Собрание сочинений в тридцати томах. Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933

ясно, что «интересы нации» сведены к интересам групп промышленников, эксплуататоров физической и духовной энергии нации. Известно также, что любая из этих групп способна предать свою «нацию». Нужны факты, утверждающие это. Вот факты:

«14 февраля 1912 года представитель французского «Общества карбидов» получил заказ Круппа на ферро-силиций, необходимый для изготовления пушечной стали. В своём письме он писал: «Крупп настаивает на своём желании, чтобы мы устроили депо в 1 тысячу тонн в местности вблизи завода. Я не думаю, чтобы в данном случае Круппа беспокоил вопрос о затруднительности транспорта вообще, но это требование мотивируется тем фактом, что с точки зрения немцев следует предвидеть неизбежность европейской войны через два года и что в момент всеобщей мобилизации Крупп натолкнётся на большие затруднения для получения всех необходимых ему запасов… Ввиду этого Крупп желает иметь 1 тысячу тонн ферро-силиция под рукой.»

Таким образом, французское «Общество карбидов» прекрасно знало, что Крупп закупает ферро-силиций, предвидя неизбежность войны. И тем не менее французские «патриоты» продавали Круппу электрометаллы для изготовления пушек, которые впоследствии истребляли тысячи французских солдат. Не только до войны, но и во время войны, как установлено французскими следственными властями, «Общество карбидов» снабжало Круппа военными материалами.

«В момент, когда франко-германские противоречия обостряются всё более, когда часть французской печати угрожает Германии применением санкций, если Германия откажется нести репарационное бремя, в момент, когда французские милитаристы всё откровеннее потрясают в Женеве бронированным кулаком, «патриоты» из «И.Г. Фарбениндустри» снабжают французское военное ведомство натровой селитрой и другими материалами на изготовление взрывчатых веществ! Ведь у германских «патриотов» не может быть никакой гарантии, «что эти средства уничтожения людей будут использованы только против китайцев на Дальнем Востоке, а не где-либо поближе. Как и двадцать лет назад, поджигатели войны безнаказанно ведут свою преступную деятельность, рассчитывая нажить на море человеческой крови горы золота».

Вы знаете, что безответственная и преступная игра капиталистов осталась безнаказанной всюду, за исключением царской России.

Чего хотят короли промышленности, снова организуя всемирную бойню? Они воображают, что война поможет им выскочить из тисков экономического кризиса, созданного анархией производства, идиотизмом страсти к наживе.

Фигурально говоря, они хотят ещё раз принять ванну из крови трудового народа, надеясь, что это оживит их старческую дряхлость. Я решительно утверждаю, что капиталисты люди ненормальные, — ничем иным нельзя объяснить чудовищность их пагубной страсти к наживе. Обжорствоболезнь. Обжора продолжает поглощать пищу и тогда, когда желудок его переполнен. Капиталистманьяк наживы и при этом страдающий манией величия. Вне этих ненормальностей он обычно человек невежественный, уродливо ограниченный инстинктом хищника. Совершенно несправедливо наградить его титулом «организатора промышленности», — промышленность организуют работники науки, техники посредством физической энергии рабочего класса. О человеке, который научился доить корову, мы не говорим: он изобрёл молоко. Но когда читаешь биографии или автобиографии капиталистов, например, Форда, ясно, что капиталист считает себя изобретателем молока, а не приёмов доения коровы. Именно люди науки, техники, искусства и рабочие фабрик, заводов, шахт, транспорта непрерывным трудом и творчеством внушили и внушают капиталисту манию величия. Ему кажется, что всё, что делают они, — делает он, потому что он платит им деньгами, награбленными с них же, подлинных мастеров культуры. Чувствуешь себя крайне неловко, доказывая то, что само собою ясно и понятно.

Я говорю о тех подлинных творцах общечеловеческой культуры, которые считают деяние основой познания, глубоко чувствуют поэзию труда, о людях, которым человечество обязано неоспоримыми ценностями науки, искусства; я говорю о людях, которых не соблазняет грязный рай буржуазии, о людях, которые хорошо видят, как нищенски бедна творческой энергией современная буржуазия, как отвратителен созданный ею быт и как она отравляет, разлагает массы — резерв творческой энергии.

