постижение школьной науки, знакомить их со старой действительностью, разрушенной отцами, с новой действительностью, которую создают отцы для детей. Речь идёт о настоятельной необходимости создать для детей новую, советскую, социалистическую популярно-научную и художественно яркую книгу. Дети должны быть более культурными и ещё более активными, чем их родители, основоположники нового мира. Не боясь больших слов, мы должны сказать, что наши дети должны воспитаться ещё более активными вождями мирового пролетариата. И для этого мы обязаны вооружать их с малых лет всею силой знаний, необходимых для сопротивления консерватизму старого быта, влиянию косной мещанской среды.
Буржуазная дореволюционная детская литература, независимо от её качества, давала детям кое-какие представления о мире: ребёнку младшего возраста это давалось в сказке и картинке, старшему — в оригинальной и переводной повести и рассказе. В детской библиотеке преобладала беллетристика, но было много и научно-популярной литературы — десятки книг по физике, астрономии, зоологии, сотни — по истории.
Наша задача осложняется тем, что мы можем взять из этого буржуазного наследия только очень немногое, гораздо меньше, чем взяла литература для взрослых: некоторые произведения классиков и мирового народного эпоса, — да и то в новых переводах и пересказах, — кое-что из научно-популярной литературы для старшего возраста («Жизнь растения» Тимирязева, «История свечи» Фарадея и т. д.).
Прежде всего наша книга о достижениях науки и техники должна не только давать конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиски верного метода.
Надо написать — и не одну, а несколько книг о том, что уже дали людям и что могут дать нам в условиях нашего социалистического строительства физика и химия.
Возможны и желательны также книги на более узкие и конкретные темы.
Такие темы часто открывают остроумные, оригинальные пути к трактовке серьёзного материала. Так задумана, например, книга «О роли лягушки в науке», предложенная одним из молодых учёных. Вот несколько примерных тем:
Книга о том, откуда взялась частная собственность и каким препятствием является она в наше время на пути развития человечества, как тормозит она свободу развития научной мысли.
Мастера, герои и боги. О том, как образы мастеров, героев труда, вполне реальные у народа, сделались отвлечёнными божествами у жрецов. Книга о священниках и жрецах.
Что такое белок?
Что такое философия? Книга эта должна дать на игре слов элементарное представление о технике мышления, рассказать о том, как создаются понятия.
Путешествие к центру земли. Книга по геологии с приложением раздвижного геологического глобуса.
Книга по физической географии с соответствующими разборными моделями.
Сопротивление материалов. Простейшие конструкции, при помощи которых ребёнок знакомится с сопротивлением материалов.
Значение пустоты в технике («Для чего — ничего?»). Мера и вес. Книга о том, какое значение имеет для людей точность измерения пространства, веса и времени. Результаты нарушения этой точности — столкновения поездов, невозможность замены частей машин, отравления людей ядами, содержащимися в лекарствах, и т. д. (Эта тема отчасти затронута в книге молодой писательницы Меркульевой «Фабрика точности»).
Книга о строении человека (с разборными моделями черепа, пищевода, желудка и т. д.).
Как человек стал великаном? Книга о том, как наука и техника удлинили наше зрение (телескоп, телевизия), слух (телефон, радио), ноги (современные способы передвижения), руки (управление на расстоянии) и т. д.
Большим разделом в области детской книги должна быть история культуры. Мы не имеем в виду связного и последовательного курса учебного характера. Это должна быть серия книг и альбомов на самые разнообразные темы, относящиеся к истории различных видов труда и истории вещей (история плуга, корабля, ткацкого станка и т. д.).
Наряду с этим надо дать детям сводку современных научных представлений о мире, нечто вроде книги Уоллеса «Место человека во вселенной».
Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги и альбомы, посвящённые народам мира. О народах СССР лучше всего могут рассказать краеведы и участники многочисленных экспедиций, разбросанных по территории всего Союза. Они покажут нам национальный быт в процессе изменения и развития. Такие книги явятся очень важными документами эпохи.
Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна и весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора. Надо создать новые юмористические персонажи, которые явились бы героями целых серий книжек для детей.
Дошкольникам нужны простые и в то же время отмеченные высоким художественным мастерством стихи, которые давали бы материал для игры, считалки, дразнилки. Наряду со стихами современных мастеров детской книги необходимо издать несколько сборников, составленных из лучших образцов фольклора.
Всех нужд детской литературы не перечислишь.
Это неудивительно.
Русской дореволюционной литературе было около 150 лет. Советская книга для детей ровно в десять раз моложе — ей всего 15 лет. Она ещё не успела накопить достаточного выбора книг по всем многочисленным вопросам, интересующим ребёнка в процессе его знакомства с миром.
Но мы должны принять самые решительные меры, чтобы в кратчайший срок снабдить нашего ребёнка литературой, необходимой для его культурного роста.
Этого возможно достичь путём искусного и бережного отбора наиболее ценных книг из мировой и советской литературы, как общей, так и детской, а также путём собирания и привлечения широких кадров писателей, учёных и художников.
1. Такая задача может быть по силам только специальному издательству, посвящённому детской литературе, — Детиздату.
2. Это издательство должно быть обеспечено компетентными и преданными делу людьми, а также достаточной материальной базой.
