Собрание сочинений в тридцати томах. Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933

— мужчин и женщин, — они дадут богатый бытовой материал. Нужно показать техническую изобретательность рабочих в прошлом и настоящем. Рассказать о влиянии данного типичного завода на всю область производства, в которой он работал. Отвести заметное место бытовым условиям жизни рабочих: казарма, грамотность, церковь, её влияние, организации культурного характера и воскресные школы, просветительная деятельность народнической интеллигенции, возникновение партийных кружков, отражение борьбы политических партий — народников, меньшевиков, эсеров, анархистов — в жизни заводов, забастовки, аресты, деятельность шпионов и провокаторов, битвы с полицией, казаками. Связь завода с деревней и влияние рабочих на крестьян. Отношения с техническим персоналом прежде и теперь. Нужно показать фигуры бывших «хозяев». Современное состояние завода, его культурные организации, его роль в строительстве партии и значение в той области промышленности, на которую он работает. Работу нужно поставить таким образом, чтоб в результате получилось нечто подобное энциклопедии нашего строительства в его постепенном развитии от возникновения завода до наших дней.

Собранный на заводах и фабриках материал, вероятно, не уложится целиком в книги и представит собой ценнейший архив для историков, литераторов, экономистов.

Книги, вероятно, будут двух типов: большие в двадцатьдвадцать пять листов, сборники статей, воспоминаний, рассказов и очерков по истории прошлого и по современному положению завода — эти книги изобразят жизнь старых наиболее типичных заводов. Затем — книжки в шестьдесять листов, посвящённые истории возникновения и развития новых заводов.

В первую очередь предполагается осветить жизнь и работу таких заводов и фабрик: АМО, «Динамо», завод имени Ильича, Электрозавод, «Красный путиловец», Ижорский завод, «Красный треугольник», Орехово-Зуево, Гусь-Хрустальный, Коломенский завод, Сормово, Нижне-Тагильский, Мотовилихинский, Кыштымский, Макеевка, Краматорский, Сталино, Кривой Рог, Баку, Грозный, Шатура, Сталинградский тракторный, «Балахна», Хибины, совхоз «Гигант», коммуна «Болшево» и др.

 

Товарищи!

Рабочий народ должен знать всё, что он делает, — он должен знать свою историю. Основным наполнением истории служит великий труд рабочих масс и разнообразное творчество единиц, которые выдвигаются массой и формируют её опыт как науку, технику, искусство. Это неоспоримо доказал Карл Маркс, это развито и утверждено Владимиром Лениным, величайшим вождём пролетариата. До них история писалась учёными специалистами так же, как церковники сочиняли жития святых, — история писалась для укрепления веры в право командующих классов руководить судьбой и работой трудового народа. Теперь настало время, когда вы, товарищи, создавая новую историю, сами должны писать её силой той же руки и того разума, которые поставили вас хозяевами огромной и богатейшей страны. Вы должны отнестись к изданию «Истории заводов» с тем же энтузиазмом, с которым бойцы гражданской войны отнеслись к задаче помочь созданию «Истории гражданской войны». «История заводов и фабрик» — это будет история вашего труда в прошлом и настоящем. Эта работа должна развить и укрепить сознание того факта, что вы — единственные хозяева вашей страны, что всё, что вы строите, строится вами для самих себя, для полного удовлетворения всех ваших потребностей, для развития в Союзе Советов новой, вами создаваемой социалистической культуры. Эта история заводов и фабрик должна показать крестьянству великое и решающее значение труда рабочих, она должна внушить колхознику сознание исторической для него необходимости равнения по рабочему, перестройки его психики на рабочий лад, — сознание необходимости полного слияния с рабочим.

