Николай Гумилев в воспоминаниях современников
Но тут определенно выяснилось, что
разрыв наступил. В одном из
наиболее ярких своих стихотворений «Пятистопные Ямбы» («
Колчан») он так признается в своей печали от разрыва с женой:
Ты, для кого искал я на Леванте
Я проиграл тебя, как Дамаянти,
Взлетели кости, звонкие, как
сталь,
Сказала ты, задумчиво и строго:
А ухожу, не веря, не любя,
И
пред лицом Всевидящего Бога,
Навек я отрекаюсь от тебя.
Ни даже
сжать холодных, тонких рук.
И ты ушла, в простом и темном
платье
Похожая на древнее распятье.
Наступило
лето 1914 года.
Война.
Большинство аполлоновцев были мобилизованы, но
почти все призванные, надев военную форму, продолжали
работать по-прежнему, как-то «устраиваясь» в тылу.
Один Гумилев, имевший все права, как «белобилетчик», не
быть мобилизованным, решил во что бы то ни стало
идти на войну. Он поступил вольноопределяющимся в Ее Величества лейб-гвардии Уланский
полк.
Не раз встречался я с ним
летом 1915 и 1916 гг., когда он приезжал с фронта в
отпуск, гордясь двумя солдатскими «Георгиями» (
золотой, 4-й степени) за
отличие в боях. Он бывал в «Аполлоне», завтракал у меня, писал очередные «Письма о русской поэзии», посетил Слепнево, где подрастал Левушка.
В 1915 году — новое увлечение аполлоновцев, под влиянием Гордона Крэга, выписанного Художественным театром для постановки «Гамлета».
Вместе с Сазоновым, режиссером и артистом Александрийского театра, и его женой, Ю. Л. Сазоновой-Слонимской, я затеял
кукольный театрик для тесного круга друзей.
Большой двусветный зал в своем особняке на Английской набережной отдал нам на некоторое
время друживший со мной Ф. Гауш,
художник-
пейзажист. Решено
было для начала
поставить пьесу собственного изделия, поручив
дело приятелю моему Фоме Гартману, небезызвестному композитору балета «Аленький
цветочек».
Обращаться с куклами «на нитках»
никто из нас не умел, привлечен был
специалист-
кукольник,
крестьянин, в семье которого сохранилась
традиция этого театрального фольклора.
Спектакль прошел с успехом. На премьере собрался
художественный «
весь Петербург». Подготовлялась
постановка новой пьесы. Мы мечтали о гётевском «Фаусте», которым прославился
кукольный театр в Дрездене, а пока что
сочинить пьесу для второго спектакля я попросил Гумилева,
давно грезившего о своем «театре». Он взялся за
дело с большим воодушевлением и в несколько недель состряпал марионеточную драму «
Дитя Аллаха». Для музыкального сопровождения я пригласил начинающего композитора, москвича А. Лурье. Но
дело,
из-за оборота,
который приняла
война, на этом и застряло. Все же «
Дитя Аллаха»
было напечатано в «Аполлоне».
Пьеса Гумилева, по совести говоря, мне не
слишком нравилась. Она
мало сценична, разговоров больше, чем действия, но некоторые пассажи забавно-остроумны и лирически ярки.
До
того Гумилев уже испробовал свои силы драматурга в короткой мифологической трагедии, которую
критика не заметила, «Актеон». Глеб
Струве заявил, что «Актеон»
никогда не был напечатан.
Между тем я имел в руках
третий выпуск «Гиперборея», 20
целиком посвященный гумилевскому «Актеону» (
издание «Цеха», 1915 г.).
Мало того, эту поэму-трагедию, написанную под влиянием Иннокентия Анненского, я считаю большей удачей Гумилева, чем позднейшие лирические его трагедии: «Гондла» и «Отравленная
туника».
Во
время второго отпуска, после
того, как он был произведен за
отличие в боях в унтер-офицеры, Николай Степанович получил
разрешение сдать экзамены на офицерский чин.
Вскоре он был переведен из
улан в Александрийские Ее Величества гусары прапорщиком. Новая
форма ему нравилась, напоминала о царскосельском Пушкине.
Весной того же года, в мае, получил он по своему желанию командировку от Временного правительства в
русский экспедиционный
корпус на Салоникский
фронт.
Путь лежал
через Финляндию, Норвегию, Лондон, Париж,
Марсель и т. д. Но с 17 февраля 1917 года изменилось многое не только в России. Союзники отказались от наступления в Эгейском
море, и
Гумилев, приехав из Лондона в Париж, был оставлен в распоряжении генерала Занкевича. Гумилеву
было предложено
принять другое
назначение. Он избрал «месопотамский» или «
персидский»
фронт. Чтобы
получить транзитные визы,
надо было вернуться в Лондон за инструкциями военного начальства. Но в Париже он завяз…
опять из-за несчастной любви! О ней рассказано им
очень пламенно в стихах «К синей звезде» (
впоследствии эти стихи вошли
частью в «Шатер»,
частью в «
Огненный Столп»).
Целую зиму, забыв все на свете, он старался
пленить красивую русскую девушку из дворянской семьи, рассказывая ей и стихами, и прозой о своих дальних странствиях и подвигах. Но и парижская «райская
птица» оказалась рассудочно-осторожной.
Предложение его она отвергла и предпочла бедному поэту статного, красивого и «
вовсе обыкновенного» американца с достатком, за которого и вышла
замуж.
Действительность снова «одернула» поэта, Дон-Кихот не обрел Дульцинеи… Упорствуя, писал он ей одно
объяснение в любви за другим, хотел
верить чуду. И все-
таки пришлось
сдаться.