3. Необходимо выделить для нужд издательства фабрику, вырабатывающую пригодные для детской художественной книжки сорта бумаги и картона, а также организовать при издательстве хорошо оборудованную типографию и мастерскую наглядных пособий.
Пора поставить вопрос о детской литературе широко и серьёзно, так, как ставятся у нас, в Стране Советов, все крупные вопросы, требующие неотложного разрешения.
Что должен знать наш массовый читатель
Политико-культурное воспитание трудовой массы Союза Социалистических Советов значительно выиграло бы в глубине и быстроте при условии, если бы массовый наш читатель получал последовательную, непрерывную и, насколько возможно, полную информацию о результатах его ежедневного труда. Необходимо дать беспартийной рабочей массе, трудно изживающей спресованный веками деревенский консерватизм, наглядное представление о сказочно быстром росте государственного имущества, о той роли, которую играет рубль госзаймов в процессе технического и культурного обогащения Союза Советов, об экономическом значении рабочего изобретательства, о процессе постепенного освобождения силою рабочего класса нашей техники и промышленности от зависимости капиталистической, — подразумевается освоение станко- и машиностроения, производство точных аппаратов, введение новых сельскохозяйственных культур и т. д., — о непрерывном росте технических, административных и научных кадров, выдвигаемых освобождённой интеллектуальной энергией рабочего класса, об освоении этими кадрами всей полноты хозяйственной жизни страны и т. д.
Нам кажется, что в подробном перечислении всего, что должен знать наш массовый читатель, нет нужды. Кратко говоря: мы должны показать партийному и беспартийному рабочему его самого в процессе строительства нового, социалистического мира. Мы должны развернуть пред ним широкую и яркую картину его разнообразной работы, дабы этим возбудить его революционное классовое самосознание, — углубить в нём понимание государственного значения его государственного труда, вызвать в нём разумное, социалистически хозяйственное, бережливое отношение к сырью и фабрикату, к станку и машине, показать ему, что эта бережливость ведёт к экономии самой ценной энергии — его же трудовой энергии.
Вполне естественно, что пресса у нас останавливает внимание рабочего преимущественно на таких гигантских предприятиях, как Магнито- и Уралмашстрой, как Тракторо- и Сельхозмашстрой и т. д. Но за этими мощными достижениями остаются в тени сотни и сотни фабрик, заводов и значение их работы, их успехов не показывается читателю, работающему именно на этих заводах. А нам следует поставить целью ознакомление каждой рабочей единицы с долей её участия в колоссальном процессе общегосударственного труда, создающего совершенно реальный социалистический мир.
Пора понять весь поток творческой работы осуществления социализма как симфонию труда, в которой все инструменты имеют своё место, играют свою роль и совершенно необходимы, хотя иногда и не слышны в общем широком, грандиозном потоке музыки.
Бесспорно: никогда и нигде информация о том, что происходит в стране, не ставилась так широко, как это делается в СССР. Сотни изданий в миллионах оттисков пропагандируют успехи социалистического строительства во всех его областях. Газеты и журналы (декадники и ежемесячники), специальные издания — брошюры, сборники, бюллетени — изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год печатают богатый в количественном отношении информационный материал, свидетельствующий о непрерывном экономическом, культурном и социальном росте страны.
Но если не считать газет и некоторых массовых изданий, популярность которых обычно достигается за счёт глубины и значительности материала, то вся эта богатая количественно информация с точки зрения качества не может быть признана удовлетворительной уже только потому, что в ней отсутствует качество непрерывности. Чаще всего она подчинена требованиям момента: конец или начало года, юбилейная дата, пуск крупного предприятия, та или иная кампания. «Толстые» литературные журналы («Красная новь», «Новый мир», «Октябрь») делают это больше по традиции и не систематически: помещают одну-две статьи, по характеру своему ничем не отличимые от таких же статей в специальных изданиях. Статьи, обзоры и очерки, печатаемые в журналах, — и специальных и общих, — перегружены плохо переработанным статистическим материалом. Написанные скучнейшим, сухим языком, обременённые цифрами и таблицами, они не доступны пониманию массового читателя, — до этого читателя наша информация об экономическом и культурном росте страны не доходит.
Для познания страны хорошо и усердно служит очерк. Он находит себе место в газете, в журнале, в сборнике; книги очерков расходятся в многотысячных тиражах, необъятно расширяя поле нашего зрения. К сожалению, большое социально-педагогическое значение очерка не заслужило внимания критики. За шумными спорами вокруг «большой литературы» наша критика как-то не удосужилась отметить эту удачнейшую форму познания жизни и приобщения миллионов к тому, что делается вне доступного их глазу пространства. Недаром же журнал «Наши достижения», связавший своё существование с судьбой очерка и немало сделавший для того, чтобы придать очерку качества «высокого искусства», — недаром этот журнал не пробудил у критиков ни малейшего интереса, хотя и живёт уже пятый год.
Конечно, очерк не может да и не должен заменить ту информацию, о которой было сказано выше. У этой информации — совсем иные средства воздействия, другие цели и назначение и круг вопросов особый.
Последовательную, непрерывную и, насколько возможно, полную информацию надо поставить так, чтобы многомиллионный читатель нашёл в ней не только полезные ему сведения, но чтобы эти сведения он мог использовать в каждодневной своей работе, чтобы они согревали сознанием реальной полезности его труда и возбуждали волю