В процессе работы над «Историей заводов» молодые литераторы получат возможность достичь той высокой литературно-технической квалификации, которая обязательна для них и необходима для страны. Вместе с этим, члены фабрично-заводских литкружков, знакомясь с прошлым своих дедов и отцов, должны будут укрепить и своё классовое самосознание. В распоряжении писателей-ударников окажется разнообразный материал для их литературной работы, на основе которого ячейкам РАПП легче и удобнее будет вести литучёбу с начинающими авторами.

Рабочие, техперсонал, директора заводов должны оказать изданию «Истории заводов» моральную и материальную помощь. Также помощь должны оказать и научные силы наших культурных центров — Академия наук, ВСНХ 8, ВАРНИТСО 9, сотрудники научно-исследовательских институтов и вузов. Их работа будет необходима в деле организации и редактировании сборников. Было бы очень хорошо, если бы рабочие бумажных фабрик подработали некоторое количество бумаги в фонд издания «Истории заводов». Вероятно, найдутся и другие формы помощи этому глубоко важному делу.

Надобно только понять, что, как всё создаваемое в Союзе Советов, дело издания «Истории заводов» — дело самих рабочих.

Засуха будет уничтожена
Динамомашина, превращая течение воды в электроэнергию, даёт нам тепло и свет, — мы имеем право сказать, что огонь добывается нами из воды. Это — чудесно, но это не самое удивительное из чудес, созданных человеческим разумом. Он научил нас летать по воздуху, плавать под водой, он придал голосу человека сказочную силу — мы научились говорить друг с другом через расстояния в тысячи километров. Машины становятся всё более точными исполнителями воли нашего разума. Мы живём в мире чудес, созданных и неутомимо создаваемых именно этим революционером и чудотворцем — разумом. Он учит нас заменять власть природы над нами — нашей властью над силами природы, учит превращать её враждебные нам силы — в полезные для нас.

Революционная энергия разумной воли человека всё ещё недостаточно ясна массам трудового народа, — не ясна даже и у нас, в Союзе Социалистических Советов, где рабочие и крестьяне — хозяева своей страны и строители своей судьбы. Рабочий народ издавна приучали думать мелкими и лживыми мыслями. Церковь тысячелетия усердно проповедовала хулу на разум и порабощала волю человека; церковь, подчиняясь команде классового государства, громко пела о равенстве всех людей перед несуществующим богом и замалчивала явно существующую подлость социально-политического неравенства между людьми; церковь ставила целью своей проповедь веры и борьбу против деятельности разума как исследователя природы и критика общественного строя. Людям внушали, что разум ничтожен и бессилен открыть «тайны природы», что миром и жизнью людей правит непостижимая разумом воля бога; людей убеждали, что всё, не познанное разумом, — непознаваемо навсегда и также «навсегда» неразрешимы будут противоречия между личностью и обществом, единицей и коллективом. Философы пытались объяснить мир, но не было силы, которая решилась бы перестроить его к общему благу всех единиц всемирного коллектива трудящихся.

Жизнь представляли сложнее и запутаннее, чем она есть на самом деле, — это было выгодно обществу, построенному на зоологическом индивидуализме; индивидуальность воспитывалась и дрессировалась, как собака, назначенная для защиты существующего классового государства. Жизнь капиталистических государств основана на узаконенном бандитизме, на беспощадном грабеже трудового народа, на подлейшей лжи, которая от времени так разрослась, слежалась, уплотнилась, что даже не очень глупые люди принимали и принимают эту ложь за правду.

«Человек человеку — враг» — этого нет в евангелиях и школьных учебниках капиталистических государств, но этим лозунгом, этим сознанием живёт весь капиталистический мир. Человек для капиталиста живёт и ценится только как существо, способное более или менее дёшево работать и дорого платить за различные товары. Рабочие за своё право выработать кусок хлеба для себя, для семьи платят капиталистам миллионы и миллиарды. Идиотизм такого порядка жизни совершенно очевиден, ибо ведь в конце концов не хозяин платит рабочему за его труд, а именно рабочие платят хозяину за право трудиться. «Человек человеку — волк» — это особенно ясно в наши дни, когда капиталисты, ожиревшие на питании кровью рабочих, обессилели, погибают, а всё-таки ещё механически сосут силы рабочего класса и стремятся пожрать друг друга.

