Николай Гумилев в воспоминаниях современников
есть: поняли, за что?). Он ответил: «Понял».
На
другой день рано утром мы стрелялись за Новой Деревней возле Черной Речки если не той самой парой пистолетов, которой стрелялся Пушкин, то во всяком случае современной ему. Была мокрая, грязная
весна, и моему секунданту Шервашидзе,
который отмеривал нам 15 шагов по кочкам, пришлось
очень плохо.
Гумилев промахнулся, у меня
пистолет дал осечку. Он предложил мне
стрелять еще раз. Я выстрелил, боясь, по неумению своему
стрелять,
попасть в него. Не попал, и на этом наша
дуэль окончилась. Секунданты предложили нам
подать друг другу руки, но мы отказались. 4
После этого я встретился с Гумилевым только
один раз, случайно, в Крыму, за несколько месяцев до его смерти. Нас представили
друг другу, не зная, что мы знакомы; мы подали
друг другу руки, но разговаривали недолго:
Гумилев торопился
уходить.
Быт выступа пятиэтажного
дома, иль «башни», —
единственный,
неповторимый; жильцы притекали; ломалися стены;
квартира, глотая соседние, стала тремя, представляя
сплетение причудливейших коридорчиков, комнат, бездверных передних; квадратные комнаты, ромбы и секторы; коврики шаг заглушали, пропер книжных
полок меж серо-бурявых коврищ, статуэток, качающихся этажерочек; эта — музеик; та — точно сараище; войдешь, — забудешь в
какой ты стране, в каком времени; все закосится; и
день будет ночью,
ночь — днем; даже «среды» Иванова были уже четвергами; они начинались позднее 12 ночи. Я описываю
этот быт таким, каким уже позднее застал его (в 1909-1910 годах).
Хозяин «становища» (так Мережковские звали квартиру) являлся к обеду: до — кутался пледом; с обвернутою головой утопал в корректурах на низком, постельном диване, работая, не одеваясь, отхлебывая черный чай, подаваемый прямо в
постель: часа в три; до — не мог он
проснуться, ложась часов в
восемь утра, заставляя гостей с ним проделывать то же; к семи с половиною вечера утренний,
розовый,
свежий, как
роза, умытый, одетый, являлся:
обедать: проведший со мною на «башне» два дня Э. К. Метнер на
третий сбежал; я такую выдержал
жизнь недель
пять; возвращался в Москву похудевший, зеленый, осунувшийся, вдохновленный беседой ночною, вернее, что — утренней.
…Мы же, жильцы, проживали в причудливых переплетениях «логова»: сам Вячеслав, М.Замятина,
падчерица, Шварцалон, сын, кадетик, С. К. Шварцалон,
взрослый пасынок; в дальнем вломлении стен, в двух неведомых мне комнатушках,
писатель Кузмин проживал: у него ночевали «свои»:
Гумилев, живший в Царском; и
здесь прикочевывали: А. Н. Чеботаревская, Минцлова, я,
Степун, Метнер, Нилендер, в наездах на Питер являлись:
здесь жить; меры не
было в гостеприимстве, в радушии, в ласке, оказываемых гостям «Вячеславом Великолепным»:
Шестов так назвал его.
Чай подавался не
ранее полночи; до —
разговоры отдельные в «логовах» разъединенных; в оранжевой комнате у Вячеслава,
бывало,
совет Петербургского религиозно-философского общества; или отдельно заходят: Агеев, Юрий Верховский, Д. В. Философов, С. П. Каблуков, полагавший (рассеян он был), что
петух — не двулапый, а четырехлапый, иль Столпнер, вертлявенький,
маленький, лысенький, в страшных очках, но с глазами ребенка,
настолько питавшийся
словом, что не представлялось, что
может желудок его
варить пищу действительную; иль сидит с Вячеславом приехавший в Питер
Шестов, или Юрий Верховский,
входящий с написанным им сонетом с
такой же железной необходимостью, как восходящее
солнце: изо дня в
день.
