями. Для того чтоб хорошо понять дела сегодняшнего дня, надобно знать, что сделано вчера. Иными словами: недостаточно ознакомиться с теорией, а следует знать факты, на которых она построена, из которых извлечена. Факты создаются разумом и волей людей, — волей, направленной к творчеству таких форм, таких условий жизни, которые предоставили бы всем и каждому равную возможность роста всех сил и способностей; таких условий, которые уничтожили бы все причины возникновения социального неравенства и угнетения большинства — трудового народа — своекорыстным, бесчеловечным меньшинством — капиталистами.

Капитализм стал уже «диким мясом» на теле трудового народа, это «дикое мясо» необходимо устранить, его можно устранить только путём хирургии — путём революции. У нас, в Союзе Советов, концентрированная энергия партии коммунистов, единственно действительной партии рабочего класса, срезала нарост «дикого мяса», излечилась от язвы, которая физически истощала, морально развращала трудовой народ. Рабочий класс Союза Советов, не щадя своих сил, поспешно и удачно строит первое в мире социалистическое государство — первую крепость пролетариата всех стран. Капитализм издыхает от собственного ожирения, оттого, что опился кровью рабочих и уже не в силах сосать её так жадно, как сосал раньше. Он — издыхает, но ещё жив, и он готовится к нападению на государство наше. Это — первое, что нам необходимо знать и помнить.

Второе: мы находимся в окружении капиталистических государственных организаций, которые ненавидят нас, и мы делаем наше великое дело на глазах трудового народа всей земли, — народ этот постепенно организуется для того, чтоб последовать примеру его классовых братьев — рабочих Союза Советов. Это — тоже надо знать и помнить, не забывая ни на минуту.

Для того чтоб хорошо знать всё, что есть, надобно знать всё, что было, и всё, что должно быть. Иначе говоря: надобно учиться. Достаточно ли усердно и энергично учимся мы? По некоторым признакам мне кажется, что — недостаточно. Вот, например, тысячи молодёжи пишут стихи. Писательство — это тоже труд, но в некоторых случаях гораздо полезнее читать, чем писать. Я получаю сотни писем с плохими, совершенно безграмотными стихами. Всегда чувствуешь, что написаны они с величайшим напряжением сил. Мне жаль видеть эту бесплодную трату молодой, ценной энергии в наши дни, — в те дни, когда перед нею стоят огромнейшие и прекрасные задачи, — задачи, в решении которых кровно заинтересован весь рабочий мир. Хорошие стихи, конечно, могут помочь росту революционного сознания, по плохими стихами революции — не поможешь.

Мне думается, что молодёжи пора принять какие-то меры против стремления к «стихийности» в её среде. Это стремление носит уже характер эпидемический. Оно бесплодно истощает энергию, которая могла бы с большей пользой уйти на самообразование, на изучение действительности — на труд социально полезный.

Вероятно, «поэты» обидятся на меня. Ну, что ж делать? Правда всегда несколько обидна, но она же и полезна всегда.

Рабочим Магнитостроя и другим
Дорогие товарищи!

Спасибо за приглашение приехать к вам на стройки индустриальных крепостей! Я очень хотел бы посмотреть, как вы создаёте гигантские заводы, побеседовать с вами, кое-чему поучиться у вас, но у меня нет времени на поездки, я занят работой, которую со временем вы, надеюсь, оцените как полезную для вас. Вы сами знаете, что каждый человек должен делать своё дело во всю силу своих способностей, со всею энергией, которой он обладает, — лучшие из вас особенно хорошо знают это, и трудовой героизм их служит примером для всего трудового народа Союза Советов, служит примером и для меня. Время для нас дорого, нельзя терять даром ни единой минуты; задачи, которые мы обязаны решить, — огромны; никогда ещё, никто, ни один народ в мире не пытался поставить пред собою такие трудные цели и задачи, которые поставил и разрешает рабочий класс Союза Социалистических Советов.

Нам нужно в кратчайший срок уничтожить всю старину и создать совершенно новые условия жизни, — условия, каких нигде нет. Мы должны вооружить наше многомиллионное крестьянство машинами, облегчить его каторжный труд, сделать землю более плодородной, научить бороться с засухами и другими капризами природы, которые уничтожают посевы на полях; создать миллионы километров хороших дорог, уничтожить тесные, грязные деревни, построить для работников полей хорошие города со школами, театрами, общественными банями, больницами, клубами, хлебопекарнями, прачечными — вообще со всем тем, чем богаты города и что издавна создавало различие между обычаями, привычками, бытовыми особенностями — «душевным строем» — людей города и деревни. Это вредное различие, навязанное нам прошлой историей, мы должны уничтожить с корнем. Мы должны воспитать сами себя качественно иными: выкорчевать из наших душ всю проклятую «старинку», воспитать в себе больше доверия к всепобеждающей силе разумного труда и техники, должны стать бескорыстными людьми, научиться думать обо всём социалистически, ставить мелкие, личные наши интересы ниже великих задач, решения которых требует от нас работа строительства первого в мире государства, где не будет деления людей на классы, не будет богатых и бедных, хозяев и рабочих, исчезнет главная причина всех бедствий и страданий людей — исчезнет стремление к личной собственности, основе зависти, жадности, глупости. Мы строим государство, в котором каждый будет работать по способностям и получать по потребностям, каждый будет чувствовать себя владыкой всех сокровищ его страны, и пред каждым человеком будут широко открыты пути к свободному развитию всех его способностей. Мы хотим создать новое человечество и уже начали создавать его.