Грезя о неземном блаженстве,
Гумилев говорит о своей страсти «без меры», что «печальней смерти, пьяней
вина».
Любовь стала для него «безумием», «дивной мудростью» и, обращаясь к девушке «с огромными глазами» и «с искусными речами», говорит он о вечном союзе с ней, соединяющем землю и ад и Божье
небо:
Молнией слепительной Господней.
Вставши для небес из преисподней.
Независимо даже от силы его чувства к «Синей звезде», эта
неудача была для него не только любовным поражением, она связывалась с его предчувствием близкой и страшной смерти:
Да, я знаю, я вам не
пара,
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в
какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…
Все же не
надо преувеличивать значения «несчастной» парижской страсти Гумилева. Стихи «К синей звезде» искренни и отражают подлинную муку, однако, остаются «стихами поэта», и неосторожно
было бы приравнивать их к трагической исповеди. Любовная
неудача больно ущемила его
самолюбие, но как
поэт, как
литератор прежде всего, он не мог не воспользоваться горьким опытом,
дабы подстегнуть вдохновение и
выразить в гиперболических признаниях не только свое
горе, но
горе всех любивших неразделенной любовью. С точки зрения формальной, стихи «К синей звезде» часто небезупречны, неудавшихся строк
много. Но в каждом
есть такие строки, что останутся в русской лирике.
Нежность и безысходная
грусть, с легкой усмешкой по своему адресу, переходит то и
дело в трагическое вещание. И
трагизм этой любви — не в ней самой, а в том, что она неразлучна с мыслью о смерти. К смерти возвращается
поэт со зловещим постоянством.
Каждый день его «как
мертвец спокойный»; он искупает «вольной скорбью»; он принимает одно, «не споря», — «
тихий,
тихий золотой покой, да
двенадцать тысяч футов моря» над своей «пробитой головой»; он добавляет в другом стихотворении:
В
какой болотине проклятой
И врывается в эту тему страшной смерти (невольно мерещится:
предчувствие!) другая
тема —
тема возникающей из света, райски-прекрасной, но раненой птицы.
Может быть не все почитатели Гумилева прочли внимательно одно, из последних его стихотворений «
Дева-
Птица» — та, что
среди строф, «К синей звезде» появилась «из глубины осиянной». Тут
родина ее определенно названа — долы баснословной Броселианы (т. е. баснословной страны из «Романов круглого стола», точнее — Броселианды), где волшебствовал Мерлин, сын лесной непорочной девы и самого дьявола.
Очень сложно построена эта запутанная криптограмма в романтично-метерлинковском стиле (под влиянием «Романов круглого стола»). Но в конце концов разгадывание возможно, если сердцем
почувствовать Гумилева, как
лирика-
романтика, влюбленного в свою Музу и ждавшего чуда всеразрешающей женской любви.
Дева-
Птица — это его вдохновительница, духовная
мать, и одновременно — та
девушка, к которой он рвется душой, он, «
пастух», не узнающий своей Музы,
потому что встретил ее, еще «не родившись», как
вещий поэт, а только беспечно поющий «песню своих веселий». В долах Броселианды лишь безотчетно подпадает он под ее
чары и «что делает, сам не знает», убивая ее поцелуем. Но убитая им
птица позовет его из другого, преображенного мира. Она-то и
есть гумилевская настоящая
Муза; его «поэтическое
нутро» ни в чем так не сказалось, как в стихах о любви, приближающей
сердце к вечности. Так
было с первых «проб пера», с юношеских его песен.
Хотя и стал он
сразу в оппозицию к символизму, к «Прекрасной Даме» Блока, к волошинской «Царевне Таиах» и к «Царице Сивилле» Вячеслава Иванова, по существу
потусторонний эрос у них
общий. Но
Гумилев был
слишком гордо самолюбив, чтобы не «
грести против течения».
Было, слов нет,
много напускного в его повелительной мужественности, в героической патетике «Жемчугов» и «Шатра», в его отрицании метафизических глубин, и «туманной мглы германских лесов». Гумилевская
Птица родилась все-
таки в мифической Броселианде… Были для него лишь известного рода самозащитой гимны телесной
мощи, бесстрашной борьбе с людьми и стихиями, гимны радостной отваге. На самом деле, физически
слабый и предчувствовавший раннюю
смерть поэт, с отрочества
падкий на волшебства Денницы, но с совестью религиозной, оглядывающийся на Христа,
поэт с упорной волей, но
жалостливый и
нежный, как Мерлин из Броселианды, — мечтал об одном, о вечном союзе со своей Вивианой…
Не буду перечислять стихотворений, где упорно повторяется тот же
образ, тот же
символ из «святая-святых» встревоженной души поэта, те же зовы к любви недостижимой, те же предчувствия безвременной смерти, та же
печаль, переходящая в Отчаянье (это
слово он пишет с
прописной буквы),
печаль броселианского «Пастуха», убившего поцелуем Деву, за что «злая
судьба» не даст ему наслаждения, а «
шестой конь», подаренный Люцифером, унесет во тьму, в
смерть.
В Лондоне, в начале мая, представившись военному начальству,
Гумилев навещал своего друга Н. Б. Анрепа, покупал игрушки Левушке, хлопотал о транзитных визах в Россию, приводил в
порядок рукописи. Анрепу оставил
целый архив. В архиве оказались служебные документы, георгиевские кресты, готовые к печати стихи «К вечерней звезде» и
почти законченная
рукопись «Отравленной туники».
В Царском Селе все, как будто, оставалось по-прежнему, но Анны Андреевны там уже не
было. Приходилось
начинать новую
жизнь в трудных условиях. Все же
тогда энергичному писателю была еще
возможность работать с известной независимостью.
Гумилев стал
сразу зарабатывать, читая литературные