человек той поры жил в непрерывном физическом труде и в непрерывном же состоянии самообороны, он был прежде всего творцом реальных фактов и не имел времени мыслить отвлечённо. «Реальное превратилось в идеальное» именно так, как об этом догадался универсальный разум Маркса: под влиянием трудовых процессов. Приёмы самовоспитания у первобытного человека были весьма просты: человек понимал, что ему необходимо стать сильнее зверя, и, раньше чем научиться побеждать зверей, допускал эту возможность, создавая сказки о победителях львов Самсоне, Геркулесе. У него не являлось никакой иной необходимости создавать богов, кроме допущения возможности фантастического развития своих сил и способностей. Допуская это, он не ошибался: лучшие мастера первобытных ремёсел изображались им как победители чудовищных сопротивлений его воле со стороны природы, материи. Древнейшие мифы не знают богов, которые не были бы мастерами: это искусные кузнецы, охотники, пастухи, мореплаватели, музыканты, плотники; богини тоже мастерицы: пряхи, стряпухи, лекарки. То, что называется «религиозным творчеством первобытных людей», было, в существе своём, художественным творчеством, лишённым признаков мистики. Мистика вторглась тогда, когда индивидуальность, по тем или иным причинам отрываясь от коллектива, начинала понимать бессмысленность своего бытия и бессилие своё пред лицом природы, а особенно пред властью коллектива, который требовал — не мог не требовать — от единицы равенства в труде. Крайне трудно допустить, чтоб первобытная семья и род терпели в среде своей бездельников, лентяев и вообще субъектов, которые уклонялись бы от участия в коллективном труде по добыванию пищи и охране жизни, — такие люди, вероятно, истреблялись.
Отвлечённо и мистически мыслить человек начинал и тогда, когда дряхлел, когда возбудителем его мышления служил страх пред неизбежностью смерти. Страх может вызвать в коллективе панику, но паника не может быть длительной и не подавляет биологической энергии коллектива. Стихийные катастрофы, например, деятельность вулканов, землетрясения, периодические наводнения никогда не служили причинами переселения народов. Наиболее пессимистической религией является индуизм — ведоизм, буддизм — но, как известно, это не мешает индусам жить и размножаться. Индо-немецкая философия Шопенгауэра, Гартмана не увеличила заметно количества самоубийств, даже в буржуазном, раздробленном обществе.
Страх пред жизнью — пред «непознаваемым» и т. д. — свойство индивидуалиста, — как сказано, вытекает из ощущения человеком личного своего ничтожества. Индивидуалисты научились утилизировать свой страх, внушая его людям труда как высшую мудрость, как сверхразумное проникновение в тайны, не доступные разуму. Весьма вероятно, что первыми основоположниками мистических религий, организаторами культов, жрецами были именно устрашённые бездельники и дряхлые люди.
Случаи преждевременной усталости мысли, её испуга пред её же выводами можно проследить на протяжении всей истории буржуазии. Чем ближе к нашей эпохе, тем более часты такие случаи. XIX, XX столетия особенно богаты прыжками научно-революционной и материалистической мысли в реакционность и мистику. Оливер Лодж, Вирхов, Менделеев, Крукс, Рише и ещё многие «люди науки» фактами усталости их мышления подтверждают старческую дряхлость буржуазного общества.
Для того чтобы добиться успехов в деле создания художественной и просветительной литературы для детей, нам нужны кадры талантливых писателей, обладающих способностью писать просто, интересно и содержательно, кадры культурных редакторов, имеющих достаточную политическую и литературную подготовку, нужны технические условия, обеспечивающие своевременный выход и качество детской книги. Такие задачи не разрешаются в один день.
Значит: следует приступить к их разрешению немедленно. Возможно, что мы в какой-то степени поможем делу создания новой детской книги, наметив несколько тем, подлежащих разработке:
Геохимическое и геофизическое представление о земле; история её образования; металлы, минералы, происхождение плодоносных почв. Роль высоких температур, овладевая коими, наука из основной руды — из железа — создаёт сталь и посредством сплава с тем или другим металлом делает всё более стойкие, твёрдые металлы. Практические выводы.
