Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в тридцати томах. Том 27. Статьи, речи, приветствия 1933-1936

ещё нет решимости встать на колени пред Гитлером и сказать ему: «Веди нас на них». Но, рано или поздно, они дадут в руки пролетариата своего винтовки, пошлют его против нас, и он будет умирать ради того, чтоб хозяева сохранили бесчеловечную власть над ним ещё десяток или два десятка лет. Идиотизм положения рабочих и крестьян капиталистических государств слишком очевиден. Он требует от комсомола, от бойцов Красной Армии уменья сражаться не только штыком, но и словом. Конечно, в драке разговаривать некогда, но всё же найдётся время и для бесед с невольным врагом. Поэтому комсомол должен знать иностранные языки. Всё это, конечно, известно и без моих указаний.

Всею силой души моей приветствую комсомол Союза Советских Социалистических Республик. Желаю съезду дружной, успешной работы, верю, что такой она и будет. Непоколебимо верю в победу вашу, дорогие товарищи, — в победу над всем, что вы начнёте делать в колхозах, на фабриках и всюду, куда проникнет ваша героическая энергия. Так же непоколебимо верю и в победу вашу на полях битв, передовые бойцы первой в мире армии, призванной историей для побед.

Эрнсту Тельману

Сегодня Эрнсту Тельману исполнилось пятьдесят лет. Четвёртый год фашисты держат его в тюрьме. Фашизм, — это давно уже пора понять, — есть садизм класса больного, издыхающего. Фашисты кровожаднее зверей, но более трусливы, чем звери. Они рубят головы коммунистам, но, разумеется, понимают, что каждая отрубленная голова возбуждает ненависть к фашизму в тысячах пролетарских сердец.

Настанет момент, когда все эти сердца вспыхнут единым пламенем и выжгут до корней фашизм, гнилую язву мира. Сокрушительное пламя это превратит в пепел не только выродков человечества, но и всех гуманистов на словах, — всех, кто, наполняя воздух пылью красивых слов сочувствия героям пролетариата, истребляемым грязным их врагом, остается равнодушным к судьбе узников фашизма. Да здравствует Тельман и его мужественные товарищи, которые неутомимо роют могилу фашизму!

Книга русской женщины

Предисловие к книге А.Коревановой «Моя жизнь».

Издание государственного издательства «История заводов», 1936 г. Тир. 30.000 экз.

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Так кратко и метко очертил положение крепостной крестьянки замечательный наш поэт-публицист Н.А.Некрасов. Положение это не стало легче после «освобождения крестьян от крепостной зависимости помещиками» в 1861 году.

Крестьянка и фабричная работница так же, как и раньше, принуждены были «до гроба покоряться» воле мужа, хозяина, работодателя, — воле рабов идола — собственности. Церковь приучила мужчин смотреть на «баб» как на людей «второго сорта», как на существа низшего качества. Безграмотные, забитые до отупения каторжным трудом, женщины жили в качестве домашних животных и производительниц «пушечного мяса» для казарм, для армии — для защиты русских помещиков, фабрикантов, лавочников, ростовщиков от нападения таких же немецких, французских, английских и других грабителей трудового народа, — для защиты от них или нападения на них. Жили «бабы», выпевая позорную и страшную судьбу свою в горестных песнях, жили в побоях мужей, в издевательстве хозяев и в бесплодной надежде выкарабкаться из нищеты, «нажить» корову, лошадь, увеличить клочок надельной земли, для того чтоб поднять на ноги детей. И когда мужу удавалось превратиться в деревенского кулака, жена обычно превращалась в существо ещё более, чем муж, жадное, безжалостное к людям, ещё более глубоко верующее в спасительность собственности. И вообще женщина, прикованная к своей избе, к своему жалкому, но тяжёлому хозяйству, безграмотная, богобоязненная, была более невежественна, суеверна, бездумна и безответственна, чем её муж.

Девушки Советского Союза только тогда поймут, почувствуют всё величие работы партии Ленина, когда они познакомятся с каторжным прошлым их матерей и бабушек. Немые до Октябрьской революции, женщины, крестьянки и работницы, начинают сами, своими словами рассказывать о прошлом. Они пишут книги, и эти книги имеют значение исторических документов.

Именно таковы книги Елены Новиковой, Галины Грековой, Агриппины Коревановой. Это автобиографии, написанные для того, чтоб молодёжь знала, как до Октябрьской пролетарской революции жили «люди, обречённые на гибель», — именно такими словами определила Кореванова судьбу её поколения.

Мы узнаем «земли родной минувшую судьбу» только тогда, когда хорошо будем знать условия жизни и работы трудового народа, когда оценим его «умственный багаж», накопленный веками рабской, подневольной жизни. Узнав это, мы поймём, против чего мы должны бороться в самих себе, что должны искоренить в себе. Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт. Обычно сознание людей несколько отстаёт от бытия — так всегда было и так есть — в буржуазных обществах, которые при единстве стремления к наживе раздроблены бесконечным разнообразием частнособственнических интересов и бессильно путаются в пёстрых теоретических формулировках оправдания и защиты этих мелких, жалких паразитических интересов.

Мы живём в стране, где все явления социальной жизни прошлого освещены ярким светом единой научной теории, которая применена к практической организации труда всех людей и даёт небывало прекрасные, чудодейственные результаты. Мы живём в стране, где собственность как начало, разобщающее людей, уничтожена и где всё более широко прививается начало коллективной собственности, освобождающее людей от идиотской, звериной необходимости борьбы друг с другом. Вполне понятно, что мы имели ещё мало времени для того, чтоб вылечиться от пороков, привитых индивидуализмом, которым люди руководились на протяжении веков. Но всё же следует более энергично бороться с уродливым наследством прошлого, а для этого — повторяю — необходимо знать прошлое, ибо нередко бывает, что гнусная, мещанская его рожа всё ещё выглядывает откуда-то и, значит, оно живёт среди нас.