 

По некоторым письмам ко мне я вижу: ещё далеко не все понимают, что личный эгоизмродной отец подлости, и не всем ещё надоело жить той пошлой, глупой жизнью, как жили деды и прадеды. Среди вас, товарищи, немало таких людей, отравленных прошлым, — деревня всё более густым потоком вливает их в среду вашу. Но ваша среда здорова, она оздоровляет даже закоренелых индивидуалистов: вы постепенно насыщаете их вашей трудовой энергией, и уже нельзя сказать, что социально «горбатых одна могила исправит», — исправляет их и социалистический героизм рабочего класса. Однако вы должны неустанно твердить людям старого мира, что у дедов и прадедов их не было в жизни иной тропы, кроме подленькой и узкой тропинки к богатым. По этой тропе можно было пробраться только верхом на хребте бедняка, классового брата своего, — так деды, прадеды и пробирались к большим деньгам, теряя совесть, увеличивая тяжесть гнёта богатых над бедными. Большие деньги растут, как плесень, и чем более богат человек, тем меньше он человекоподобен, тем более жадно, с мясом и кровью, выжимал из бедняков рубли.

Мы видим теперь, до чего дошли капиталисты Европы и Америки: разбогатели пышно, сказочно и накопили 35 миллионов безработных; тысячи богачей задыхаются в золоте, а миллионы бедняков издыхают с голода. Сосчитайте: если б каждый из 35 миллионов безработных мог купить для себя хоть на рубль в день, — сколько прибыли попало бы в карманы капиталистов? Но получилось так, что продать есть что, а купить — некому. Дёшево продавать капиталисты не хотят, они предпочитают уничтожать избыток товаров для того, чтоб не понизилась цена их. Это гнусно, но это правда. 14 августа газеты Европы поместили такую телеграмму из Америки:

«Нью-Йорк. 12 августа сельскохозяйственное управление САСШ сообщило губернаторам четырнадцати хлопководческих штатов своё предложениеуничтожить одну треть урожая хлопка 1931 года в целях повышения цен.»

Телеграмма эта — не выдумка. Её подтверждают газеты Америки, и одна из них — «Вашингтон пост» — пишет даже так:

«Унизительным комментарием современного умственного состояния Америки и её производительных сил, позорным крахом системы регулирования потребления и распределения является такое положение, когда при сверхизобилии, с одной стороны, и сильной нужде — с другой, необходимо уничтожать ценные продукты. Что произошло с производительными силами Америки, когда пшеницу и хлопок нужно сжигать или оставлять гнить на полях, в то время как миллионы граждан нуждаются в том и другом?»

Нередко указывалось, что преступную, бесчеловечную деятельность капиталистов можно объяснить только их безумием, только тем, что страсть к наживе, к накоплению денег свела их с ума. Это говорилось для того, чтоб «усилить впечатление», чтоб яснее подчеркнуть бесстыдство грабителей мира. Но действительность оправдывает и эти слова. «Возрождение» — парижская газета эмигрантов-монархистов — сообщает такой факт:

«В Нью-Йорке в качестве жалобщика на суде выступил миллионер Джон О’Баннон, требовавший, чтобы было уничтожено требование врачей о помещении его в сумасшедший дом. Миллионер рассказал судьям о своей жизни. Она началась с того, что он изобрёл некий суррогат кожи, учредил общество и приобрёл состояние в 15 миллионов долларов. Страдая нервозностью, он обратился к врачам, которые признали его сумасшедшим и распорядились поместить в дом умалишённых. За короткое время, уже в сумасшедшем доме, он увеличил своё состояние ещё на 2 миллиона долларов. Он обнаружил деловитость даже в пределах больницы, предлагая её директору различные проекты усовершенствования и увеличения её доходности. На суде были допрошены врачи-эксперты, которые однако пришли к заключению, что этот выдающийся делец всё-таки сумасшедший, так что он был снова препровождён в психиатрическую лечебницу.»

Из этого факта можно сделать только один вывод: приёмы грабежа капиталистами рабочих стали так просты, что даже явно сумасшедший легко может награбить миллионы. Система капиталистического хозяйства всё более откровенно и нагло становится системой бандитизма, а условия быта принимают характер ничем не прикрытой анархии. Недавно газеты напечатали такое сообщение из Америки:

«Названия «бандитской вотчины» заслуживает не только Чикаго, но все более или менее крупные города Соединённых Штатов. Об этом достаточно откровенно говорит доклад комиссии Викершэма, назначенной президентом Гувером для обследования состояния тюрем и постановки полицейского дела.

«Почти во всех больших городах, — спокойно повествует доклад, — существует союз между полицией и преступным миром. В городах, где начальник полиции обязан слепо повиноваться мэру и где это высокое должностное лицо является политической креатурой убийц и жуликов всякого рода, полицейская практика неминуемо опускается до уровня тех элементов, которые оказывают на неё влияние»… К чему приводит такое положение, все могли видеть на примере Чикаго, Нью-Йорка или Сан-Франциско, где бандиты грабили и убивали среди бела дня кого хотели.»

Недавно во время перестрелки полицейских с бандитами Чикаго на улице было убито четверо детей. Вообще в этой маленькой войне полицейских

ведёт мир трудящихся к вырождению и гибели. Они должны понять, что рабочий Союза Советов, полноправный властелин страны своей, указывает им путь к возрождению трудового человечества. Капиталистический мир на краю пропасти,