В классовом, капиталистическом государстве энергия единицы, все усилия индивидуальности направлены исключительно на защиту её мнимой «свободы», то есть её права жить более или менее сытно и удобно. Всё хитроумие, вся ловкость мелких мыслей индивидуалиста сводится именно к этой заботе о своём внутреннем и внешнем «благоустройстве», о чём бы ни говорил, о чём бы ни писал интеллигент современной Европы, Америки. А говорит и пишет он всегда «по личному вопросу», по вопросу о том, как лучше приспособиться к расшатанной, загнившей жизни, как избежать слишком цинического насилия извне, со стороны общества и государства, иначе говоря — как ухитриться «купить за грош пятаков», потому что энергию интеллигента капиталист оценивает грошами, а пошленькие удобства жизни продаёт человеку за пятаки.

 

В Союзе Социалистических Советов вся власть находится в руках рабочих, крестьян. За 14 лет своего хозяйствования они изумительным напряжением своей энергии создали и создают чудеса, — это признаётся теперь и врагами их. К сожалению, ещё не все они понимают всю глубину значения своего всевластия, гигантский размах своей деятельности, грандиозность созданного ими за полтора десятка лет — срок до смешного краткий! Если б они все, всей массой понимали это — они достигли бы результатов ещё более изумительных. Среди них, конечно, найдётся немало людей, которые доживут до смерти, так и не поняв глубочайшего значения того, что ими сделано. Это — люди, пленённые и подавленные вековой тяжкой ложью прошлого, люди, которые уже сегодня требуют всего, что ими ещё не создано. Им непонятна очень простая вещь: всё, чего не хватает им, могут создать только сами они, единственные хозяева своей страны, единственные в мире рабочие, которые работают не на капиталистов, а только сами на себя. Именно поэтому и для этого они на свои рубли строят на своей земле для себя огромнейшие, небывалые фабрики и заводы. Именно для того, чтоб укрепить свою власть в мире и выработать для себя всё, что необходимо, они работают с таким героическим напряжением энергии и с таким успехом. Для этого сотни тысяч их детей вооружаются знанием техники, учатся в университетах, торопятся создавать новую культуру. Торопиться — необходимо, потому что нужно вооружить страну железом, нужно непрерывно вооружать и руки и головы, нужно заострять, углублять, усиливать работу разума.

Капиталистический мир не может, не в силах поставить перед собой задач и целей, которые поставила и решает концентрированная, коллективная энергия рабочего класса и крестьянства, — она перестаёт чувствовать себя покорным рабом земли, бессильной игрушкой злых капризов природы, она тоже заражается энергией рабочих людей, способных создавать на земле свою, «вторую природу».

 

В Союзе Социалистических Советов перед разумом и волею людей становится ещё одна огромная задача, — это задача борьбы против засухи. Ежегодно из песчаных пустынь Средней Азии дует горячий ветер, высушивая хлеба на огромном пространстве Казахстана, Уральской области, Нижне- и Средневолжского края, Украины, Северного Кавказа, захватывая и часть ЦЧО 10.

Ветер этот истребляет миллионы тонн ценнейших злаков. Он несёт с собою мелкую песчаную пыль, засоряет ею плодородные земли, делает бесплодным труд миллионов людей, наносит государству рабочих и крестьян громадные убытки. Бывшие хозяева нашей страны, помещики, не боролись против этого бедствия, да и не хотели бороться: они всегда, при всех условиях были сыты и богаты трудом

— мужчин и женщин, — они дадут богатый бытовой материал. Нужно показать техническую изобретательность рабочих в прошлом и настоящем. Рассказать о влиянии данного типичного завода на всю область производства, в