Николай Гумилев в воспоминаниях современников
символизмом и стоял в стороне, как
неприкаянный. Новым поэтам нравился его
магический реализм.
Гумилев и Городецкий нашли для своего нового поэтического вдохновения и новое
определение — «
акмеизм».
Название было придумано не
очень искусно и давало
повод к насмешкам, но оно удержалось. Другое
название — «Цех поэтов»,
было более удачно. То ремесленное, цеховое, что они подчеркнуто выдвигали на
первый план, доказывало их серьезное
отношение к поэзии, и в этом смысле
Гумилев был настоящим цеховым мастером.
Иногда я поражался, убеждаясь, как велико
было его уменье, как глубоки познания об исходных точках каждого стихотворения, как он умел согласовывать форму и
содержание.
Друг мой
Гумилев, не имевший большого образования, в стихах умел
находить малейшие ошибки — и безжалостно выкорчевывал их.
Позже из его учеников наибольшее
впечатление на меня произвел Георгий
Иванов.
Всегда подчеркнуто хорошо одетый, с головой, как
камея римского императора, он был воплощением протеста против всякого штукарства в стиле и форме. Его твердая
линия в искусстве и
склонность Мандельштама к французскому классицизму представлялись мне гарантией дальнейшего процветания русской поэзии.
Днем мы спорили, проповедовали, провозглашали истины в редакции «Аполлона», —
вечером то же продолжалось в «Бродячей собаке», в духе молодого, страстного служения искусству. «Собаку»
можно считать местом рождения многих «измов». Сомневаюсь, чтобы в ней родился
акмеизм, но без нее он не
смог бы так скоро
утвердиться. И во всяком случае
футуризм и эгофутуризм
здесь получили свое
крещение.
Игорь
Северянин,
почти одних лет со мной,
отец эгофутуризма. Собственно, он был Лотаревым,
Северянин —
псевдоним. Супруги Сологубы с большим треском ввели его в
свет.
Название его первого томика стихов «Громокипящий
кубок», взято из одного стихотворения Тютчева.
Успех Северянина был
беспримерный,
притом стихи его были лишь смесью элегантного вздора с романтической экзотикой и
иногда ужасающими неологизмами.
Волна совершенно нерусской истерии несла его с эстрады на эстраду…
Здесь же, в «Бродячей собаке», я увидел Ахматову, когда она уже полгода была
замужем за Гумилевым. 8 Он знал, как талантлива была Анна Андреевна — и делал все, чтобы
оставить ее в пустыне неизвестности. Вознесенный на высоту, он плохо отзывался о ее стихах, издевался над ними, обижал и оскорблял поэтессу.
Маковский, наш
мудрый шеф,
между тем
тоже женился,
хотя и не
совсем по правилам. В Москве он познакомился с красивой женой одаренного поэта Ходасевича — и получилась
трагедия. Марина ушла от своего поэта и после выполнения некоторых формальностей вышла
замуж за нашего Сергея Константиновича.
Маковский переехал в Царское
Село;
Гумилев тоже жил там в родительском доме. Значит
было неизбежно, чтобы молодая
жена Гумилева подружилась с женой Маковского. Она показала ей свои стихи, — Марина показала их своему мужу. Он был восхищен и решил
напечатать их в «Аполлоне». Анна Ахматова
сначала протестовала, но Маковский сказал, что
ответственность берет на
себя. Так произошло
открытие нового поэта — Анны Ахматовой…
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ
В Царское
Село мы приехали с одним из поздних поездов. Падал и таял
снег, все
было черное и белое. Как
всегда, в первую минуту удивила
тишина и показался особенно чистым
сырой, сладковатый
воздух.
Извозчик не торопился.
Город уже
наполовину спал и таинственнее, чем днем была близость дворца: недоброе, неблагополучное
что-то происходило в нем — или еще только готовилось, — и
город не обманывался, оберегая пока
было можно свои предчувствия от
остальной беспечной России. Царскоселы все были
чуть-
чуть посвященные и как-будто связаны круговой порукой.
Дверь открылась. Все уже были в сборе. Но молчание продолжалось.
Гумилев оглянулся и встал нам навстречу. Анненский с
какой-то привычной, механической и опустошенной любезностью, приветливо и небрежно, явно отсутствуя и высокомерно позволяя
себе роскошь не
считаться с появлением новых людей, — или понимая, что именно этим он
сразу выдаст им «
диплом равенства», — Анненский протянул нам руку.
Он был уже не молод. Что запоминается в человеке? Чаще всего глаза или
голос. Мне запомнились гладкие, тускло сиявшие в свете низкой лампы волосы. Анненский стоял в глубине комнаты, за столом, наклонив голову.
Было жарко натоплено, пахло лилиями и пылью.
Как я потом узнал, молчание
было вызвано тем, что Анненский только что прочел свои новые стихи: «
День был
ранний и молочно-
парный, — Скоро в
путь…».
Гости считали, что
надо что-то сказать и не находили нужных слов.
Кроме того,
каждый сознавал, что лучше
хотя бы для виду
задуматься на несколько минут и замечания свои
сделать не
сразу: им больше
будет весу. С дивана в полутьме уже
кто-то поднимался, уже повисал в воздухе
какой-то
витиеватый комплимент, уже благосклонно щурился
поэт, давая
понять, что ценит, и удивлен, и обезоружен глубиной анализа, — как вдруг
Гумилев нетерпеливо перебил:
— Иннокентий Федорович, к кому обращены ваши стихи?
