Далеко, далеко на озере Чад…
скал, Буонарротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший
хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Ho Рафаэль не греет, а слепит,
B Буонарротти страшно
совершенство,
И
хмель да Винчи душу замутит,
Ty душу, что поверила в
блаженство.
Ha Фьезоле,
средь тонких тополей,
Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.
Ha все, что сделал
мастер мой,
печатьЛюбви
земной и простоты смиренной.
O да, не все умел он
рисовать,
Ho то, что рисовал он, – совершенно.
Вот скалы, рощи,
рыцарь на коне,
Куда он едет, в
церковь иль к невесте?
Горит
заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;
Мария держит Сына Своего,
Кудрявого, с румянцем благородным,
Такие
дети в
ночь под
Рождество,
Наверно, снятся женщинам бесплодным;
И так нестрашен связанным святым
Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым,
И
здесь есть свет, и там иные светы.
A краски, краски – ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье
есть: он растворял цветы
B епископами освященном масле.
И
есть еще преданье:
серафимСлетал к нему, смеющийся и
ясный,
И кисти брал, и состязался с ним
B его искусстве дивном… но напрасно.
Есть Бог,
есть мир, они живут
вовек,
A
жизнь людей мгновенна и убога,
Ho все в
себе вмещает
человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Андрей Рублев
Я твердо, я так сладко знаю,
C искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Hoc – это древа
ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Bce тайны духа выдают.
Открытый лоб – как
свод небесный,
И
кудри – облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался
нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста – как
некий райский цвет,
Из-за какого
матерь Ева
Благой нарушила
завет.
Bce это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни
труд печальныйБлагословеньем Божьим стал.
ИскусствоСозданье тем прекрасней,
Чем взятый
материалБесстрастней —
Стих,
мрамор иль
металл.
O светлая
подруга,
Стеснения гони,
Ho туго
Котурны затяни.
Прочь легкие приемы,
Башмак по всем ногам,
ЗнакомыйИ нищим, и богам.
Скульптор, не мни покорной
И вялой глины ком,
Упорно
Мечтая о другом.
C паросским иль каррарским
Борись обломком ты,
Как с царским
Жилищем красоты.
Прекрасная темница!
Сквозь бронзу Сиракуз
Глядится
Надменный облик муз.
Рукою нежной
братаОчерчивай
уклонАгата —
И выйдет Аполлон.
Художник! Акварели
Тебе не
будет жаль!
B купели
Расплавь свою
эмаль.
Твори сирен зеленых
C усмешкой на губах,
Склоненных
Чудовищ на гербах.
B трехъярусном сиянье
Мадоннуи Христа,
Пыланье
Латинского креста.
Bce
прах. – Одно, ликуя,
Искусство не умрет.
СтатуяПереживет
народ.
И на
простой медали,
Открытой
средь камней,
Видали
Неведомых царей.
И сами боги тленны,
Ho
стих не кончит
петь,
Надменный,
Властительней, чем
медь.
Чеканить,
гнуть,
бороться —
И
зыбкий сон мечты
Вольется
B бессмертные черты.
«У меня не живут цветы…»
У меня не живут цветы,
Красотой их на миг я обманут,
Постоят
день-
другой и завянут,
У меня не живут цветы.
Да и птицы
здесь не живут,
Только хохлятся скорбно и глухо,
A
наутро – комочек из пуха…
Даже птицы
здесь не живут.
Только книги в
восемь рядов,
Молчаливые, грузные томы,
Сторожат вековые истомы,
Словно зубы в
восемь рядов.
Мне продавший их
букинист,
Помню, был и горбатым, и нищим…
…Торговал за проклятым кладбищем
Мне продавший их
букинист.
Читатель книг
Читатель книг, и я хотел
найтиМой
тихий рай в покорности сознанья,
Я их любил, те странные пути,
Где нет надежд и нет воспоминанья.
Неутомимо
плыть ручьями строк,
B проливы глав вступать нетерпеливо
И
наблюдать, как пенится
поток,
И
слушать гул идущего прилива!
Ho
вечером… О, как она страшна,
Ночная
тень за шкафом, за киотом,
И
маятник, недвижный, как
луна,
Что светит над мерцающим болотом!
Золотое
сердце России
ДетствоЯ ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.
Каждый пыльный куст придорожныйМне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я
такой!»
Только
дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру, —
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру
He
один – с моими друзьями,
C
мать-и-мачехой, с лопухом,
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.
Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что
людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.
ПамятьТолько змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
B этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только
сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший
дождь.
Дерево да рыжая
собака,
Вот кого он взял
себе в друзья,
Память,
Память, ты не сыщешь знака,
He уверишь мир, что то был я.
И
второй… любил он
ветер с юга,
B каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что
жизнь – его
подруга,
Коврик под его ногами – мир.
Он
совсем не нравится мне, это
Он хотел
стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой
молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и
стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его
палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как
вино, впивал он
воздух сладкийБелому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто
другойПроменял веселую свободу
Ha
священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон
тревожный,
бесконечный путь,
Ho
святой Георгий тронул
дваждыПулею не тронутую
грудь.
Я –
угрюмый и
упрямый зодчийХрама, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
Ha полях моей
родной страны.
И
тогда повеет
ветер странныйИ прольется с неба
страшный свет,
Это
Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв
лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося
следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя
душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
ГородокНад широкою рекой,
Пояском-мостом перетянутой,
Городок стоит
небольшой,
Летописцем не раз помянутый.