Его химия, газы, особенно кислород и водород; физическое действие воздушных течений. Образование кислот, солей, щелочей. Горение, гниение. Движение как основа всех явлений физики и химии. Наши попытки утилизации воздушных течений.
Её физическая и химическая работа. Движение — падение — вод как источник электроэнергии.
Эти три темы должно разработать так, чтоб юный читатель получил достаточно ясное представление по возможности о всех разнообразных процессах изменения материи о постепенности завоевания наукой стихийных сил природы.
Далее необходимо разработать ещё темы:
История его развития и освоения человеком.
История роста органической жизни от растительной клетки до человека.
Как появились люди на земле
Мифологические объяснения: люди выходили из воды, из леса, от зверей, вообще созданы силами природы. Церковные, жреческие объяснения: творцами людей являются боги.
Теория органической эволюции.
Теория образования нервной клетки. Кожное осязание и развитие пяти чувств. Роль сходств и различий в явлениях природы, в изменении реальностей. Приятные и неприятные ощущения. Инстинкт самосохранения. Образование понятий из наблюдения сходств и различий. Роль света и тьмы в деле
добычи пищи. Звукоподражание как один из возможных возбудителей речи. Скрип, рёв, гром, визг, шорох, шелест и т. д.
Как люди овладели огнём
Искры при обработке камня. Вспышки сухого дерева при трении. (Объяснение бушмена: «Если дерево долго тереть, оно потеет, дымится и сердится — вспыхивает». Совпадение: славянские слова — огонь — гнев, гневаться, огневаться.) Молния. Миф о Прометее.
Как люди научились облегчать свою работу и жизнь
Изобретение и применение первобытных орудий труда. Птичьи гнёзда как образец плетения; клюв птицы, шьющей гнёзда, мог дать идею иглы, скорлупа яйца птицы или ореха — прототип лодки, паутина — тканья. Наблюдение над кротами, полевыми мышами, семеядными птицами могло повести к освоению хлебных злаков.
Какое значение для людей имело освоение железа и других металлов
О сладком, кислом, солёном, пресном
Глюкозы, кислоты, соли, щёлочи. Их роль в человеческом организме, значение в промышленности и т. д.
О чудесном в работе науки
Главным образом — в химии. Изготовление стекла: непрозрачная материя становится прозрачной, как воздух. Тугоплавкое, гибкое стекло и т. д.
Можно рассказать о превращении картофеля в каучук и о целом ряде других процессов, особенно сильно действующих на воображение как на силу, которая способствует расширению мыслимых пределов возможного.
Мысли и дела
Их взаимная связь, их противоречия, разрешение противоречий в процессах трудового опыта.
О технике будущего
Гелиотехника, радиотехника, утилизация силы ветра, различия температур и т. д.
Для чего и как люди сочиняли сказки
Нет фантазии, в основе которой не лежала бы реальность. Сущее и желаемое: зверь сильнее человека — человеку нужно быть сильнее зверя. Крупные звери не могут поймать птицу в воздухе, отсюда — желание летать, быстро передвигаться по земле — «сапоги-скороходы», «ковёр-самолёт» и т. д. Фантазия первобытного человека как выражение желаемого им, представление о возможном для него. Скелеты птерозавров и летающий ящер — «дракон воланс» — как прототип дракона Змея Горыныча. Сказка как прототип гипотезы.