Комментарии

О социалистическом реализме

Впервые напечатано в журнале «Литературная учёба», 1933, номер 1.

Включалось во все издания сборника статей М. Горького «О литературе».

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с авторизованной машинописью и с правленной автором вёрсткой статьи в журнале «Литературная учёба» (Архив А.М. Горького).

Приветствие первому Всесоюзному съезду колхозников-ударников

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда» и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 46 от 16 февраля.

Первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников состоялся в Москве 15–19 февраля 1933 года. В работах съезда принял участие И.В.Сталин. Съезд обсудил вопрос об укреплении колхозов и задачах весеннего сева. На заключительном заседании съезда 19 февраля выступил И.В.Сталин (см. И. В. Сталин, Сочинения, т. 13, стр. 236–256).

В авторизованные сборники приветствие не включалось.

Печатается по тексту газеты «Правда», сверенному с авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Приветствие Красной Армии

Впервые напечатано в газете «Правда», 1933, № 54, 24 февраля, под заглавием «Максим Горький приветствует Красную Армию». Написано в связи с 15-летием Красной Армии.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту газеты «Правда».

Детям Сахалина

Напечатано после смерти автора в газете «Знамя пионера», Хабаровск, 1937, номер 55 от 17 июня. Письмо адресовано школьникам поселка Ноглинки.

В машинописи рукой М. Горького сделана пометка: «31.III.33. Сорренто. Италия».

В авторизованные сборники письмо не включалось.

Печатается по тексту газеты «Знамя пионера», сверенному с рукописью и авторизованной машинописью (Архив А.М. Горького).

Ответ В.Золотухину

Впервые напечатано в журнале «Литературная учёба», 1933, номер 5.

Статья является ответом на статью-письмо В.Золотухина, опубликованное в том же номере журнала под названием «О том, как подняться «с кочки на точку». Письмо В.Золотухина и ответ М. Горького опубликованы под заглавием «Переписка с читателем».

В авторизованные сборники статья не включалась.

Печатается по тексту журнала «Литературная учёба», сверенному с рукописями и авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького).

«Я страдал тогда фанатизмом знания» — из рассказа М. Горького «Сторож». Слова «фанатизмом знания» в тексте рассказа взяты в кавычки (см. том 15 настоящего издания).

«Что ему книга последняя скажет…» — из поэмы Н.А.Некрасова «Саша».

«Работнице и крестьянке»

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1938, номер 135 от 18 мая, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 127 от 18 мая.

Включалось во второе издание книги «Публицистические статьи».

Печатается по тексту указанной книги.

Литературу — детям

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1933, номер 159 от 11 июня, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 147 от 11 июня.

В статье «Литературу — детям» М. Горький вскрыл существенные недостатки детской литературы и издания её в двадцатых — тридцатых годах. 9 сентября 1933 года ЦК ВКП(б) вынес постановление об организации Издательства детской литературы. В постановлении говорилось: «Недостатки детской книги, отмеченные в ряде решений ЦК ВКП(б), остаются до сих пор неустранёнными.

Основными недостатками детской книги продолжают оставаться игнорирование специфических запросов детей, трафаретность и схематизм изложения, отсутствие переизданий классической детской литературы, упрощенчество, а часто халтура и невежество в литературном изложении и художественном оформлении детских книг. Лучшие книги, созданные за последнее время, ещё не стали ведущими во всей детской литературе.

В целях объединения сил (писателей, художников, педагогов) и ликвидации существующих недостатков в работе по созданию, распространению и использованию детской книги ЦК ВКП(б) постановляет: Сконцентрировать издание детской книги в специальном детском издательстве, для чего организовать в Москве в системе Огиза «Детгиз» на базе выделенных детских секторов издательств «Молодая гвардия» и школьного сектора Гихла. Детгиз должен добиться решительного перелома в издании детской книги в соответствии с неоднократными решениями ЦК (от 29/ХII 31 г. и др.). Создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем., прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии, в частности, создать серию книг для пионеров, переиздать лучшие книги мировой детской литературы (Робинзон Крузо, Путешествия Гулливера, Жюль Верна и др.), в особенности имеющие общеобразовательное значение. Создать ряд книг развлекательных, в первую очередь для младшего возраста (сказки, игры, шарады и т. п.). При этом решительно улучшить оформление книги, искореняя халтуру и формалистические выкрутасы. К изданию детской литературы Детгиз должен привлечь лучших писателей (и не только детских), художников, педагогов, работников пионердвижения. Не гоняясь за количеством названий, отказаться от издания детской книги тиражом менее 20.000, стараясь давать только проверенную книгу в подлинно массовом тираже», (сб. «Решения партии о печати», Политиздат при ЦК ВКП(б), 1941, стр.158–159). Статья «Литературу — детям» в сокращённой редакции включалась во все издания сборника статей М. Горького «О литературе».

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и авторизованными машинописями (Архив А.М. Горького).

Что должен знать наш массовый читатель

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1933, номер 181 от 3 июля, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 165 от 3 июля.

В авторизованные сборники не включалось.

Печатается по тексту газеты «Правда».

О кочке и точке

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1933, номер 188 от 10 июля, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 171 от 10 июля.

Включалось во второе и третье издания сборника статей М. Горького «О литературе».

Печатается по тексту второго

Скачать:PDFTXT

ещё нет решимости встать на колени пред Гитлером и сказать ему: «Веди нас на них». Но, рано или поздно, они дадут в руки пролетариата своего винтовки, пошлют его против нас,