У В. Шварцалон, в эти годы курсистки, — щебечущий
выводок филологичек сюрприз репетирует: для Ф. Зелинского; ну, а в кузьминском углу собрался «Аполлон»:
Гумилев, Чудовской, или Зноско-Боровский с Сергеем Маковским; со мною — ко мне забегающие: Пяст, Княжин иль Скалдин.
…Вячеслав любил шуточные поединки, стравляя меня с Гумилевым, являвшимся в час,
ночевать (не поспел в свое Царское), в черном, изысканном фраке, с цилиндром, в перчатке; сидел, точно
палка, с надменным,
чуть-
чуть ироническим, но добродушным лицом; и парировал видом наскоки Иванова.
Вячеслав раз, подмигивая, предложил
сочинить Гумилеву платформу: «Вы вот нападаете на символистов, а собственной твердой позиции нет! Ну, Борис, Николаю Степановичу сочини-ка позицию…» С шутки начав, предложил Гумилеву я
создать «адамизм»; и пародийно стал развивать сочиняемую мной позицию; а Вячеслав, подхвативши, расписывал; выскочило
откуда-то мимолетное
слово «акмэ», острие: «Вы, Адамы, должны
быть заостренными».
Гумилев, не теряя бесстрастия, сказал, положив
нога на ногу:
— Вот и прекрасно: вы мне сочинили позицию — против
себя: покажу уже вам «
акмеизм»!
Так он стал акмеистом; и так начинался с игры
разговор о конце символизма.
Из частых на «башне» — запомнились: Е. В. Аничков,
профессор и
критик, Тамамшева (эс-де), Беляевские, устроительницы наших лекций, учительницы, прилетающие
между лекциями с тарараканьем, Столпнер, С. П. Каблуков,
математик-
учитель и религиозник, Протейкинский, Бородаевский, Н. Недоброво, Скалдин, Чеботаревская, Минцлова, Ремизов, Юрий Берковский, Пяст, С. Городецкий,
священник Агеев; являлись многие:
Лосский,
Бердяев,
Булгаков,
писатель Чапыгин,
Шестов, Сюннерберг, Пимен Карпов, поэты, сектанты, философы, богоискатели, корреспонденты;
Иванов-
Разумник впервые встретился мне
здесь.
ВОСПОМИНАНИЯ О ГУМИЛЕВЕ И АХМАТОВОЙ
Судьба свела меня с Гумилевым в 1910 году. Вернувшись в июле из заграницы в наше
имение «Подобино» — в Бежецком уезде Тверской губ. — я узнала, что у нас появились новые соседи.
Мать Н. С. Гумилева получила в
наследство небольшое
имение «Слепнево», в 6 верстах от нашей усадьбы. 1 Слепнево собственно не
было барским имением, это была скорее
дача, выделенная из «Борискова», имения Кузьминых-Караваевых. Мой муж уже побывал в Слепневе несколько раз, получил от Гумилева его
недавно вышедший сборник «Жемчуга» и был уже захвачен обаянием гумилевской поэзии.
Я как
сейчас помню мое первое
впечатление от встречи с Гумилевым и Ахматовой в их Слепневе. На веранду, где мы пили чай,
Гумилев вошел из сада; на голове —
феска лимонного цвета, на ногах — лиловые носки и
сандалии и к этому
русская рубашка.
Впоследствии я поняла, что
Гумилев вообще любил
гротеск и в жизни, и в костюме. У него
было очень необычное
лицо: не то Би-Ба-Бо, не то Пьеро, не то монгол, а глаза и волосы светлые. Умные, пристальные глаза
слегка косят. При этом подчеркнуто-церемонные манеры, а глаза и рот
слегка усмехаются; чувствуется, что ему хочется созорничать и
подшутить над его добрыми тетушками, над этим чаепитием с вареньем, с разговорами о погоде, об уборке хлебов и т. п.
У Ахматовой строгое
лицо послушницы из староверческого скита. Все черты
слишком острые, чтобы
назвать лицо красивым. Серые глаза без улыбки. Ей могло
быть тогда 21-22 года. За столом она молчала и
сразу почувствовалось, что в семье мужа она чужая. В этой патриархальной семье и сам Николай Степанович, и его
жена были, как белые вороны.