Знаю, в этом городке —
Человечья
жизнь настоящая,
Словно
лодочка на реке,
K цели ведомой уходящая.
Полосатые столбы
У гауптвахты, где
солдатикиПод
пронзительный вой трубы
Маршируют,
совсем лунатики.
Ha базаре
всякий люд,
Мужики,
цыгане, прохожие —
Покупают и продают,
Проповедуют
Слово Божие.
B крепко слаженных домах
Ждут хозяйки белые, скромные,
B самаркандских цветных платках,
A глаза все такие темные.
Губернаторский
дворецПышет светом в
часы вечерние,
Предводителев
жеребец —
Удивление всей губернии.
A
весной идут, таясь,
Ha
кладбище девушки с милыми,
Шепчут, ластясь: «Мой
яхонт-
князь!» —
И целуются над могилами.
Крест над церковью взнесен,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит
малиновый звонРечью мудрою, человеческой.
ЛедоходУж одевались острова
Весенней зеленью прозрачной,
Ho нет, изменчива Нева,
Ей так легко
стать снова мрачной.
Взойди на мост, склони
свой взгляд:
Там льдины прыгают по льдинам,
Зеленые, как
медный яд,
C ужасным шелестом змеиным.
Географу, в час трудных снов,
Такие тяготят сознанье —
Неведомых материков
Мучительные очертанья.
Так пахнут сыростью гриба,
И неуверенно и слабо,
Te потайные погреба,
Где
труп зарыт и бродят жабы.
Река больна,
река в бреду.
Одни, уверены в победе,
B зоологическом саду
Довольны белые медведи.
И знают, что
один обманИх тягостное заточенье:
Сам Ледовитый
ОкеанИдет на их освобожденье.
Старые усадьбы
Дома косые, двухэтажные,
И тут же
рига, скотный
двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут
немолчный разговор.
B садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, —
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Порою в
полдень льется по лесу
Неясный гул,
невнятный крик,
И
угадать нельзя по голосу,
To
человек иль лесовик.
Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, – то значит, по течению
B
село икона приплыла.
Русь бредит Богом, красным пламенем,
Где видно ангелов
сквозь дым…
Они ж покорно верят знаменьям,
Любя свое, живя своим.
Вот,
гордый новою поддевкою,
Идет в гостиную
сосед.
Поникнув русою головкою,
C ним
дочка –
восемнадцать лет.
«Моя Наташа
бесприданница,
Ho не отдам за бедняка».
И
ясный взор ее туманится,
Дрожа, сжимается
рука.
«
Отец не хочет… нам со свадьбою
Опять придется
погодить».
Да что! B пруду
перед усадьбою
Русалкам бледным плохо ль
жить?
B
часы весеннего томления
И пляски белых облаков
Бывают головокружения
У девушек и стариков.
Ho старикам золотоглавые,
Святые, белые скиты,
A девушкам – одни лукавые
Увещеванья пустоты.
O Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Ho разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
И не
расстаться с амулетами,
Фортуна катит
колесо,
Ha полке,
рядом с пистолетами,
Баоон Боамбеус и Pvcco.
Николай Гумилев
«Из Записок кавалериста»
Мне, вольноопределяющемуся– охотнику одного из кавалерийских полков, работа нашей кавалерии представляется как ряд отдельных вполне законченных задач, за которыми следует отдых, полный самых фантастических мечтаний о будущем. Если пехотинцы – поденщики войны, выносящие на своих плечах всю ее тяжесть, то кавалеристы – это веселая странствующая артель, с песнями в несколько дней кончающая прежде длительную и трудную работу. Нет ни зависти, ни соревнования. «Вы – наши отцы, – говорит кавалерист пехотинцу, – за вами как за каменной стеной». <…>
Неприятельский аэроплан, как ястреб над спрятавшейся в траве перепелкою, постоял над нашим разъездом и стал медленно спускаться к югу. Я увидел в бинокль его черный крест.
Этот день навсегда останется священным в моей памяти. Я был дозорным и первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля, прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному и поэтому исключающему возможность быстрого отступления, к движущейся колонне, чтобы узнать не обстреляет ли она тебя. И в вечер этого дня, ясный, нежный вечер, я впервые услышал за редким перелеском нарастающий гул «ура».
<…> Теперь я понял, почему кавалеристы так мечтают об атаках. Налететь на людей, которые, запрятавшись в кустах и окопах, безопасно расстреливают издали видных всадников, заставить их бледнеть от все учащающегося топота копыт, от сверкания обнаженных шашек и грозного вида наклоненных пик, своей стремительностью легко опрокинуть, точно сдунуть, втрое сильнейшего противника, это единственное оправдание всей жизни кавалериста.<…>
Самое тяжелое для кавалериста на войне, это – ожидание. Он знает, что ему ничего не стоит зайти во фланг движущемуся противнику, даже оказаться у него в тылу, и что никто его не окружит, не отрежет путей к отступлению, что всегда окажется спасительная тропинка, по которой целая кавалерийская дивизия легким галопом уедет из-под самого носа одураченного врага.
H. Гумилев
Война
M. M. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
A «ypa» вдали, как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это – мирное селенье
B самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
Ha полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Ho тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: – Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!
Наступление
Ta страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Ho не надо яства земного
B этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
He могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
«Из писем Н. Гумилева А. Ахматовойй…»
[Около 10 октября 1914 г., Россиены]
Дорогая моя Аничка, я уже в настоящей армии, но мы пока не сражаемся, и когда начнем, неизвестно. Все-то приходится ждать, теперь, однако, уже с винтовкой в руках и с опущенной