Пред этими мастерами культуры история твёрдо поставила простой вопрос — что же необходимо: преступные войны одной национальной группы капиталистов против другой, — войны, которым не будет конца, или же необходима война пролетариев всех стран против капиталистов всех стран, — война, которая навсегда сделает невозможными кровавые схватки, истребление миллионов наиболее здоровых людей, истребление продуктов их труда?

С кем должны идти в будущее мастера культуры — с людьми, которые эксплуатируют их творческую энергию, уже пресытились ею, богато обставлены предметами материальной культуры, давно уже не нуждаются в развитии культуры духовной и даже начинают ограничивать её рост?

Или же они должны идти с новым классом, который история выдвигает на первое место и который в стране с населением в 163 миллиона уже взял власть в свои руки?

Социал-иезуиты, как следует назвать вождей II Интернационала, социал-иезуиты — против классовой войны. Для них гораздо безопаснее кровавые национальные битвы пролетариев, спровоцированных капиталистами. Они боятся классовой войны, ибо эта война неизбежно поставит их в ту гнусную позицию, в какую встал некто Носке, справедливо прозванный «кровавой собакой».

В 1914 году вожди II Интернационала вполне наглядно показали миру, что их интернационализм ничем не отличается от интернационализма торговцев энергией и кровью трудового класса. Лично меня нимало не удивит, если вожди эти признают, вместе с «Оссерваторе Романо» — органом главы христианнейшей церкви — «необходимость концентрации всех сил христианской Европы против духовной анархии, исходящей из России».

Анархией в данном случае именуются успехи рабочего класса в деле строительства социалистического хозяйства и культуры. Анархия — это рост интеллектуальной энергии в Союзе Советов, — рост, быстрота которого характеризуется такими цифрами: в 1929 году Союз Советов имел 57 тысяч инженеров, 55 тысяч техников. В 1932 году — 163 тысячи первых и 138 500 вторых. В 1932 году рабочий классединый хозяин Союза Советов — имеет 400 высших учебных заведений и 1609 техникумов, в которых обучаются 272 миллиона студентов. Но и эти количества учащихся ещё не скоро вполне удовлетворят потребность Страны Советов в работниках науки. А вот в Германии «Имперский союз врачей-служащих» обратился к правительству с жалобой на врачей-иностранцев, которые занимают должности ассистентов при больницах, хотя таких иностранцев оказалось всего 145 человек. Это свидетельствует, конечно, не о том, что в Германии дело охраны здоровья населения поставлено идеально, а только о том, что 145 немцев-врачей не смогут заработать у себя в стране кусок хлеба.

Разумеется, что в общем трагическом хаосе жизни Европы это мелкий, ничтожный факт. Но за ним стоит другой: в Германии высшие учебные заведения ежегодно выпускают 40 тысяч человек, а правительство сможет дать работу только 6 тысячам. «Перепроизводство» интеллектуальной энергии — явление общее для всей Европы, так же как и для САСШ. Но вы знаете, конечно, что массы трудового народа этой энергией не обслуживаются и не могут её поглощать, а «перепроизводство» говорит только о том, что при капиталистической структуре государств правильное распределение культурных сил в мире — распределение совершенно необходимое для дальнейшего роста культуры — невозможно.

В 1932 году в Союзе Советов работает всё трудоспособное население страны, где живёт 163 миллиона людей, и в стране не только нет безработных, но ощущается недостаток рабочих рук. Единый хозяин страны — рабочий класс — смело приступил к решению задачи грандиозного хозяйственно-культурного значения: он соединяет моря каналами, орошает водами рек засушливые степи, обогащает всю страну электроэнергией, строит десятки тысяч километров дорог, десятки мощных заводов и фабрик. Итог его работы за 15 лет сказочно огромен. Вот что называют анархией Адлеры, попы, а также иезуиты других профессий, люди, которые хотят быть слепыми, потому что боятся правды, невыгодной для них, но вполне очевидной: рабочий класс может хозяйствовать разумнее, чем капиталисты.