Мать огорчилась тем, что сын не хотел
служить ни в гвардии, ни по дипломатической части, а стал поэтом, пропадает в Африке и жену привел какую-то чудную:
тоже пишет стихи, все молчит, ходит то в темном ситцевом
платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (
тогда носили узкие юбки с разрезом).
Конечно,
успех «Жемчугов» и «Четок» произвел в семье
впечатление, однако отчужденность все же так и оставалась. Сама Ахматова так вспоминает об этом периоде своего «тверского уединения»:
Но все мне памятна до боли
В полях скрипучие воротца,
И те неяркие просторы,
Где даже
голос ветра слаб.
И осуждающие взоры
Спокойных, загорелых баб.
После чая мы, молодежь, пошли в конюшню
смотреть лошадей, потом к старому пруду, заросшему тиной. Выйдя из
дома, Николай Степанович
сразу оживился, рассказывал об Африке, куда он мечтал
снова поехать. Потом он и Ахматова читали свои стихи. Оба читали
очень просто, без всякой декламации и напевности, которые в то
время были в моде. Расставаясь, мы сговорились, что Гумилевы приедут к нам на
другой же
день.
Наше Подобино
было совсем не похоже на Слепнево. Это
было подлинное «дворянское
гнездо» —
старый барский дом с ампирными колоннами,
громадный запущенный парк, овеянный романтикой прошлого, верховые лошади и полная
свобода. Там не
было гнета «старших»: мой муж в 24 года распоряжался имением самостоятельно. Были тетушки, приезжавшие на
лето, но они сидели по своим комнатам и не вмешивались в нашу
жизнь.
Началось с игры в «
цирк». В Слепневе с верховыми лошадьми
дело обстояло плохо: выездных лошадей не
было, и Николай Степанович
должен был
вести длинные дипломатические
переговоры с приказчиком, чтобы
получить под верх пару полурабочих лошадей. У нас же в Подобине,
кроме наших с мужем двух верховых лошадей,
всегда имелось еще несколько молодых лошадей, которые предоставлялись гостям. Лошади,
правда, были еще
мало объезженные, но
никто этим не смущался. Николай Степанович
ездить верхом, собственно говоря, не умел, но у него
было полное
отсутствие страха. Он садился на любую
лошадь, становился на
седло и проделывал самые головоломные упражнения.
Высота барьера его
никогда не останавливала и он не раз падал
вместе с лошадью.
В цирковую программу входили
также танцы на канате,
хождение колесом и т. д. Ахматова выступала как «
женщина-
змея»; гибкость у нее была удивительная — она легко закладывала ногу за шею, касалась затылком
пяток, сохраняя при всем этом строгое
лицо послушницы. Сам
Гумилев, как
директор цирка, выступал в прадедушкином фраке и цилиндре, извлеченных из сундука на чердаке. Помню, раз мы заехали кавалькадой
человек в
десять в
соседний уезд, где нас не знали.
Дело было в Петровки, в
сенокос. Крестьяне обступили нас и стали расспрашивать — кто мы такие?
Гумилев не задумываясь ответил, что мы
бродячий цирк 2 и едем на ярмарку в
соседний уездный
город давать представление. Крестьяне попросили нас
показать наше
искусство и мы проделали
перед ними всю нашу «программу».
Публика пришла в
восторг и
кто-то начал
собирать медяки в нашу пользу. Тут мы смутились и поспешно исчезли.
В дальнейшем постоянным нашим занятием была своеобразная
игра, изобретенная Гумилевым:
каждый из нас изображал
какой-то определенный
образ или тип — «Великая Интриганка», «Дон Кихот», «
Любопытный» (он имел
право подслушивать, перехватывать письма и т. п.), «
Сплетник», «
Человек, говорящий всем правду в глаза» и так
далее. При этом назначенная
роль вовсе не соответствовала подлинному характеру данного лица — «актера», скорее наоборот,