Николай Гумилев в воспоминаниях современников
с символизмом и его злоупотреблениями.
Отсюда статья «
Наследие символизма и
акмеизм», напечатанная в 1913-м году. Это как бы
манифест новой школы.
…Я уже назвал поэтов, которых он особенно любил. Что касается его явного и тайного родства с поэтами русскими, то об этом следовало бы
сказать особо,
потому что сам он о них молчал, и могло
показаться, что национальная
поэзия, как и сама
жизнь России, ему чужда. Мы только что пытались
доказать обратное.
Боюсь, что Брюсов делал это
потому, что
Гумилев его перехваливал.
Автор «Писем» и в самом деле
слишком высоко ценит Брюсова, что, при строгом отношении к таким поэтам, как Сологуб,
Блок и некоторые другие, —
вряд ли оправдано.
Г.
Иванов, вероятно, об этом не упоминает из желания
украсить Гумилева воображаемой непогрешимостью. Совершенно напрасно.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
шутил Пушкин. Без ошибки невообразимо, даже непривлекательно и
творчество теоретика поэзии, в особенности с темпераментом Гумилева.
В чем заслуга акмеизма, всем хорошо известно.
Символизм иссяк, заигрывание с тайнами запредельного, туманные и многозначительные намеки, превыспренний
словарь, — все это
надо было убрать. На крайнем фронте
беспорядочный натиск футуристов
тоже был угрозой.
Гумилев один обладал
силой воли, ума и характера, достаточными для отпора, отбора, организации. Довольно
вспомнить имена поэтов, так или
иначе к акмеизму причастных:
уровень их поэзии
вряд ли ниже, чем
уровень поэзии декадентов или символистов в лучшие годы их расцвета.
Гумилев —
организатор и
друг поэтов —
явление для меня лично незабываемое. Как это
всегда бывает при
почти ежедневной совместной работе, я с ним при жизни его расходился
гораздо больше, чем расхожусь теперь, но
всегда у меня к нему
было доверие: он был неизмеримо выше мелких интриг, которыми маленькие
люди, разъедаемые тщеславием,
всегда и
всюду отравляют литературную атмосферу, мешая подлинным поэтам в их высоком незаинтересованном служении.
…В России эпохи военного коммунизма
среди своих коллег, терроризированных, голодных,
Гумилев тверд и спокоен, но больше, чем
когда-нибудь, ему нужно спасаться в
область видений, снов.
Вероятно, будущим биографам поэта
будет небезынтересно,
узнать, как и когда был написан «Заблудившийся
трамвай», одно из центральных стихотворений «Огненного Столпа».
Гумилев в это
время был со мной в самой тесной дружбе, дни и ночи просиживал у меня на Серпуховской.
Ночь с 29-го на 30-е декабря 1919 года мы провели у моего приятеля, импровизировавшего мецената, инженера Александра Васильевича К., по случаю договора,
который он заключил с Гумилевым и
который воспроизведен в фотокопии в моей университетской тезе.
Разумеется, К. переиздавать Гумилева не собирался, но, узнав, что
поэт нуждается в деньгах, подписал бумагу, по которой
автор «Колчана» получал 30 тысяч рублей. Мы веселились, пили,
ночью нельзя было выходить, мы вышли уже под
утро.
Как я вскочил на его подножку,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня…
На
следующий день Гумилев читал мне «Заблудившийся
трамвай». Прием наложения планов, уже
давно разрабатывавшийся некоторыми из
тогда еще
совсем молодых петербургских поэтов, использован Гумилевым в этом стихотворении а позднее и в замечательном стихотворении «У цыган», с редким мастерством.
Отмечу, что в редакции, в которой
Гумилев читал мне «Заблудившийся
трамвай»,
сразу после его написания, были такие строчки:
Шел представляться Императрице. 11
…
Есть у Гумилева, как у каждого большого поэта, прямые пророчества о своей судьбе. Не раз уже приводились в печати его беззлобные строчки, посвященные рабочему:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Гумилев в последние три года жизни держался, как
певец в «Арионе» Пушкина:
На
берег выброшен волною,
Я гимны прежние пою…
Гумилев и пел «прежние гимны», оставаясь хранителем поэтической культуры.
Среди кельтских легенд, его вдохновлявших, одна была ему особенно
дорога:
легенда о волшебной скрипке или лютне,
легенда, которой вдохновлено первое
стихотворение в «Жемчугах» и
пьеса в стихах «Гондла». Видел ли он в ней
предсказание? Знал ли, что, прервав свою постоянную работу поэта,
будет разорван эринниями, как разорван в легенде
певец, выронивший лютню.
В годы, когда Россия в лице многих своих выдающихся людей живет и творит на Западе, одно имя достаточно для поддержания в нас связи с родиной, для полной гарантии от денационализации: имя Пушкина, самое русское и самое универсальное.
Блок продолжает, сильнее, чем
кто-нибудь, русскую линию Пушкина,
Гумилев — универсальную. Он даже расширил географические границы русских песен, введя в них Африку, экзотику.
Имя Гумилева
может быть для нас и для Запада еще одним примером нерасторжимости русских и европейских судеб.