Что такое религия и для чего она выдумана
Кто создавал религии? Мистические боги жрецов создавались по типу богов-мастеров: Вулкана, Тора, Бальдура, Вейнемейнена, Аполлона, Ярилы и т. д. Ангелы-птицы. Жития святых строились на основе народных сказок. Жрецы-боготворцы, народ-богоборец. Древнейшие доказательства богоборчества: Прометей, Калеви — герой эстонской «Калевипоэг», Локи — враг богов и др., — церковь включила богоборцев в образ сатаны. Материализм и скепсис язычества. Мистика христианской церкви, её жестокость. Инквизиция, непрерывная её борьба с еретиками и, несмотря на это, — химеры и дьявол на башнях Парижского собора, человеческие ягодицы в качестве водостока на соборе во Фрейбурге Шварцвальдском и т. п. в этом роде.
Антицерковные сказки, легенды. Что дала религия людям?
О том, как наука сделала людей великанами
Телескоп, телевидение удлинили зрение, микроскоп углубил его. Телефон, радио — усиление слуха. Современные способы передвижения по земле, воде, воздуху — выросли ноги. Управление на расстоянии — длинные руки.
История двигателя от паровой машины до дизеля, «для чего — ничего?»
Значение пустоты в технике. Мера, вес. Значение точности измерений пространства, времени, тяжести. Последствия нарушения точности: столкновение поездов, необходимость точности в замене изработанных частей машин, отравления при неправильном весе лекарств и т. д.
Две природы
Первая часть.
Власть природы над человеком. Враги человека: ветер, гроза, болота, холод, зной, речные пороги, пустыни, хищный зверь, ядовитые растения и др.
Вторая часть.
Война человека с враждебной природой и создание новой природы. Покорение ветра, воды, электричества. Болота дают человеку торф как топливо и удобрение. Животные и растения на службе у человека и т. д.
Третья часть.
Власть человека над природой. Плановый, организованный труд социалистического общества. Победа над стихиями, над болезнью и смертью.
Особенно важная и серьёзная задача — дать детям книги о том, откуда взялась частная собственность, и о том, как в наше время собственность становится главным препятствием на пути развития человека. Эта задача может быть разрешена и рядом исторических книг, и острыми политическими памфлетами, и бытовой сатирой, направленной против пережитков собственничества в условиях Советской Страны, в среде взрослых и детей.
До революции в России было довольно много книг, посвящённых западным странам, например — книги Водовозовой. Большая часть этих книг была написана довольно поверхностно. Быт различных стран давался внешне, народы отличались неизменными чертами характера, — скажем, французы — юмором, англичане — спокойствием, а голландские женщины — головными уборами. Ни о какой классовой борьбе в этих книгах не было и речи.
Но всё же книги развивали в ребёнке интерес к быту и культуре западных стран, побуждали его изучать чужие языки.
Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги и альбомы, посвящённые народам мира. О народах СССР лучше всего могут рассказать краеведы и участники многочисленных экспедиций, разбросанных по территории всего Союза. Они покажут нам национальный быт в процессе его изменения и развития, воспитают в детях интернационализм.
В высшей степени важно привлечь к делу создания этих книжек и представителей нацменов — в частности, студентов, обучающихся в общих вузах и втузах, а также в институтах народов Севера и Востока.
В общем, нам необходимо строить всю литературу для детей на принципе совершенно новом и открывающем широчайшие перспективы для образного научно-художественного мышления; этот принцип можно формулировать так: в человеческом обществе разгорается борьба за освобождение трудовой энергии рабочих масс из-под гнёта собственности, из-под власти капиталистов, борьба за перевоплощение физической энергии людей в энергию разума — интеллектуальную, — борьба за власть над силами природы, за здоровье и долголетие трудового человечества, за его всемирное единство и за свободное, разнообразное, безграничное развитие его способностей, талантов. Вот этот принцип и должен быть основой всей литературы для детей и каждой книжки, начиная с книжек для младшего возраста. Мы должны помнить, что уже нет фантастических сказок, не оправданных трудом и наукой, и что детям должны быть даны сказки, основанные на запросах и гипотезах современной научной мысли. Дети должны учиться не только считать, измерять, но и воображать и предвидеть.
Не надобно забывать, что безоружная фантазия древних людей предвидела возможность для человека летать в воздухе, жить под водой, безгранично