Анненский, все еще отсутствуя, улыбнулся.
— Вы правы. У меня
есть своя
теория на
этот счет. Я спросил вас, кому вы пишите стихи, не зная, думали ли вы об этом… Но мне кажется, вы их пишете самому
себе. А еще
можно писать стихи другим людям или Богу. Как
письмо.
Анненский внимательно посмотрел на него. Он был уже с нами.
— Это
очень важное
различие… Начинается со стиля, а
дальше уходит в какие угодно глубины и высоты. Если
себе, то в сущности, ставишь только условные знаки, иероглифы: сам. все разберу и пойму, знаете, будто в
записной книжке. Пожалуй, и к Богу то же самое. Не
совсем, впрочем. Но если вы обращаетесь к людям, вам хочется, чтобы вас поняли, и
тогда многим приходится
жертвовать, многим из
того, что лично дорого.
— А вы, Николай Степанович, к кому обращаетесь вы в своих стихах?
Анненский помолчал.
— Но
можно писать стихи и к Богу… по вашей терминологии… с почтительной просьбой
вернуть их обратно, они
всегда возвращаются, и они волшебнее
тогда, чем другие… Как полагаете вы, Анна Андреевна? — вдруг с живостью обернулся он к женщине, сидевшей
вдалеке в глубоком кресле и медленно перелистывавшей
какой-то
старинный альбом.
Та вздрогнула, будто испугавшись
чего-то. Насмешливая и грустная
улыбка была на лице ее.
Женщина стала еще бледней, чем прежде, беспомощно подняла брови, поправила
широкий шелковый
платок,
упавший с плеч.
— Не знаю.
Анненский покачал головой.
— Что же, попросим еще кого-нибудь прочесть нам стихи, — с прежней равнодушной любезностью проговорил
поэт.
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН
ВОСПОМИНАНИЯ О ЧЕРУБИНЕ ДЕ ГАБРИАК
…Вячеслав
Иванов, вероятно, подозревал, что я —
автор Черубины, так как говорил мне: «Я
очень ценю стихи Черубины. Они талантливы. Но если это
мистификация, то это гениально». Он рассчитывал на то, что «
ворона каркнет». Однако я не каркнул. А. Н.
Толстой давно говорил мне: «Брось, Макс, это
добром не кончится».
Черубина написала Маковскому последнее
стихотворение, которое не сохранилось. В нем были строки:
Когда Черубина разоблачила
себя, Маковский поехал к ней с визитом и стал уверять, что он уже
давно обо всем знал: «Я хотел
дать Вам
возможность дописать до конца Вашу красивую поэму»… Он подозревал о моем сообщничестве с Лилей и
однажды спросил меня об этом, но я, честно глядя ему в глаза, отрекся от всего. Мое отречение
было встречено с молчаливой благодарностью.
Неожиданной во всей этой истории явилась моя
дуэль с Гумилевым. Он знал Лилю
давно, и
давно уже предлагал ей
помочь напечатать ее стихи, однако, о Черубине он не подозревал истины. За год до этого, в 1909 г.
летом, будучи в Коктебеле 1
вместе с Лилей, он делал ей
предложение.
Лиля обычно бывала в редакции одна, так как
жених ее
Воля Васильев 2
бывать с ней не мог. Он отбывал воинскую
повинность. Никого из мужчин в редакции она не знала. Одному немецкому поэту, Гансу Гюнтеру,
который забавлялся оккультизмом, удалось
завладеть доверием Лили. Она была в то
время в
очень нервном, возбужденном состоянии. Очевидно, Гюнтер добился от нее каких-то признаний. Он стал рассказывать, что
Гумилев говорит о том, как у них с Лилей в Коктебеле был
большой роман. Все это в
очень грубых выражениях. Гюнтер даже устроил Лиле «очную ставку» с Гумилевым, которому она принуждена была
сказать, что он лжет. Гюнтер же был с Гумилевым на «ты» и, очевидно, на его стороне. Я почувствовал
себя ответственным за все это и, с разрешения Воли, после совета с Леманом, 3 одним из наших общих с Лилей друзей,
через два дня стрелялся с Гумилевым.
В огромной
мастерской на полу были разостланы декорации к «Орфею». Все были уже в сборе.
Гумилев стоял с Блоком на другом конце залы. Шаляпин внизу запел «
Заклинание цветов». Я решил
дать ему
кончить. Когда он кончил, я подошел к Гумилеву,
который разговаривал с Толстым, и дал ему пощечину. В
первый момент я сам ужасно опешил, а когда опомнился, услышал
голос И. Ф. Анненского,
который говорил: «
Достоевский прав.
Звук пощечины действительно
мокрый».
Гумилев отшатнулся от меня и сказал: «Ты мне за это ответишь» (мы с ним не были на «ты»). Мне хотелось
сказать: «Николай Степанович, это не
брудершафт». Но я тут же сообразил, что это не вязалось с правилами дуэльного искусства, и у меня внезапно вырвался
вопрос: «Вы поняли?» (то