Гумилев не предал Востока,
который дал России и всему миру базу для религии, науки, искусства. Но он и не сделал
себе из Востока кумира, он учился сам и звал всех
учиться у Запада.
Солнечные кончатся труды,
И от древа духа снимут
люди
Золотые, зрелые плоды.
ЛЕОНИД СТРАХОВСКИЙ
О ГУМИЛЕВЕ (1886-1921)
Двадцать пятого августа
тысяча девятьсот двадцать первого года был расстрелян Николай Степанович
Гумилев,
один из прекраснейших русских поэтов, приведший русскую поэзию
опять к чистоте, простоте, точности и ясности после ее засорения туманностями символистов. Он был арестован по делу так называемого Таганцевского заговора и наверное был бы отпущен, как
учитель многих пролетарских поэтов в рабочих клубах, если бы он вызывающе не заявил на первом же допросе, что он —
монархист. Из тюрьмы, когда он уже был уверен в своей участи, он писал своей жене: «Не беспокойся обо мне, я чувствую
себя хорошо; читаю Гомера и пишу стихи». 1 А первого сентября в газете «Петроградская
правда» на первой странице в списке расстрелянных по делу заговора, значилось: «
Гумилев, Н.С., тридцати трех лет (на самом деле ему
было 35 лет — Л.С.),
филолог и
поэт,
член правления издательства «
Мировая Литература»,
беспартийный,
бывший офицер. Участвовал в составлении прокламаций. Обещал
присоединить к организации группу интеллигентов в
момент восстания. Получал
деньги от организации для технических надобностей».
О Гумилеве-поэте писали многие. Его стихи магнетизируют. Помню, как юношей я купил в книжном магазине Вольфа на Невском проспекте в Петербурге книжку мне
тогда неизвестного поэта, озаглавленную: «Романтические цветы». Вернувшись
домой на
Каменный Остров, я начал ее
читать. Все сильнее и сильнее стихи ее меня захватывали. И вдруг две строчки прямо пронзили меня, и дух захватило:
Далеко, далеко на озере Чад
Это была моя первая «
встреча» с Николаем Степановичем. После этого я продолжал «
знакомство», покупая все его сборники стихов в меру моего ограниченного бюджета и читая его стихи в «Аполлоне», на
который подписывалась моя тетушка,
София Михайловна Ростовцева. А настоящая
встреча и краткое
знакомство произошли
гораздо позже, а именно на литературном утреннике (в 2 часа дня!) в зале Тенишевского училища, организованном обществом «Арзамас». 2 Привел меня
туда поэт Георгий
Иванов.
Было это в начале мая 1918 г. Большевики властвовали уже
более полугода, но Петербург, посеревший, полинявший, с пыльными, засоренными улицами был прекрасен, как
всегда, в эту памятную мне весну.
На утреннике выступали как видные, так и начинающие поэты.
Среди последних особенно помню Леонида Канегиссера, в форме вольноопределяющегося, с бледным, красивым,
чуть семитическим лицом. Кто мог бы
предположить, что еще до конца
лета он застрелит чекиста Урицкого и умрет мученической смертью? Первая
часть утренника закончилась первым публичным чтением поэмы Блока «
Двенадцать», эффектно продекламированной его женой, которая выступала под своей сценической фамилией: Басаргина. По окончании этого чтения в зале поднялся
бедлам.
Часть публики аплодировала, другая шикала и стучала ногами. Я прошел в крохотную артистическую комнату, буквально набитую поэтами. По программе
очередь выступать после перерыва была за Блоком, но он с трясущейся губой повторял: «Я не пойду, я не пойду». И
тогда к нему подошел
блондин среднего роста с каким-то будто утиным носом и сказал: «Эх, Александр Александрович, написали, так и признавайтесь, а лучше бы не написали». После этого он повернулся и пошел к двери, ведшей на эстраду. Это был
Гумилев.
Вернувшись в зал,
который продолжал
бушевать, я увидел Гумилева, спокойно стоявшего, облокотившись о лекторский
пюпитр, и озиравшего публику своими серо-голубыми глазами. Так, вероятно, он смотрел на диких зверей в дебрях Африки, держа наготове свое верное нарезное ружье. Но теперь его оружием была
поэзия. И когда зал
немного утих, он начал
читать свои газеллы, и в конце концов от его стихов и от него самого разлилась такая магическая
сила, что
чтение его сопровождалось бурными аплодисментами. После этого, когда появился
Блок, никаких демонстраций уже больше не
было.
По окончании утренника Георгий
Иванов познакомил меня с Гумилевым. Узнав, что я пишу стихи, Николай Степанович предложил мне
прогуляться с ним. Мы пошли по Летнему Саду. Был весенний,
хотя все еще
прохладный день.
Солнце пробивалось
сквозь деревья, опушенные
молодой листвой, и ложилось светлыми бликами на
белый мрамор статуй, на желтый
песок аллей и на
чуть пробивающуюся траву. Мы представляли довольно странную пару в большевистском Петербурге. Я «донашивал» лицейскую форму. На мне была лицейская
фуражка, и одет я был в черное
пальто в золотыми пуговицами, на которых сияли двуглавые орлы,