Этот факт всё более часто начинают признавать даже некоторые из среды хищников, но, разумеется, это не убеждает остальных, а ещё более разжигает их классовую ненависть и циническое бесчеловечие.

Хозяйствуя разумнее капиталистов, рабочий класс Союза Советов не считает развитие материальной культуры окончательной своей целью, не ограничивает свою работу целями только обогащения своей страны, то есть самообогащения. Он понял, он знает, что материальная культура необходима ему как почва и основа для развития духовной, интеллектуальной культуры. Его творческую энергию питает и усиливает великая идея всемирного братства народов.

Носителем какой идеи является капитализм? Он всюду в мире сеет расовую и национальную ненависть. Вот капиталисты создали говорильню, именуемую Лигой Наций. Несколько месяцев в этом учреждении покорнейшие слуги капитала рассуждали о необходимости для Европы разоружиться, и вы знаете, что когда они рассуждали, капиталисты Японии открыто и безнаказанно грабили Китай, захватили Маньчжурию, истребили и продолжают истреблять десятки тысяч ни в чём неповинных людей. В Шанхае уничтожено огромное количество культурных ценностей, которые имели общечеловеческое значение.

Этот преступный акт не возбудил негодования пацифистов, не возбудил их протеста, да, кажется, и внимания не возбудил. А ведь преступления капиталистов совершаются не только в Шанхае и Маньчжурии, но и во всём мире, во всех городах Европы, всюду на глазах гуманитариев и пацифистов. Они люди грамотные, им известно, что в Штатах Северной Америки рабочие умирают с голода в то время, когда капиталисты делают из пшеницы брикеты для паровозных топок, но этот чудовищный факт как будто не компрометирует в их глазах систему капиталистического хозяйства. На улицах городов Германии ежедневно происходят кровавые схватки, убийства рабочих, разыгрываются маленькие репетиции гражданской войны, вызванной и всё более цинично провоцируемой буржуазией. Как реагируют пацифисты на этот факт? Что, кроме красноречия, могут они противопоставить анархизму и цинизму капиталистов? На их глазах непрерывно работает «Интернационал военной промышленности». «Вашингтон пост» опубликовал данные о военных расходах европейских должников САСШ.

Согласно этим данным, основанным на официальных цифрах, израсходовали в 1930 году на военные цели: Англия — 608 миллионов долларов, Франция — 547 миллионов, Италия — 322 миллиона, Польша — 123 миллиона, Румыния — 67 миллионов, Югославия — 47 миллионов, Чехословакия — 41 миллион, Бельгия — 23 миллиона. По другим данным, Япония израсходовала в том же году на свои вооружения 240 миллионов долларов, а военный бюджет САСШ составлял 709 миллионов.

Как известно, в 1931 году военные расходы всех буржуазных государств не только не уменьшились, но увеличились. Бюджеты текущего года предусматривают новый рост этих расходов.

Полным ходом работает военная промышленность. Надо отметить, что надежды военной промышленности на большое оживление в связи с военными действиями на Дальнем Востоке не оправдались. Говоря об этом, берлинская газета «Дейче альгемейне цейтунг» замечает: «Выяснилось, что «центральные страны» только тогда могут делать хорошие дела, когда воюют друг с другом действительно богатые державы».

На эти миллиарды, конечно, можно устроить совершенно чудовищное истребление человеческих масс, фантастические разрушения городов, уничтожение продуктов труда. Я спрашиваю: к этому пришла капиталистическая «цивилизация»? Это — неизбежно? Это — может быть оправдано? Не представляю дьявола, который мог бы оправдать это преступление. Но я могу

ясно, что «интересы нации» сведены к интересам групп промышленников, эксплуататоров физической и духовной энергии нации. Известно также, что любая из этих групп способна предать свою «нацию». Нужны факты, утверждающие это.